Дело № 2а-684/2020
УИД 43RS0010-01-2020-001166-07
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Вятские Поляны 02 сентября 2020 года
Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Кирилловых О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области к Колесниковой Т.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 4 по Кировской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Колесниковой Т.А., в котором просила взыскать за счет имущества с неё в доход бюджета недоимку и пени в сумме № руб., в том числе: транспортный налог за 2017 г. – № руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2017 г. – № руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Колесникова Т.А. является налогоплательщиком транспортного налога в соответствии со ст. 357 НК РФ. Согласно сведений, представленных Управлением ГИБДД УВД по Кировской области, Колесникова Т.А. имела зарегистрированные транспортные средства:
- до ДД.ММ.ГГГГ автомобиль легковой <данные изъяты>
- до ДД.ММ.ГГГГ автомобиль легковой <данные изъяты>
Административный ответчик обязан уплатить транспортный налог за 2017 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ в сумме № руб. (335 л.с.*150 руб.) + ( 204 л.с.*60 руб.). За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме № руб. Административному ответчику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области был вынесен судебный приказ №а-617/2020 о взыскании с Колесниковой Т.А. недоимки и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере № руб. Однако, ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Вятскополянского судебного района Кировской области данный судебный приказ отменен по заявлению должника. До настоящего времени сумма налога и пени налогоплательщиком добровольно не уплачена.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 4 по Кировской области просил взыскать с Колесниковой Т.А. недоимку и пени в сумме № руб., в том числе: транспортный налог за 2017 – № руб.; пени за несвоевременную уплату транспортного налога – № руб.
Представитель административного истца начальник Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя истца.
Административный ответчик Колесникова Т.А. в судебное заседание не явилась, представила суду возражение, в котором указала, что является ненадлежащим ответчиком. Решением Заельцовского районного суда г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что собственником данных автомобилей она не являлась, и не может отвечать по обязательствам <данные изъяты> Просила в удовлетворении административного иска отказать.
Согласно ч. 2 ст. 140, п. 4 ч. 1 ст. 291, ст. 292 КАС РФ определено о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства по ходатайству административного истца при отсутствии возражений данному порядку рассмотрения административного дела со стороны административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Ст. 57 Конституции Российской Федерации и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
П. 2 ст. 44 НК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика или плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В силу ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пени и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено п. 2 настоящей статьи.
П. 2 ч. 1 ст. 32 НК РФ обязывает налоговые органы осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (п. 1 ст. 45 НК РФ), является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты налогоплательщиком налога в установленные законом сроки для него наступают неблагоприятные последствия в виде обязанности уплаты пени (ст. 75 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая оплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно сведений, представленных Управлением ГИБДД УВД по Кировской области, Колесникова Т.А. имела зарегистрированные транспортные средства:
- до ДД.ММ.ГГГГ автомобиль легковой <данные изъяты>
- до ДД.ММ.ГГГГ автомобиль легковой <данные изъяты>
Административный ответчик обязана была уплатить транспортный налог за 2017 год не позднее ДД.ММ.ГГГГ в сумме № руб. (335 л.с.*150 руб.) + ( 204 л.с.*60 руб.). За несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ налогоплательщику начислены пени в сумме № руб. Административному ответчику направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Частью 2 ст. 48 НК Российской Федерации регламентировано, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области был вынесен судебный приказ №2а-617/2020 о взыскании с Колесниковой Т.А. недоимки и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере № руб.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился с заявлением о вынесении судебного приказа к мировому судье по истечении шестимесячного срока, установленного законом со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога и пеней.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области данный судебный приказ отменен по заявлению должника.
Межрайонная ИФНС России N 4 по Кировской области обратилась в Вятскополянский районный суд согласно штампу входящей корреспонденции суда на административном исковом заявлении 03.08.2020г., то есть также с пропуском установленного законом срока.
Поскольку начало течения срока определено законодателем именно днем истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени, то, следовательно, исходя из приведенных норм закона, срок на обращение инспекции в суд с иском к ответчику был пропущен.
Доказательств того, что административный истец обратился в суд в установленный законом срок последним не представлено, материалы дела таких доказательств так же не содержат.
С ходатайством о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, административным истцом не заявлялось.
Суд учитывает, что налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, в связи с чем ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Межрайонная ИФНС России №4 по Кировской области является юридическим лицом, имеет необходимый штат сотрудников для надлежащего исполнения обязанностей по взысканию налогов, в том числе по надлежащему и своевременному оформлению процессуальных документов для обращения в суд в пределах установленного законом срока, являющегося достаточным.
Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что законодателем определены сроки, в течение которых налоговые органы обязаны принять меры, направленные на поступление в бюджет предусмотренных законодательством о налогах и сборах налоговых платежей.
С учетом вышеуказанных положений НК РФ, КАС РФ, срок исполнения требования, срок уплаты которого определен до ДД.ММ.ГГГГ, срок для обращения в суд с соответствующим заявлением начал течь с ДД.ММ.ГГГГ и истек - ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ по заявлению Межрайонной ИФНС России №4 по Кировской области был вынесен судебный приказ №2а-617/2020 о взыскании с Колесниковой Т.А. недоимки и пени по транспортному налогу за 2017 год в размере № руб.
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 9 Вятскополянского судебного района Кировской области данный судебный приказ отменен по заявлению должника.
Таким образом, к мировому судье налоговый орган обратился с пропуском установленного процессуального срока.
Поскольку с настоящим иском налоговый орган обратился к мировому судье только ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренный законом шестимесячный срок пропущен налоговым органом без уважительных причин, ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока не заявлено, доказательств наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд с настоящим заявлением, налоговым органом не представлено.
Анализ взаимосвязанных положений п. п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафа.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные п. 2 ст. 48 или п. 1 ст. 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомлений об уплате транспортного налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
При таких обстоятельствах, установив, что на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ в Вятскополянский районный суд Кировской области с заявлением о взыскании задолженности по транспортному налогу с Колесниковой Т.А. налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание указанных сумм в связи с пропуском установленного шестимесячного срока и доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175 –180, 290, 293 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 4 по Кировской области к Колесниковой Т.А. о взыскании недоимки и пени по транспортному налогу, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Кирилловых О.В.