Дело № 2-539/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2018 года п. Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Меньшиковой О.В.,
при секретаре Черновой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности организовать сбор твердых бытовых отходов, размещенных на земельном участке, обеспечить их вывоз с последующей рекультивацией земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился с указанным иском, в обоснование своих требований указывая на то, что Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках проверки материалов дел об административных правонарушениях, рассмотренных Управлением Россельхознадзора по Липецкой области, на предмет исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления в деятельности администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области, юридический адрес: <адрес>, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 10 мин. при проведении Управлением Россельхознадзора по Липецкой области плановой выездной проверки в отношении администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области на земельном участке в границах кадастрового квартала № (координатные точки фотографирования: 52.20990 40.22923, 52.20950 40.22873) восточней существующей застройки с. Дурово, примерно 700 м на территории бывшей производственной базы, на площади не менее 0,1 га имеются хаотичные очаги складирования отходов производства и потребления (пластиковые и стеклянные бутылки, пластиковые канистры, полиэтиленовые мешки, куски полиэтиленовой пленки, стеклянные и жестяные банки, битое стекло, резина (шины, камеры, шланги), ветошь, стволы и ветви плодовых деревьев, фрагменты строительных материалов (битый кирпич, битый шифер, доски, листы железа), отходы от жизнедеятельности животных - навоз). Высота очагового абиотического наноса (отходов) на данной площади составляет не менее 0,4 - 0,5 м. По данному факту старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Липецкой области ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол №-ЗН об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района ФИО6 по ч. 2 ст. 8.6 К о АП РФ. По результатам рассмотрения названного протокола об административном правонарушении начальником отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Липецкой области ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление №-ЗН по делу об административном правонарушении, которым должностное лицо - глава администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района ФИО6 привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 10000 руб. Неисполнение администрацией сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставило под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района, и создавало опасность причинения вреда окружающей среде. Просит обязать администрацию сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области, юридический адрес: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать сбор отходов ТБО размещенных на земельном участке в границах кадастрового квартала №, восточней существующей застройки с. Дурово, примерно 700 м. на территории бывшей производственной базы, на площади не менее 0,1 га, и обеспечить их вывоз на специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, с последующей рекультивацией вышеуказанного земельного участка.
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор ФИО7 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, от него поступило ходатайство, согласно которому исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика – глава администрации сельского поселения Дуровский сельсовет ФИО6 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от него поступило заявление, согласно которому исковые требования признал в полном объеме.
Представитель третьего лица управления Россельхознадзора по Липецкой области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, от него поступило заявление, согласно которому исковые требования поддерживает в полном объеме, просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Суд, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя ответчика, представителя третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав и оценив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.ст. 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89 - ФЗ "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Исходя из ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву
В соответствии со ст.ст. 9 и 58 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
По положению статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов. Хранение отходов - это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - это изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Статьей 12 Земельного кодекса РФ закреплено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Исходя из ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии с п. 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003, временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления определяются проектом развития промышленного предприятия или самостоятельным проектом обращения с отходами.
Из материалов дела следует, что Приказом Управления Россельхознадзора от 05 февраля 2018 года установлено проведение плановой выездной проверки, в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, в отношении администрации сельского поселения Дуровский сельсовет.
Из акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 10 минут, при проведении плановой выездной проверки в отношении администрации сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района на земельном участке в границах кадастрового квартала № (координатные точки фотографирования: 52.20990 40.22923, 52.20950 40.22873) при визуальном осмотре, установлено, что на площади не менее 0,1 га. имеются хаотичные очаги складирования отходов производства и потребления. На территории сельского поселения Дуровский сельсовет выявлен факт перекрытия плодородного слоя почвы абиотическим наносом (в т.ч. отходами ТКО: пластиковые и стеклянные бутылки, пластиковые канистры, полиэтиленовые мешки, куски полиэтиленовой пленки, стеклянные и жестяные банки, битое стекло, резина (шины, камеры, шланги), ветошь, стволы и ветви плодовых деревьев, фрагменты строительных материалов (битый кирпич, битый шифер, доски, листы железа), отходы от жизнедеятельности животных – навоз, на площади не менее 0,1 га. Высота очагового абиотического наноса (отходов) на данной площади составляет не менее 0,4-0,5 м.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении главы администрации сельского поселения Дуровский сельсовет ФИО6 составлен протокол №-ЗН об административном правонарушении предусмотренном ч. 2 ст.8.6 КоАП РФ.
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо ФИО6 (глава администрации сельского поселения Дуровский сельсовет) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Отмеченные нарушения не допустимы, поскольку негативно влияют на состояние окружающей природной среды, создают угрозу здоровью населения и могут стать одной из причин распространения различного рода вредных веществ и микроорганизмов, способных вызвать инфекционные заболевания.
Неисполнение администрацией сельского поселения Дуровский сельсовет требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории сельского поселения Дуровский сельсовет, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд находит исковые требования Липецкого межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, представитель ответчика признала иск в полном объеме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Поэтому у суда нет оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
При установлении конкретного срока для организации сбора и вывоза отходов ТБО, с последующей рекультивацией земельного участка суд исходит из объема работ (количества подлежащих устранению нарушений), погодных и климатических условий для проведения работ. Таким образом, для исполнения решения необходимо установить срок – два месяца со дня вступления в законную силу решения суда, так как срок должен быть разумным.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Оснований для взыскания судебных расходов с ответчика нет, поскольку государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 45, 194-199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию сельского поселения Дуровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области, юридический адрес: ул. Центральная, 9, с. Дурово, Добринский район, Липецкая область, в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда организовать сбор твердых бытовых отходов, размещенных на земельном участке в границах кадастрового квартала 48:04:1750404, восточней существующей застройки с. Дурово, примерно 700 м. на территории бывшей производственной базы, на площади не менее 0,1 га, и обеспечить их вывоз на специально отведенное место, отвечающее санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям, с последующей рекультивацией вышеуказанного земельного участка.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Меньшикова
Решение в окончательной форме принято 29 июня 2018 года.