КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Савинов Н.Н. Дело № 2-2129/2021 г.
(№ 33-3384/2021)
УИД 39RS0002-01-2021-000238-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2021 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего: Крамаренко О.А.
судей: Алферовой Г.П., Уосис И.А.
при помощнике: Гришечко Ю.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Батькина Евгения Юрьевича на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 7 апреля 2021 года по иску Батькина Евгения Юрьевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Алферовой Г.П., объяснения Батькина Е.Ю. с использованием системы видеоконференц-связи, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Батькин Е.Ю. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда, причиненного нарушением его прав в период содержания в следственном изоляторе, указав, что с 18 ноября 2009 года по 12 апреля 2010 года содержался в СИЗО в условиях, не соответствовавших требованиям закона., а именно: камеры были переполнены, из-за чего не хватало воздуха, места; приём пищи, умывание и прочие надобности приходилось осуществлять в порядке очерёдности, также не хватало места в прогулочном дворике, что причинило ему физические и нравственные страдания.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, истец просил взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в счет возмещения причинённого морального вреда 80000 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Калининграда от 7 апреля 2021 года в удовлетворении исковых требований Батькина Евгения Юрьевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России, Министерству финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда за ненадлежащие условия содержания отказано.
В апелляционной жалобе Батькин Е.Ю. просит решение отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, продолжая настаивать на том, что ответчик предоставил суду недостоверные сведения о количестве спальных мест во всех камерах, якобы соответствующее их площади, тогда как в действительности установленных в камерах спальных мест было в два раза больше, чем по нормативу. Таким образом, нормы площади камер на одного задержанного не соблюдались. Указывает, что суд, в нарушение норм процессуального права, не предложил ему (истцу) представить дополнительные доказательства в обоснование своей позиции, при этом без сомнений принял доказательства ответчика.
Представителем ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, ФСИН России представлены письменные возражения на жалобу, в которых полагает приведенные в ней доводы несостоятельными, и просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание не явились ответчик Министерство финансов Российской Федерации, третьи лица ФКУ СИЗО-1, УСИН России по Калининградской области, ФСИН России, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, с заявлением об отложении судебного заседания не обращались.
В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1, 2 ст. 327 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Федеральным Законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определены порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В соответствии с п. 9 ст. 17, ст.ст. 23, 24 названного Закона, лицам, содержащимся под стражей, гарантируется получение бесплатного питания, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях. Подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок). Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, вентиляционным оборудованием. Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
Согласно п. 40 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденным приказом Министерства юстиции РФ № 189 от 14 октября 2005 года, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования спальным местом.
Камеры СИЗО оборудуются: одноярусными или двухъярусными кроватями; столом и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); напольной чашей (унитазом), умывальником (п. 42 Правил).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что в период с 18 ноября 2009 года по 12 апреля 2010 года Батькин Е.Ю. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области, после чего убыл для дальнейшего отбывания наказания в ФКУ ИК-13 УФСИН России по Калининградской области по приговору суда от 24 марта 2010 г.
Согласно справке ФКУ СИЗО-1 в периоды времени: с 18 по 21 ноября 2009 года Батькин Е.Ю. содержался в камере № 3/27 площадью 14 кв.м с 3-мя спальными местами; с 21 ноября по 10 декабря 2009 года в камере № 97 площадью 7,8 кв.м с 2-мя спальными местами; с 10 по 16 декабря 2009 года в камере № 113 площадью 16,7 кв.м с 4-мя спальными местами; с 16 декабря 2009 года по 26 января 2010 года в камере № 100 площадью 21,2 кв.м с 5-ю спальными местами; с 26 января по 18 февраля 2010 года в камере № 121 площадью 7,8 кв.м с 2-мя спальными местами; с 18 февраля по 2 марта 2010 года в камере № 103 площадью 7,8 кв.м с 2-мя спальными местами; со 2 марта по 7 апреля 2010 года в камере № 131 площадью 7,8 кв.м с 2-мя спальными местами, то есть с соблюдением санитарной нормы площади на одного заключенного 4 кв.м.
Из акта проверки от 15 марта 2010 года Центра гигиены и эпидемиологии ФСИН России по Северо-Западному ФО в Калининградской области следует, что санитарное состояние камер СИЗО удовлетворительное.
Согласно справке СИЗО от 3 марта 2021 года, штатному расписанию, среднесписочная численность подозреваемых, обвиняемых и осуждённых за период с ноября 2009 по апрель 2010 года при установленном лимите наполнения 730 человек составила: в ноябре 2009 года – 598 человек; в декабре 2009 года – 580 человек; в январе 2010 года – 567 человек; в феврале 2010 года – 550 человек; в марте 2010 года – 566 человек; в апреле 2010 года – 586 человек.
Информация о наличии жалоб Батькина Е.И. на условия содержания в камерах в журнале учета жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе, отсутствует.
Сведений об обращении истца в прокуратуру, либо иные надзорные органы с жалобами, претензиями на ненадлежащее содержание в следственном изоляторе, не имеется.
Проанализировав собранные по делу доказательства, дав им надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к верному выводу о том, что они опровергают доводы истца о нарушении его прав, выразившихся в не обеспечении санитарной нормы площади камер, в которых он содержался.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о недоказанности нарушения личных неимущественных прав истца в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области и отсутствии предусмотренных ст.ст. 1069, 151 ГК РФ оснований для взыскания в пользу Батькина Е.Ю. компенсации морального вреда.
Оснований не согласиться с оценкой собранных доказательств у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку истцом не представлено иных доказательств, которые бы опровергали изложенные в них сведения о количестве спальных мест в камерах и их наполненности.
Вопреки позиции истца судом обоснованно был отклонены ссылки на доклады Уполномоченного по правам человека в Калининградской области о соблюдении прав и свобод человека и гражданина в Калининградской области за 2009, 2010 годы, поскольку в них отражены общие проблемы необходимости соблюдения норм санитарной площади камер в следственных изоляторах Калининградской области, однако, как правильно указал суд, указанные доклады не являются прямым доказательством оборудования названных выше камер, в которых непосредственно содержался Батькин Е.Ю., спальными местами в количествах, превышающих установленные нормативы в 2 раза, и, соответственно, содержания в них такого же сверхлимитного количества лиц в период с 18 ноября 2009 года по 12 апреля 2010 года, на чем ошибочно настаивает податель жалобы.
Довод жалобы о том, что суд, отклонив названные выше доказательства, не предложил истцу представить дополнительные доказательства, не свидетельствует о нарушении норм процессуального права, поскольку истцу судом были разъяснены его процессуальные права, в том числе предусмотренное ст. 35 ГПК РФ право на представление доказательств, что подтверждается имеющимися в деле расписками. Данное право истца не ограничено и последний может реализовать его на протяжении всего разбирательства.
Между тем, в процессе рассмотрения дела судом первой инстанции, истец не представил доказательств, опровергающих действительность и достоверность сведений, отраженных в доказательствах ответчика, а также не заявлял о нахождении таковых где-либо и не ходатайствовал об их истребовании. Не ссылается на наличие таковых и в поданной апелляционной жалобе.
Бездоказательной является и ссылка в жалобе истца на то, что в период с 7 по 12 апреля 2010 г. он находился не в камере № 131, как указал суд, а в каком-то неопределенном помещении.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в период содержания истца в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Калининградской области с 18 ноября 2009 года по 12 апреля 2010 г. обеспечивалось соблюдение норм санитарной площади в камере на одного человека, в связи с чем нарушение прав истца не установлено, следовательно, в иске последнему отказано правомерно.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны тем, которые были положены истцом в обоснование своих требований и которые были оценены судом первой инстанции в совокупности со всеми имеющимися доказательствами по делу. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и установленных по делу обстоятельств, у судебной коллегии не имеется.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене решения в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Калининграда от 7 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи