Судья Кулаков К.Г.
Судья-докладчик Черемных Н.К. по делу № 33-9897/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 ноября 2022 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Рудковской И.А.,
судей Губаревич И.И. и Черемных Н.К.,
при секретаре Шипицыной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Номер изъят по исковому заявлению прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в интересах Полосиной Л.И. к ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» о взыскании недоначисленной заработной платы, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе представителя истца Полосиной Л.И. Федорец Н.Н. на решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 27 января 2022 года,
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Казачинско-Ленского района Иркутской области обратился в суд в интересах Полосиной Л.И. с иском к ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», просил взыскать с ответчика в пользу Полосиной Л.И. недоначисленную заработную плату за период с марта по ноябрь 2019 года в размере 61 291,46 руб., компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что в период с Дата изъята по Дата изъята действовало Положение об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница», утвержденное приказом от Дата изъята , которое включало в себя, в том числе, выплаты компенсационного характера в размере 15 % оклада для среднего персонала (лаборант) клинико-диагностической лаборатории. Данный размер выплат за работу с вредными и (или) опасными условиями труда установлен по результатам проведенной специальной оценки условий труда. Более мероприятия по специальной оценке условий труда в больнице не проводились. Приказом от Дата изъята Номер изъят утверждено новое Положение об оплате труда работников, введенное в действие с Дата изъята . В соответствии с Приложением № 3 к данному Положению установленные ранее компенсационные выплаты медицинским работникам за работу с вредными и (или) опасными условиями труда снижены до 4% к окладу. Данные действия работодателя не соответствуют действующему законодательству, произведены без проведения специальной оценки условий труда. Размер заработной платы остался на прежнем уровне. Полосина Л.И. работает в должности (данные изъяты). В соответствии с новым Положением об оплате труда работников ее оклад установлен в размере 7 100 руб., но снижена компенсационная надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до 4%, а в марте произведен расчет заработной платы, исходя из оклада 4 554 руб. В связи с чем, заработная плата Полосиной Л.И. должна быть пересчитана с учетом нового оклада и незаконно сниженной компенсационной надбавки за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размере 15%. Оплата в выходные дни в августе и сентябре 2019 года Полосиной Л.И. незаконно произведена в одинарном размере. Оплата сверхурочных часов произведена с нарушением ст. 152 ТК РФ. Незаконно при оплате труда Полосиной Л.И. за работу по совместительству не оплачена надбавка за работу в сельской местности в размере 25%.
Решением Казачинско-Ленского районного суда от 01.06.2020 в удовлетворении исковых требований прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области, действующего в интересах Полосиной Л.И., отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26.10.2020 решение суда от 01.06.2020 оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2021 решение Казачинско-Ленского районного суда от 01.06.2020, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26.10.2020 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Обжалуемым решением суда исковые требования прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области, действующего в интересах Полосиной Л.И., удовлетворены частично. С ответчика в пользу истца взыскана компенсация морального вреда в сумме 3 500 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца Полосиной Л.И. Федорец Н.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска в полном объеме.
Указывает, что решение суда принято с нарушением норм материального права. Суд неправомерно обосновывает законность снижения ответчиком выплаты за вредные и опасные условия труда нормами закона, применяемыми для установления выплат стимулирующего характера. Суд не принимает во внимание отличие выплат стимулирующего характера от выплат компенсационного характера, которыми и является выплата за вредные и опасные условия труда. О недопустимости снижения компенсаций отдельным категориям медицинских работников без подтверждения улучшения условий труда результатами специальной оценки упоминается также в Правительственной телеграмме Министерства труда и социальной защиты РФ от 19.12.2014 № 15-0/10/П-7498. Снижение или отмена компенсаций повлечет изменение определенных сторонами условий трудового договора, что возможно по соглашению сторон либо в порядке, предусмотренном ст. 74 ТК РФ. Соглашением уменьшить размер компенсации невозможно, так как снижение вредных и опасных условий работы истца не доказано. Судом не учтены, что вредность является величиной относительной, напрямую зависящей от тарифной ставки (оклада) и устанавливающейся в процентном отношении от них, невозможность самопроизвольного снижения выплаты при отсутствии у ответчика изменений в организационно-технологических условиях труда истца. Условия труда у ответчика не изменились. Законом не предусмотрено снижение выплаты на основании двустороннего соглашения. Локальными нормативными актами не предусмотрена возможность изменения размера выплаты без проведения специальной оценки труда рабочего места.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Черемных Н.К., выслушав объяснения прокурора Зиминой Ю.Р., возражавшей против отмены судебного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу абз.7 ч.2 ст.22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
По смыслу норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
В соответствии с частями 1-3 ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.
В силу ч.5 ст.144 ТК РФ системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Едиными рекомендациями по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2018, протокол № 12) (далее - Единые рекомендации) определено, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе в том числе принципов недопущения снижения и (или) ухудшения размеров и условий оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений по сравнению с размерами и условиями оплаты труда, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера, а также недопущение какой бы то ни было дискриминации - различий, исключений и предпочтений, не связанных с деловыми качествами работников и результатами их труда, а также результатами деятельности учреждений.
Пунктом 6 Единых рекомендаций предусмотрено, что системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;в) в муниципальных учреждениях - соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 7 указанных Единых рекомендаций установление и изменение (совершенствование) систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений осуществляются в том числе, с учетом:
а) обеспечения в 2019 году уровня заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в размерах не ниже уровня, достигнутого в 2018 году при реализации указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» и от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
б) создания условий для оплаты труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом, в повышении качества оказываемых услуг;
в) обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, в том числе по отдельным категориям работников (определяется на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики);
г) обеспечения государственных гарантий по оплате труда.
В соответствии с подпунктами «б» и «ж» пункта 37 Единых рекомендаций органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, руководителям государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать, что в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности работы в медицинских учреждениях, снижения внутрирегиональной дифференциации в оплате труда рекомендуется продолжить работу по совершенствованию систем оплаты труда работников в части увеличения доли выплат по окладам в структуре заработной платы, сбалансировав ее таким образом, чтобы без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями 55 - 60 процентов заработной платы направлялось на выплаты по окладам, 30 процентов структуры заработной платы составляли стимулирующие выплаты преимущественно за достижение конкретных результатов деятельности по показателям и критериям эффективности, повышение квалификации, 10 - 15 процентов структуры заработной платы составляли выплаты компенсационного характера в зависимости от условий труда работников.
Повышение оплаты труда работников учреждений, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится по результатам специальной оценки условий труда в размере не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Конкретные размеры повышенной оплаты труда работникам устанавливаются работодателем в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр утверждено примерное Положение об оплате труда работников организаций, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области, пунктом 33 которого, в редакции Приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12.12.2017 № 73-мпр, вступившего в силу с 01.02.2019, определено, что выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в соответствии со ст. 147 ТК РФ. Размер повышения оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда иным работникам медицинских организаций осуществляется по результатам специальной оценки рабочих мест по условиям труда. Конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда медицинским и иным работникам организаций устанавливаются работодателем по результатам специальной оценки условий труда в размерах не менее 4% оклада (должностного оклада), установленного для различных видов работ с нормальными условиями труда, с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.
Согласно ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Полосина Л.И. состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» с 2004 года в должности (данные изъяты).
За выполнение трудовых обязанностей истцу была установлена заработная плата в размере: базовый оклад в месяц, выплата за вредные и опасные условия труда 15%, надбавка за работу в сельской местности 25%, районный коэффициент 70%, северная надбавка 50%, выплата за стаж непрерывной работы 30%.
Согласно действующему на 2018 год Положению об оплате труда работников ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница», утвержденному приказом Номер изъят от Дата изъята , Полосина Л.И. получала, в том числе, оклад в размере 4 554 руб., выплаты за вредные и опасные условия труда в размере 15%.
В связи с введением новой системы оплаты труда приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 28.11.2018 № 92-мпр ОГБУЗ «Казачинско-Ленская районная больница» приказом от Дата изъята Номер изъят утвердило Положение об оплате труда работников в новой редакции, которое было введено в действие с Дата изъята .
Согласно новой редакции Положения размер оклада истца был увеличен до 7 100 руб., тогда как надбавка за работу с вредными и (или) опасными условиями труда уменьшена с 15% до 4% (Приложения № 1 и № 3).
Дополнительным соглашением Номер изъят от Дата изъята к трудовому договору, которое вступает в силу с Дата изъята , истцу установлен оклад в размере 7 100 руб., надбавка за вредные и опасные условия труда 4%. Истец подписала данное дополнительное соглашение, продолжила работу.
Исходя из расчетных листков, выплата заработной платы истца за период с марта 2019 года производилась из оклада в размере 4 554 руб.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что действия ответчика по изменению размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% от должностного оклада истца (который увеличен по сравнению с ранее установленным с 4 554 руб. до 7 100 руб.) до 4% в связи с введением новой системы оплаты труда являются правомерными; в связи с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены и пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика в пользу Полосиной Л.И. задолженности по заработной плате с Дата изъята с учетом ранее установленной надбавки за вредные условия труда в размере 15%.
Разрешая требования истца в части невыплаты истцу заработной платы за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни в марте, и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что в указанный период времени Полосина Л.И. к сверхурочной работе не привлекалась, работала по внутреннему совместительству, работа в выходные и праздничные дни оплачена в порядке ст.153 ТК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований истца в части оплаты труда за работу по внутреннему совместительству, с учетом надбавки за работу в сельской местности, суд первой инстанции исходил из того, что работа по внутреннему совместительству производится на условиях, определенных соответствующим трудовым договором.
Рассматривая требование истца о взыскании перерасчета заработной платы за март 2019 года и отказывая в его удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что перерасчет за март 2019 года, исходя из нового должностного оклада, произведен истцу и выплачен в мае 2019 года (л.д. (данные изъяты)).
Установив факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, выразившихся в несвоевременной выплате заработной платы в полном объеме, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания с ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» в пользу Полосиной Л.И. компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда в сумме 3 500 руб., суд первой инстанции учел конкретные обстоятельства дела, степень вины ответчика в нарушении трудовых прав истца, характер и объем причиненных истцу нравственных страданий, личность истца, требования разумности и справедливости.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы представителя истца Полосиной Л.И. Федорец Н.Н. сводятся к обоснованию неправомерности снижения истцу размера выплаты за вредные и опасные условия труда с 15% до 4 % без проведения специальной оценки условий труда. Данные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку изменение размера компенсации за работу с вредными условиями труда с 15% от должностного оклада истца до 4% произведено в связи с введением новой системы оплаты труда Приказом министерства здравоохранения Иркутской области от 06.11.2015 № 119-мпр, в редакции приказа министерства здравоохранения Иркутской области от 12.12.2017 № 73-мпр; с введением новой системы оплаты труда составные части заработной платы (оклад, надбавки, доплаты и т.д.) могут быть пересмотрены и перераспределены; размер фонда оплаты труда бюджетных учреждений ограничен лимитом выделяемых на цели выплаты заработной платы бюджетных средств.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Казачинско-Ленского районного суда Иркутской области от 27 января 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья – председательствующий |
И.А. Рудковская |
Судьи |
|
И.И. Губаревич Н.К. Черемных |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30 ноября 2022 года.