Дело №3а-61/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2017 года г. Элиста
Верховный Суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего - судьи Сангаджиевой Б.Т.
при секретаре Клиповой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Промвентиляция» к Правительству Республики Калмыкия и Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
установил:
ООО "Промвентиляция" (далее – Общество) обратилось в суд с указанным заявлением (с уточнениями от 06 декабря 2017 года), ссылаясь на то, что является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов, предназначенного для производственной базы с кадастровым номером *** общей площадью 6474 кв.м., по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***, а также расположенных на нем строений: нежилого помещения площадью 1184 кв.м. с кадастровым номером *** (объект № 1), нежилого помещения площадью 316, 30 кв.м. с кадастровым номером *** (объект № 2), нежилого помещения площадью 297 кв.м. с кадастровым номером *** (объект № 3) и гаражей с пристройками площадью 379, 90 кв.м. с кадастровым номером *** (объект № 4). Кадастровая стоимость земельного участка, определенная в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 24 января 2012 года № 518 «О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Калмыкия», составила 7410 658 руб. 32 коп. Кадастровая стоимость строений утверждена приказом министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 года № 112-пр и составила: для объекта № 1 – 6222002 руб. 88 коп., объекта № 2 – 3344 511 руб. 92 коп., объекта № 3 – 1560 755 руб. 79 коп. и объекта № 4 – 2854 739 руб. 55 коп. Полагая, что кадастровая стоимость недвижимости завышена, Общество провело оценку рыночной стоимости земельного участка и строений. Согласно заключениям независимого оценщика итоговая величина рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 28 апреля 2016 года составила 3 502 000 руб. 00 коп., объекта № 1 – 2860000 руб. 00 коп. по состоянию на 12 марта 2014 года, объекта № 2 – 1300 900 руб. 00 коп. по состоянию на 01 апреля 2014 года, объекта № 3 – 1061 100 руб. 00 коп. по состоянию на 12 марта 2014 года и объекта № 4 – 1183 300 руб. 00 коп. по состоянию на 07 ноября 2014 года.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка и перечисленных объектов недвижимости в размере, равном их рыночной стоимости на дату определения кадастровой стоимости.
Представитель ООО "Промвентиляция" Лазарев В.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители ответчиков - Правительства Республики Калмыкия и Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия и заинтересованных лиц - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Калмыкия, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились в судебное заседание, не сообщив суду о причинах неявки и не представив никаких доводов и возражений по поводу заявленных исковых требований.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд признает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства РФ и части 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в суде в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц.
В соответствии с ч. 1 и ч. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость устанавливается прежде всего для целей налогообложения, так как налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Из представленных суду доказательств следует, что ООО «Промвентиляция» на основании договора купли-продажи земельного участка является собственником земельного участка из категории земель населенных пунктов, предназначенного для производственной базы с кадастровым номером *** общей площадью 6474 кв.м., по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10 мая 2016 года.
Учитывая порядок определения налоговой базы земельного налога, несоответствие внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости нарушает права собственника данного земельного участка.
В силу статей 373, 374 Налогового кодекса РФ и статьи 1 Закона Республики Калмыкия «О налоге на имущество организаций» от 29 декабря 2003 года № 3-III-З организации, имеющие в собственности недвижимое имущество, являются плательщиками налога на имущество организаций.
При этом в соответствии со статьями 375, 378-2 Налогового кодекса РФ налоговая база по названному налогу определятся, по общему правилу, как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. Исключение составляют отдельные объекты недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Перечень таких объектов недвижимого имущества определен в пункте 1 статьи 378-2 Налогового кодекса РФ, а особенности определения их налоговой базы устанавливаются законами субъектов РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378-2 Налогового кодекса РФ к объектам недвижимости, налоговая база которых определяется, исходя из кадастровой стоимости, отнесены: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и торгового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в РФ через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Представленными административным истцом копиями свидетельств о государственной регистрации права серии 08 АЕ №№ ***, ***, ***, ***, выданными Управлением по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок в ним Республики Калмыкия 05 июля 2004 года, подтверждается, что ООО «Промвентиляция» является собственником нежилого помещения площадью 1184 кв.м., нежилого помещения площадью 316, 30 кв.м., нежилого помещения площадью 297 кв.м. и гаражей с пристройками площадью 379, 90 кв.м. расположенных по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, ***.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что из перечисленных четырех нежилых помещений в число объектов недвижимости, налоговая база которых определяется, исходя из их кадастровой стоимости, входит лишь объект № 3 - нежилое помещение площадью 297 кв.м. с кадастровым номером ***.
Это обстоятельство подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31 июля 2017 года № *** и приложением к приказу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 28 ноября 2016 года № ***, согласно которому названный объект вошел в перечень недвижимого имущества, по которым налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В отношении остальных указанных в иске объектов недвижимого имущества - нежилого помещения площадью 1184 кв.м. с кадастровым номером *** (объект № 1), нежилого помещения площадью 316, 30 кв.м. с кадастровым номером *** (объект № 2) и гаражей с пристройками площадью 379, 90 кв.м. с кадастровым номером *** (объект № 4), такие данные административным истцом не представлены, что опровергает доводы о нарушении его прав в результате исчисления имущественного налога с применением завышенной кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что обстоятельств, свидетельствующих о том, что результаты определения кадастровой стоимости этих трех объектов недвижимости иным образом затрагивают права и обязанности ООО «Промвентиляция», административным истцом и его представителем не приведено и в ходе судебного разбирательства по делу не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии у истца права на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости этих объектов недвижимого имущества, что является основанием для отказа в удовлетворении этой части исковых требований.
Таким образом, ООО «Промвентиляция», как плательщик земельного налога и налога на имущество организаций, исчисляемого, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, вправе оспорить в судебном порядке кадастровую стоимость земельного участка и нежилого помещения площадью 297 кв.м. с кадастровым номером ***.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков - в силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ - проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи, когда при определении рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Постановлением Правительства Республики Калмыкия № 518 от 24 декабря 2012 г. «О результатах государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Республики Калмыкия» утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Республики Калмыкия, состоящих на кадастровом учете на 01 июня 2012 г.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Республике Калмыкия» 07 ноября 2017 года, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** определена в соответствии с указанным постановлением Правительства Республики Калмыкия и по состоянию на 28 апреля 2016 года утверждена в размере 7 410 658 руб. 32 коп.
Приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. № 112-пр утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Республики Калмыкия.
Кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером ***, утвержденная данным приказом, по состоянию на 12 марта 2014 г. составила1560 755 руб. 79 коп., о чём свидетельствует выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07 ноября 2017 г. № ***.
В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Не согласившись с размером установленной кадастровой стоимости, административный истец обратился к независимому оценщику Каджинову Н.А. за проведением оценки рыночной стоимости земельного участка и названного объекта недвижимости.
Согласно отчету № *** от 31 августа 2017 г., составленному независимым оценщиком Каджиновым Н.А. (включен в реестр оценщиков общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 04 июля 2014 г. под регистрационным № 009038, свидетельство № 0024169 от 04 июля 2017 года), рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 апреля 2016 г. составила 3502 000,00 рублей.
Рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** согласно отчету № *** того же независимого оценщика от 04 сентября 2017 г. по состоянию на 12 марта 2014 г. составила1061 100 руб. 00 коп.
Решениями Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Калмыкия от 24.10.2017 г. заявления Общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка и нежилого помещения с кадастровым номером 08:14:030232:1348, поступившие 25.09.2017 г., были отклонены со ссылкой на несоответствие представленных заявителем отчетов об оценке требованиям законодательства в области оценочной деятельности.
Изучив отчеты об оценке, суд приходит к выводу, что представленные обществом отчеты являются достоверными и в целом соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 3 и статьей 4 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), - направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной или иной стоимости и выполняемая для потребителей этих услуг (заказчиков).
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Представленные истцом отчеты № *** от 31 августа 2017 г. и № *** от 04 сентября 2017 г, составленные независимым оценщиком Каджиновым Н.А. подготовлены лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследования, содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, содержащих их количественные и качественные характеристики; определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов оценщиком отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; оценщиком последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.
Административные ответчики и заинтересованные лица, ознакомленные с представленными административным истцом результатами оценки земельного участка и нежилого помещения, в ходе судебного разбирательства по делу не представили доказательств, опровергающих указанные величины их рыночной стоимости, и не оспаривали результаты проведенной истцом оценки, а также не заявляли ходатайство о назначении по делу экспертизы.
Учитывая изложенное, суд признает административное исковое заявление ООО «Промвентиляция» в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 28 апреля 2016 года равной 3 502 000,00 руб. и нежилого помещения с кадастровым номером *** по состоянию на 12 марта 2014 г. в размере1061 100 руб. 00 коп, подлежащим удовлетворению.
Согласно положениям абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Принимая во внимание, что законом об оценочной деятельности для юридических лиц предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию (в данном случае 25 сентября 2017 года).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 248, 249 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Промвентиляция» к Правительству Республики Калмыкия и Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** общей площадью 6474 кв.м., по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, *** в размере рыночной стоимости 3 502000, 00 (три миллиона пятьсот две тысячи) рублей по состоянию на 28 апреля 2016 года на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером *** по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, *** в размере рыночной стоимости 1061 100, 00 (один миллион шестьдесят одна тысяча сто) рублей по состоянию на 12 марта 2014 года на период с 1 января 2017 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления общества с ограниченной ответственностью «Промвентиляция» о пересмотре кадастровой стоимости указанных объектов считать 25 сентября 2017 года.
В удовлетворении остальной части иска общества с ограниченной ответственностью «Промвентиляция» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Б.Т. Сангаджиева