Дело № 3а-156/2021 УИД21OS0000-01-2021-000061-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орловой И.Н., при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
при участии административного истца Федоровой О.В. и ее представителя Новиковой Т.Н.,
представителя административного ответчика администрации г.Чебоксары Крупяковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Федоровой Ольги Владимировны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил:
Федорова О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с администрации г.Чебоксары за счет средств бюджета г.Чебоксары компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 100000 рублей, понесенных расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Заявленное требование административным истцом мотивировано тем, что решением Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 05.12.2018 на администрацию г.Чебоксары возложена обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения. На основании выданного исполнительного листа возбуждено исполнительное производство и должнику предложено в 5-дневный срок добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе. Указанный судебный акт до настоящего времени не исполнен, в связи с чем нарушено право административного истца на судопроизводство в разумный срок, а не предоставление жилья в течение длительного периода времени нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права на жилище и судебную защиту, а также положения статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В судебном заседании административный истец Федорова О.В. и ее представитель Новикова Т.Н. поддержали заявленное требование по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика администрации г. Чебоксары Крупякова А.В. в удовлетворении заявленного требования просила отказать, указывая, что срок неисполнения судебного акта является разумным, а действия администрации г.Чебоксары по исполнению судебного акта достаточными и эффективными. Процедура приобретения квартир для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает их закупку на аукционе, при проведении которых строительные организации не подают заявки по причине низкой стоимости 1 кв.м. приобретаемого жилья. Администрацией города принимаются все меры для своевременного исполнения многочисленных решений судов. Однако, установленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации размер стоимости 1 кв.м. в Чувашской Республике, в отсутствие дотаций из местного и республиканского бюджетов, не позволяет в полной мере обеспечить жильем всех нуждающихся граждан вышеназванной категории.
Заинтересованные лица - прокурор, Министерство финансов Чувашской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Управление службы судебных приставов по Чувашской Республике, Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по Чувашской Республике в судебное заседание представителей не направили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод и возможность обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и в силу статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 № 4-П указано, что судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Согласно части 1 статьи 6.1 ГПК РФ судопроизводство в судах и исполнение судебного акта осуществляются в разумные сроки.
Исходя из положений ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, сроки судебного разбирательства по гражданским делам начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. То есть, исполнительное производство является стадией судопроизводства.
Предусмотренное Конституцией Российской Федерации и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 право на судебную защиту, включающее в том числе право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок, реализуются посредством создания государством процессуальных условий для эффективного и справедливого рассмотрения дела, а также организации и обеспечения своевременного и эффективного исполнения судебных актов.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон № 68-ФЗ) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации (пункт 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» - далее Постановление Пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11).
Частью 4 ст. 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) предусмотрено, что административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд в период исполнения судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, и не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно части 1 статьи 36 указанного Закона содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.
Из положений части 3 статьи 1 Закона № 68-ФЗ следует, что присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Как видно из материалов дела, решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 5 декабря 2018 года, вступившим в законную силу 25 марта 2019 года, на администрацию города Чебоксары возложена обязанность предоставить Федоровой О.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам (гражданское дело ФИО6).
11 апреля 2019 года на основании исполнительного листа от 9 апреля 2019 года серии ФИО6, выданного по названному гражданскому делу № ФИО6, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Чувашской Республике (далее УФССП по ЧР) возбуждено исполнительное производство № ФИО6-ИП и должнику (администрации города Чебоксары) установлен пятидневный срок для исполнения судебного постановления.
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 14 июня 2019 года удовлетворено ходатайство администрации г. Чебоксары, предоставлена отсрочка по исполнению указанного решения суда на срок до 1 сентября 2019 года.
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 18 октября 2019 года отказано в удовлетворении заявления администрации г. Чебоксары о предоставлении отсрочки по исполнению указанного решения суда на срок до 1 марта 2020 года.
Согласно части 2 статьи 2 Закона № 68-ФЗ размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Как разъяснено в пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 29.03.2016 № 11 при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 Бюджетного кодекса РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (ч.ч. 1 и 3 ст. 428 ГПК РФ, п. 6 ст. 242.2, п. 8 ст. 242.3, п. 7 ст. 242.4, п. 7 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ). Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта (ст.434 ГПК РФ).
Обращение в суд с настоящим иском последовало 2 апреля 2021 года.
На момент рассмотрения настоящего спора исполнение требования исполнительного документа не осуществлено.
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего иска продолжительность неисполнения решения суда с момента его вступления в законную силу составила 2 года 2 месяца.
Судом установлено, что на исполнении в администрации города Чебоксары находится более 300 неисполненных решений судов, возлагающих обязанность по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по установленным нормам. Специализированный жилищный фон формируется путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции города Чебоксары периодически объявляются аукционы в электронной форме на приобретение жилых помещений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявок на участие в аукционах не поступает в связи с низкой стоимостью 1 кв.м. приобретаемого жилья.
Согласно Закону Чувашской Республики от 11.12.2020 № 108 «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на предоставление специализированных помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа на 2021 год выделено 132897200 рублей.
В силу части 2 статьи 14.7 Закона Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» распределение средств республиканского бюджета Чувашской Республики, предусмотренных на реализацию государственных полномочий по обеспечению детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещения специализированного жилого фонда, осуществляется исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации на определение показателей средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации и других предусмотренных данной нормой показателей.
Приказом Минстроя России от 29.06.2020 № 351/пр «О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2020 года и показателях средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на III квартал 2020 года» для Чувашской Республики установлен норматив – 37 542 руб. за 1 кв.м.
Вместе с тем, средняя рыночная цена квадратного метра жилого помещения без отделки по Чувашской Республике на конец 3 квартала 2020 года по данным Росстата составила 47828 за 1 кв.м.
Таким образом, выделенные из бюджета денежные средства не осваиваются по целевому назначению по причине отсутствия правовых процедурных рычагов, позволяющих изменение стоимости приобретаемого жилья в зависимости от условий рынка, при недостаточности средств местного бюджета для покрытия недостающей части стоимости жилья.
Оценив собранные доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом процессуальных сроков на обращение в суд, наличии обстоятельств, подтверждающих нарушение его права на исполнение судебного акта в разумный срок, наличии права на присуждение компенсации.
При этом, отсутствие реальных процедурных рычагов для покупки квартир на рынке жилья по ценам выше предусмотренных нормативными правовыми актами, отсутствие достаточного финансирования для исполнения требований исполнительного документа, не могут служить основанием для освобождения от предусмотренной законодательством ответственности за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Заявленная административным истцом сумма компенсации в размере 100000 рублей является чрезмерной. Определяя сумму компенсации, суд исходит из необходимости соблюдения баланса интересов сторон, из степени нарушения прав взыскателя на своевременное исполнение судебного решения, комплекса мер, принятых административным ответчиком для исполнения требований исполнительного документа, предмета требования исполнительного документа, необходимости принятия со стороны органа местного самоуправления мер по проведению торгов и заключению муниципальных контрактов, и полагает необходимым установить сумму компенсации Федоровой О.В. за нарушение ее права на исполнение судебного акта в разумный срок, в размере 25 000 рублей. По мнению суда, эта сумма является справедливой, обеспечивающей индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение такого права, определенной с учетом обстоятельств дела, продолжительности нарушения и значимости его последствий для административного истца, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
В соответствии с п.5 ч. 9 ст. 3 Закона № 68-ФЗ при рассмотрении судом заявления о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, интересы Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования представляют соответствующий финансовый орган и главный распорядитель средств соответствующего бюджета.
Согласно положениям ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно положению о Финансовом управлении администрации г. Чебоксары, утвержденном решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 10.12.2019 № 1959 «Об утверждении Положения о финансовом управлении администрации города Чебоксары», управление является функциональным органом администрации города Чебоксары, созданным для осуществления полномочий администрации города Чебоксары по решению вопросов местного значения в сфере регулирования бюджетных и финансовых правоотношений на территории муниципального образования г. Чебоксары. Оно же осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета г. Чебоксары, предусмотренных на содержание финансового управления и реализацию возложенных на финансовое управление функций (п. 1, 3.1 Положения). Ранее действовало Положение, утвержденное решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 19 апреля 2012 года № 541, содержащее аналогичные нормы.
В соответствии с положением об Управлении архитектуры и градостроительства администрации г. Чебоксары, утвержденным решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 22 октября 2019 года № 1896 Управление в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в числе прочих, функции по обеспечению контроля над ведомственными учреждениями при проектировании, строительстве реконструкции объектов местного значения, в том числе жилищного, полностью или частично финансируемых из бюджетов всех уровней. Оно же является получателем бюджетных средств, утвержденных в бюджете г. Чебоксары, в рамках реализации адресной инвестиционной программы г. Чебоксары и расходов инвестиционного характера, предусмотренных в бюджете г. Чебоксары (подпункты 1, 51 п. 3.1 Положения), что указывает на данный орган, как на распорядителя денежных средств местного бюджета в соответствующей области.
Доводы представителей администрации г. Чебоксары о том, что в настоящее время организация аукционов и заключение муниципальных контрактов по приобретению жилья для лиц названной категории возложена на МБУ «Управление капитального строительства и реконструкции» г. Чебоксары, которому соглашением от 16 августа 2016 года Управление архитектуры и градостроительства г. Чебоксары передало эти полномочия, не могут быть приняты во внимание. Передача отдельных полномочий другому лицу не указывает на лишение в связи с этим соответствующего статуса финансового органа или главного распорядителя средств муниципального бюджета.
Таким образом, исполнение решения суда подлежит осуществлению Финансовым управлением администрации г. Чебоксары за счет средств бюджета города Чебоксары путем перечисления денежной суммы на счет, открытый на имя Федоровой О.В. в ПАО «ФИО6».
Применительно к положениям ст. 111 КАС РФ в пользу административного истца подлежат также взысканию с администрации г. Чебоксары расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. 259 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Исковое требование Федоровой Ольги Владимировны о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики в пользу Федоровой Ольги Владимировны компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 25000 (двадцать пять тысяч) рублей.
Исполнение решения суда возложить на Финансовое управление администрации г. Чебоксары за счет средств бюджета города Чебоксары путем перечисления денежной суммы на счет, открытый на имя Федоровой Ольги Владимировны в ПАО «ФИО6».
Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.Н.Орлова
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2021 года