Дело № 2а-213/2018
Решение
именем Российской Федерации
город Судогда 03 апреля 2018 года
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Гудимова А.С.,
при секретаре судебного заседания Зуевой Е.В.,
с участием помощника прокурора Судогодского района Зотовой А.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Судогодского района к администрации муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела,
установил:
Прокурор Судогодского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Муромцевскоесельское поселение Судогодского района Владимирской области (далее по тексту – администрация МО Муромцевское сельское поселение) о возложении обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение статей 9, 25, 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 1 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения», Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» администрацией МО Муромцевское сельское поселение не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, договор с иной специализированной службой по вопросам похоронного дела не заключен.
Прокурор полагает, что отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех граждан, проживающих на территории муниципального образования, поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор Судогодского района просит обязать административного ответчика в срок до 01 мая 2018 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Помощник прокурора Судогодского района Зотова А.В. в судебном заседании поддержала заявленное требование по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, и настаивала на его удовлетворении.
Административный ответчик – администрация МО Муромцевское сельское поселение, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, своего представителя в суд не направила.
В письменном отзыве представитель администрации МО Муромцевское сельское поселение Е.С. Баранова ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика, возражала против удовлетворения требований прокурора. В обоснование возражений указала, что органы местного самоуправления вправе самостоятельно принимать решения по вопросам создания специализированных служб похоронного дела, в том числе определяя лиц, к ведению которых будет относится выполнение подобных обязанностей. Полагает, что в случае, если в муниципальном образовании отсутствуют организации, оказывающие ритуальные услуги, в целях обеспечения прав граждан возможно как посредством создания специализированных служб по вопросам похоронного дела – муниципальных организаций исходя из целесообразности и потребностей в этих услугах, так и включение в уставную деятельность имеющихся муниципальных учреждений соответствующих видов деятельности, связанных с обеспечением предоставления гарантированного перечня услуг по погребению. Кроме того, отсутствует запрет на заключение соглашения по передаче соответствующих полномочий сельского поселения на уровень муниципального района.
С учетом сведений о надлежащем извещении, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика, в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Суд, заслушав объяснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 22 пункта 1 и пункта 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 5 Закона Владимирской области от 14.11.2014 № 121-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения» организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения на территории Владимирской области отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
Статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В силу части 2 статьи 9 названного закона указанные выше услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Статьей 12 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ.
Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
Согласно пункту 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» специализированные службы по вопросам похоронного дела оказывают на безвозмездной основе услуги по погребению, гарантированные статьей 9 Федерального закона № 8-ФЗ, по первому требованию супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Следовательно, цель создания специализированных служб по вопросам похоронного дела заключается в обеспечении государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
На основании статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 7 устава муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения относятся к вопросам местного значения сельского поселения (л.д. 30).
Из ответа администрации МО Муромцевское сельское поселение на запрос прокурора Судогодского района от 06 марта 2018 года следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела, на которую возложена обязанность по осуществлению погребения умерших на территории муниципального образования, отсутствует (л.д. 15).
При этом обязанность по созданию таких служб органами местного самоуправления сельских поселений предусмотрена приведенными выше положениями закона.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что органом местного самоуправления были приняты необходимые меры по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела с целью обеспечения реализации прав неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
Таким образом, судом установлено, что в нарушение вышеприведенных правовых норм администрацией МО Муромцевское сельское поселение не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Доводы административного ответчика о самостоятельном определении органами местного самоуправления способов реализации полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории муниципального образования в отсутствие созданной и осуществляющей деятельность специализированной службы по вопросам похоронного дела не могут явиться основанием для отказа в удовлетворении административного иска прокурора.
Остальные доводы административного ответчика основаны на неверном толковании норм материального права и не содержат ссылки на обстоятельства, свидетельствующие о необоснованности и незаконности требований прокурора.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что требование прокурора о возложении на администрацию МО Муромцевское сельское поселение обязанности создать специализированную службу по вопросам похоронного дела является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд в соответствии с частью 2 статьи 178 КАС РФ считает необходимым установить административному ответчику срок для исполнения решения суда – до 01 июля 2018 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ,
решил:
Административный иск прокурора Судогодского района удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области в срок до 01 июля 2018 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Администрации муниципального образования Муромцевское сельское поселение Судогодского района Владимирской области сообщить прокурору Судогодского района и суду сведения об исполнении решения по настоящему административному делу в течение одного месяца со дня его исполнения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.С. Гудимов