УИД 29RS0024-01-2019-002054-39
Дело № 2а-1780/2019 †††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††† 14 ноября 2019 года город Архангельск Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Соломбальский районный суд города Архангельска в составе судьи Долгиревой Т.С., при секретаре Мажура Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важ года город Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Соломбальский районный суд города Архангельска
в составе судьи Долгиревой Т.С.,
при секретаре Мажура Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе обратилось в суд с административным иском к Межрайонному отделу по особо важным исполнительным производствам УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 24.09.2019 вынесенного в рамках исполнительного производства №2728/19/29047-ИП.
В обоснование требований указано, что 24.09.2019 судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Попова А.А. в рамках исполнительного производства №2728/19/29047-ИП вынесла постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Административный истец не согласен с вынесенным постановлением, поскольку является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, финансируется из федерального бюджета. Для исполнения решения суда от 16.10.2017 и определения от 14.03.2019 необходимо провести ряд мероприятий в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые потребуют времени. В соответствии с решением Соломбальского районного суда г.Архангельска по делу №2а-1273 Межрегиональное территориальное управление обязано в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести землеустройство и очистку от отходов производства и потребления, в том числе ртутьсодержащих, земельных участков, находящихся в федеральной собственности, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. Менделеева, д.2. Определением суда от 14.03.2019 предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31.08.2019. Межрегиональное территориальное управление в ответе за исх.№1072 от 15.02.2019 сообщило об исполнении постановления о возбуждении исполнительного производства от 08.02.2019. В адрес арендаторов земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:012102:36, 29:22:012102:42 – ООО «Троицкий дом «Тройка», КУ ООО «Роснефтьпродукт» были направлены требования о необходимости расчистки от бытового и строительного мусора указанных земельных участков. Неоднократно были направлены письма в УГИБДД УМВД России по АО, Архангельскую межрайонную природоохранную прокуратуру по факту ввоза отходов на автомашинах марки КАМАЗ и просьбой о привлечении к административной ответственности лиц, допустивших нарушения требований природоохранного законодательства. До настоящего времени ответы на запросы не представлены или содержится информация об отказе в возбуждении дела ввиду отсутствия состава административного правонарушения. Указанные обстоятельства затрудняют исполнение решения суда, так как ввоз мусора посторонними лицами на федеральные земельные участки производится постоянно, что приводит к невозможности полной очистки территории и дополнительным финансовым затратам. В силу погодных условий (зимне-весенних 2019) исполнение постановления было невозможно. Согласно локальной смете от 10.07.2019 на ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 29:22:012102:28, площадью 20628 кв.м., потребуется 3002445,23 руб. Межрегиональным территориальным управлением направлено в Росимущество письмо от 15.07.2019 №5003 о выделении дополнительных средств на проведение мероприятий по исполнению решения суда. 19.09.2019 Межрегиональному территориальному управлению выделены средства на финансирование работ по очистке от отходов производства и потребления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. Менделеева, д.2. 30.09.2019 Межрегиональным территориальным управлением подготовлено распоряжение №252 о проведении закупки на оказание услуги по очистке земельного участка. 01.10.2019 размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0324100004619000031. В настоящее время проводится сбор заявок. На 15.10.2019 назначено проведение аукциона в электронной форме. После проведения электронного аукциона будут проводиться мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 29:22:012102:28.
В ходе судебного разбирательства в качестве административного ответчика по делу привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Представитель Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе Типков Р.В. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал, представил государственный контракт, заключенный по результатам аукциона, на ликвидацию свалки. Просил суд об освобождении от взыскания исполнительского сбора, считает, что для этого имеются основания. Отметил также, что Межрайонный отдел по особо важным исполнительным производствам УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу указан в качестве административного ответчика ошибочно, он не является юридическим лицом, а лишь структурным подразделением Управления.
Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам УФССП по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Попова А.А., действующая также от имени Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, с административным иском не согласилась, полагает, что постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем законно, поскольку в добровольном порядке решение суда должником не исполнено.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Ст. 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Как следует из материалов дела, решением Соломбальского районного суда города Архангельска по делу №2а-1273/2017 признано незаконным бездействие Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в АО и НАО по содержанию и сохранности земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных по адресу: г.Архангельск, ул.Менделеева, д.2, с кадастровыми номерами: 29:22:012102:27; 29:22:012102:28; 29:22:012102:29; 29:22:012102:30; 29:22:012102:31; 29:22:012102:33; 29:22:012102:34; 29:22:012102:35; 29:22:012102:36; 29:22:012102:37; 29:22:012102:38; 29:22:012102:42; 29:22:012102:43.
Суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в АО и НАО в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести землеустройство, очистку от отходов производства и потребления (в том числе ртутьсодержащих) участков, находящихся в собственности Российской Федерации, расположенных по адресу: г.Архангельск, ул.Менделеева, д.2 с кадастровыми номерами: 29:22:012102:27; 29:22:012102:28; 29:22:012102:29; 29:22:012102:30; 29:22:012102:31; 29:22:012102:33; 29:22:012102:34; 29:22:012102:35; 29:22:012102:36; 29:22:012102:37; 29:22:012102:38; 29:22:012102:42; 29:22:012102:43.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Архангельского областного суда от 08.02.2018 решение Соломбальского районного суда г.Архангельска от 16.10.2017 оставлено без изменения.
В целях исполнения указанного выше судебного решения 08.02.2019 возбуждено исполнительное производство №2728/19/29047-ИП в отношении должника – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в АО и НАО. Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
Определением Соломбальского районного суда города Архангельска от 14.03.2019 МТУ Росимущества в Архангельской области и Ненецком автономном округе предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 16.10.2017 по административному делу до 31.08.2019.
Порядок исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).
Согласно статье 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий, применения мер принудительного исполнения.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона "О судебных приставах" предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель, в том числе, принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Частью 11 статьи 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве" установлено, что судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет и в случае неисполнения должником-организацией исполнительного документа неимущественного характера составляет 50000 руб. (п. 1, 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительский сбор имеет свойства административной штрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 г. N 13-П, п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства").
Поскольку в установленный срок требования, изложенные в исполнительном документе, добровольно не были исполнены должником, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по ОВИП УФССП России по Архангельской области и НАО вынесено постановление от 24.09.2019 о взыскании с Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в АО и НАО исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Учитывая, что оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом и в пределах предоставленной ему компетенции, в рамках возбужденного исполнительного производства, при наличии предусмотренных законом оснований, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования истца о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора от 24.09.2019 вынесенного в рамках исполнительного производства №2728/19/29047-ИП.
Совокупности условий, предусмотренных ст. 227 КАС РФ, для удовлетворения иска по делу не установлено.
Между тем, в силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в постановлении от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что суд вправе, установив конкретные обстоятельства дела, уменьшить размер исполнительского сбора или освободить должника от его взыскания.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Из материалов дела усматривается, что должником предпринимались меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в АО и НАО является территориальным органом федерального органа исполнительной власти, финансируемым из федерального бюджета.
Как следует из материалов дела, во исполнение требований исполнительного документа Межрегиональным территориальным управлением в адрес ООО «Троицкий дом «Тройка», КУ ООО «Роснефтьпродукт», с которыми заключены договоры аренды в отношении находящихся в федеральной собственности земельных участков с кадастровыми номерами 29:22:012102:36, 29:22:012102:42, были направлены требования о необходимости расчистки от бытового и строительного мусора указанных земельных участков.
Межрегиональным территориальным управлением направлялись письма в УГИБДД УМВД России по АО, Архангельскую межрайонную природоохранную прокуратуру по факту ввоза отходов на автомашинах марки КАМАЗ и просьбой о привлечении к административной ответственности лиц, допустивших нарушения требований природоохранного законодательства.
Согласно счету на оплату от 10.07.2019 №16, подготовленному ИП Буряковским А.Н., за составление локальной сметы на ликвидацию несанкционированной свалки Межрегиональным территориальным управлением был подписан акт от 10.07.2019 №7 и произведена оплата в сумме 15000 руб.
В локальной смете от 10.07.2019 на ликвидацию несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером 29:22:012102:28, площадью 20628 кв.м. определена стоимость работ в размере ***
Межрегиональным территориальным управлением направлено в Росимущество письмо от 15.07.2019 №5003 о выделении дополнительных средств на проведение мероприятий по исполнению решения суда.
19.09.2019 Межрегиональному территориальному управлению выделены средства на финансирование работ по очистке от отходов производства и потребления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, расположенных по адресу: г. Архангельск, ул. Менделеева, д.2.
30.09.2019 Межрегиональным территориальным управлением подготовлено распоряжение №252 о проведении закупки путем электронного аукциона на оказание услуги по очистке земельного участка.
01.10.2019 Межрегиональным территориальным управлением размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки №0324100004619000031.
28.10.2019 заключен государственный контракт №31 на оказание услуги по очистке от отходов производства и потребления, в том числе ртутьсодержащих земельного участка площадью 20628 кв.м. с кадастровым номером 29:22:012102:28, по адресу: г. Архангельск, ул. Менделеева, д.2.
Таким образом, учитывая отсутствие у административного истца возможности своевременного исполнения требований исполнительного документа в установленный срок, учитывая установленную Федеральным законом N 44-ФЗ процедуру, а также предпринятые должником меры для исполнения решения суда в соответствии с требованиями законодательства и за счет средств федерального бюджета, суд приходит к выводу, что в данном случае имеются основания для освобождения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе от уплаты исполнительского сбора.
В силу положений части 8 статьи 112 Закона № 229-ФЗ решение суда об освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным постановления судебного пристава исполнителя от 24 сентября 2019 года о взыскании исполнительского сбора отказать.
Освободить Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 24.09.2019 в рамках исполнительного производства № 2728/19/29047-ИП по делу №2а-1273/2017.
Решение в части освобождения от взыскания исполнительского сбора обратить к немедленному исполнению.
Решение в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.
Судья Т.С.Долгирева
Решение в окончательной форме составлено 19 ноября 2019 года.