Решение по делу № 2-53/2024 (2-388/2023;) от 15.12.2023

    Дело № 2-53/2024 (2-388/2023)                                     УИД 24RS0058-01-2023-000468-80

Решение

Именем Российской Федерации

город Шарыпово                                              12 марта 2024 года

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Евдокимовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Малыгиной Е.А.,

с участием представителя истца - помощника Шарыповского межрайонного прокурора Мартынова А.М., действующего по поручению прокурора,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бирилюсского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к СЛА о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства,

Установил:

Прокурор Бирилюсского района, действуя в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к СЛА о возложении обязанности по устранению нарушений лесного законодательства, мотивируя заявленные требования следующим. Между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Таежинское лесничество» и СЛА заключен договор купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому КГБУ «Таежинское лесничество передает СЛА лесные насаждения расположенные по адресу<адрес>. В ходе заготовки древесины нарушены требования лесного законодательства, выразившееся в загрязнении лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса на площади 0,036 га. В настоящее время нарушения СЛА не устранены, в связи с чем истец просит обязать ответчика провести очистку земельного участка, расположенного в делянке , лесосеке , выделе , квартале , Бирилюсского сельского участкового лесничества Совхоз «Бирилюсский», Таежинского лесничества, Бирилюсского района на площади 0,036 га в течение 8 месяцев после вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник Шарыповского межрайонного прокурора Мартынов А.М. (по поручению) заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, указав на отсутствие сведений об устранении выявленных нарушений лесного законодательства.

Ответчик СЛА в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте слушания дела извещена своевременно и надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования не признала.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: КГКУ «Лесная охрана», КГБУ «Таежинское лесничество» (привлечены к участию в деле определением судьи Шарыповского районного суда от 19.12.2023 – л.д. 2-3) – надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства (в силу ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ), непосредственно в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили. Представитель третьего лица КГБУ «Таежинское лесничество» ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

При таких обстоятельствах, суд с учетом положений ч.ч. 3-5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Исковое заявление подписано прокурором Бирилюсского района Красноярского края, следовательно, исковое заявление подписано и подано надлежащим лицом.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно статье 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, иными правовыми актами, а также действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ в силу обязательств одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. В качестве основания возникновения обязательств статья 307 ГК РФ называет договоры и сделки.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Статья 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливает имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, в том числе в результате ее уничтожения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Статья 99 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства осуществляется добровольно или в судебном порядке.

Таким образом, нормы статей 77,78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и пункта 1 статьи 1064 ГК РФпредусматривают полное возмещение вреда.

В соответствии со статьей 1 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения, нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, не истощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, обеспечение охраны и защиты лесов, использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Статьей 8 Лесного кодекса РФ установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации граждане вправе заготавливать древесину для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.

В силу части 2 статьи 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, на момент спорных правоотношений), лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.

После выполнения лесосечных работ проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт осмотра лесосеки (ч. 3 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Приказом Минприроды России от 27.06.2016 N 367 утвержден Порядок осмотра лесосеки.

Согласно пункту 2 данного Порядка осмотр лесосек, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка осмотр лесосек проводится в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, после завершения лесосечных работ.

В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей на период спорных правоотношений, и части 3 статьи 23.1 ЛК РФ, Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 4 Правил заготовки древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса контракта).

Из содержания подпункта "з" пункта 12 Правил при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке.

Из содержания подпункта "к" пункта 12 Правил не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков (остатков древесины, образующихся на лесосеке при валке и трелевке (транспортировке) деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающих вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост).

Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах.

В соответствии с пунктом 14 Правил, в лесах не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

В силу п. 16 и п.п. «б» п. 17 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (действовавших до 01.01.2021), при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков. При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.

Аналогичные требования содержатся в п. 26 и п.п. «б» п. 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, которые действуют на территории Российской Федерации с 01.01.2021.

Согласно части 2 статьи 4 Лесного кодекса Российской Федерации, от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

Согласно статье 96 Лесного кодекса Российской Федерации федеральный государственный лесной контроль (надзор) (далее - государственный надзор) осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению государственного надзора. Осуществление государственного надзора может быть возложено на государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, в пределах полномочий указанного федерального органа исполнительной власти, на государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, между министерством лесного хозяйства Красноярского края в лице КГБУ «Таежинское лесничество» и СЛА заключен договор купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому КГБУ «Таежинское лесничество» передает СЛА лесные насаждения общей площадью 1,63 га, в объеме 175 куб. м, предназначенные для заготовки древесины в целях строительства жилого дома на земельном участке, предоставленном для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на территории края. Местоположение лесных насаждений: <адрес>.

По условиям указанного договора, форма рубки: сплошная (с последующим лесовосстановлением), вид рубки: рубка спелых и перестойных лесных насаждений, вывозка древесины осуществляется только после проведения продавцом учета заготовленной древесины в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Очистка лесосеки от порубочных остатков осуществляется одновременно с заготовкой древесины следующим способом: укладкой порубочных остатков на волоки с целью их укрепления и предохранения почвы от сильного уплотнения и повреждения при трелевке в следующие сроки: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 5, 7, 8 договора).

    Согласно пункту 9 Договора заготовка древесины осуществляется в соответствии с условиями настоящего договора, Требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничества, лесопарках, Правилами ухода за лесами, Правилами пожарной и санитарной безопасности в лесах, Правилами заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

Согласно подпункту «в», «ж» пункта 15 договора СЛА обязана соблюдать Правила заготовки древесины, правила ухода за лесами, Правила пожарной безопасности в лесах; осуществлять выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков в срок, установленный пунктом 8 настоящего Договора.

В силу п. 17 договора за нарушение условий Договора, а в частности связанное с невыполнением или несвоевременным выполнением работ по очистке лесосеки от порубочных остатков, Покупатель уплачивает продавцу неустойку - 4-кратную стоимость затрат, необходимых для очистки данной территории по нормативам затрат на выполнение государственными бюджетными и автономными учреждений мероприятий по защите лесов, состоящих из очистки леса от захламления.

Согласно п. 18 Договора, уплата неустоек не освобождает Покупателя от выполнения обязательств, предусмотренных условиями Договора.

ДД.ММ.ГГГГ лесничим Новобирилюсского участкового лесничества ЛМЮ, в одностороннем порядке, произведен осмотр мест участка лесного фонда, расположенного в квартале , выдел , лесосека , делянка , Бирилюсское сельское участковое лесничество Совхоз «Бирилюсский», Таежинское лесничество, Бирилюсский муниципальный район, Красноярский край, в ходе которого выявлен факт нарушения лесного законодательства, а именно: неочистка мест рубок от порубочных остатков на площади 0,036 га, при проведении рубки лесных насаждений, что является нарушением требований п. 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 N 1614, согласно которому при проведении рубок лесных насаждений, одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

СЛА надлежащим образом уведомлена об осмотре мест рубок извещением от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее собственноручной подписью в извещении.

По результатам осмотра составлены акт осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, схема захламления мест рубок порубочными остатками, сообщение о результатах осмотра лесосеки от ДД.ММ.ГГГГ, расчет ущерба, в которых отражены факты нарушения требований лесного законодательства.

Ответчиком не оспорены вышеприведенные обстоятельства, доказательств, свидетельствующих об очистке данного лесного участка, суду не представлено.

В результате нарушения требований лесного законодательства СЛА причинен ущерб государственному лесному фонду в размере 852 руб., что подтверждается расчетом ущерба и расчетно-технологической картой на ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом вышеизложенных доказательств суд приходит к выводу о допущенном СЛА нарушении лесного законодательства, и существенных условий Договора купли-продажи лесных насаждений от ДД.ММ.ГГГГ, выразившемся в неочистке мест рубок (площадью 0,036 га) от порубочных остатков.

Согласно представленному в материалы чеку-ордеру по операции РНКО «Платежный центр» от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик СЛА произвела оплату суммы ущерба, причиненного лесному фонду при заготовке древесины, в размере 852 руб.

Согласно статье 99 Лесного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ).

В п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец. Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд, с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела, вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем истец вправе выбрать способы, предусмотренные ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона об охране окружающей среды при обращении за судебной защитой, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Истец, самостоятельно избирая способ защиты права, определил возмещение причиненного вреда, путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Учитывая вышеизложенное, требования истца о возложении обязанности устранить нарушения лесного законодательства обоснованы и подлежат удовлетворению, при этом суд не находит оснований изменить способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования прокурора Бирилюсского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к СЛА об устранении нарушения лесного законодательства удовлетворить.

Обязать СЛА (паспорт <данные изъяты>) провести очистку лесного участка, расположенного в делянке , лесосеке , выделе , квартале Бирилюсского сельского участкового лесничества Совхоз «Бирилюсский», Таежнинского лесничества, Бирилюсского района на площади 0,036 га. в течение 8 (восьми) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения.

Председательствующий                                  Евдокимова Н.А.

Мотивированное решение составлено 15 марта 2024 года

2-53/2024 (2-388/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Бирилюсского района
Ответчики
Симанович Любовь Александровна
Другие
КГБУ "Таежинское лесничество"
КГКУ "Лесная охрана"
Суд
Шарыповский районный суд Красноярского края
Судья
Корнев И.А.
Дело на странице суда
sharray.krk.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.12.2023Передача материалов судье
19.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
11.03.2024Судебное заседание
11.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее