Решение по делу № 33-6671/2019 от 15.05.2019

Судья Рябова Т.Н. Дело № 33-6671/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Нижний Новгород 11 июня 2019 года

судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Сокуровой Ю.А., судей Крайневой Н.А., Цыгулева В.Т.,

при секретаре судебного заседания Бабиной Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Киселевой Веры Степановны

на решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 18 марта 2019 года по иску Киселевой Веры Степановны к Администрации Сосновского муниципального района и Министерству социальной политики Нижегородской области о признании отказа о включении ее в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. незаконным и обязании включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем,

заслушав доклад судьи Цыгулева В.Т., пояснения представителя Киселевой В.С. – адвоката Андрюхина О.И.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Сосновского муниципального района, Министерству социальной политики <адрес> о признании отказа о включении ее в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. незаконным, обязании включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, ссылаясь на то, что является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО8, умершего ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная территориальным органом департамента социальной защиты населения труда и занятости <адрес>. Администрацией Виткуловского сельского совета Сосновского муниципального района истица поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. ФИО1 обратилась в администрацию Сосновского муниципального района о включении ее в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945гг., однако в этом ей было отказано. Считает данный отказ незаконным. Полагает, что имеет право на обеспечение жильем, как вдова участника Великой Отечественной войны 1941-1945гг., поскольку в повторный брак после смерти мужа, не вступала, имеет право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Доводы администрации Сосновского муниципального района о том, что муж не являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945гг., поскольку участвовал в боевых действиях в Венгрии в 1956 г., считает неправильными, так как участники боевых действий в Венгрии в 1956 г. приравниваются к статусу участника Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и на них распространяются положения Федерального Закона «О ветеранах».

Просит признать отказ Администрации Сосновского муниципального района о включении ее в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. незаконным и обязать ответчика включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель ФИО1 - ФИО6, исковые требования поддержал.

Представитель администрации Сосновского муниципального района ФИО7, с иском не согласился.

Решением Сосновского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

В иске ФИО1 к Администрации Сосновского муниципального района и Министерству социальной политики <адрес> о признании отказа о включении ее в списки граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдову участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. незаконным и обязании включить в список граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, как вдову участника Великой Отечественной Войны 1941-1945гг. отказать.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указала, что действия Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ распространено на ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны без какой-либо дополнительной    дифференциации каждой из указанных категорий граждан, при наличии двух условий : нуждаемость в улучшении жилищных условий, наличие прав на соответствующую меру социальной поддержки по обеспечению жильем, согласно Федеральному закону «О ветеранах». Право получения социальной поддержки по обеспечению жильем производно от статуса участника Великой Отечественной войны, которым при жизни обладал супруг истицы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истицы требования и доводы, изложенные в жалобе, поддержал.

Иные участники рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения уведомлены должным образом.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ. С учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления, и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда.

Статьей 13 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений, в частности, отнесено в том числе:

определение категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;

определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 14, подпункту 3 пункта 1 статьи 15, подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее Федерального закона) нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета независимо от их имущественного положения.

Согласно вышеуказанных норм Федерального закона, а также, подпункта 3 пункта 1 статьи 16, указанного закона нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды Великой Отечественной войны и участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до ДД.ММ.ГГГГ инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций в порядке, установленном статьей 23.2 данного Закона.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона ветеранам боевых действия из числа лиц, указанных в подпункте 1, 4 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которая осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона ветераны боевых действий, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом Российской Федерации: согласно частям 2 и 3 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма предоставляются гражданам, которые с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, признаются малоимущими; иным категориям граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по определенным законодательством основаниям, жилые помещения по договору социального найма предоставляются, если существует специальное правовое регулирование, устанавливающее их право на получение жилья из государственного жилищного фонда (Российской Федерации или субъекта Российской Федерации).

Поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после ДД.ММ.ГГГГ, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.

Согласно ст.<адрес> «О формах и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в <адрес>» -З от ДД.ММ.ГГГГ

Размер единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилого помещения определяется исходя из нормы общей площади жилья 18 квадратных метров на одного человека и размера средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, для следующих категорий граждан:

2) ветеранов боевых действий;

3) членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), членов семей военнослужащих, погибших в плену, признанных в установленном порядке пропавшими без вести в районах боевых действий;

Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период с 1956-ноябрь 1957 г. в составе в/ч 25572 участвовал в боевых действиях, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ ему выдано удостоверение участника Великой Отечественной Войны.

ФИО1 является женой ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер.

При жизни и до дня смерти ФИО8 с заявлением о постановке его на учет, как нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался.

После смерти ФИО8, его дочь ФИО9, приняла наследство, состоящее: из жилого дома, общей площадью 62,20 кв.м. и земельного участка, общей площадью 2400 кв.м., расположенных по адресу <адрес>.

ФИО1 от принятия наследства, после смерти мужа ФИО8 отказалась.

Истица зарегистрирована по месту жительства в д. <адрес>, в собственности объектов недвижимости не имеет.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Виткуловскую сельскую администрацию с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и о поставке на учет в очередь, как вдову ветерана Великой Отечественной войны.

Решением жилищной комиссии при администрации Виткуловского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на очередь на улучшение жилищных условий, как вдова участника Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в администрации Сосновского муниципального района с заявлением о включении ее в списки граждан на получение единовременной выплаты на приобретение (улучшения) жилищных условий, как вдовы участника Великой Отечественной войны.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Сосновского муниципального района ФИО1 отказано в удовлетворении заявления, поскольку ФИО8 не являлся участником Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что ФИО10 не является участником боевых действий состоявшихся в период Великой Отечественный войны 1941-1945 г.г.

С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку считает его основанным на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом установленных при рассмотрении дела, юридически значимых обстоятельств.

В приложении к Федеральному закону "О ветеранах" указано, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах 1 и 2 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах". В разделе 1 данного Перечня указаны и боевые действия в Венгрии в 1956 году.

Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории. При этом меры социальной поддержки названных лиц в вопросе обеспечения жильем разняться.

Ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О ветеранах" содержит понятие ветерана Великой Отечественной войны, и в этой статье дан перечень лиц, кто относится к ветеранам Великой Отечественной войны. В данный перечень не включены участники боевых действий в Венгрии 1956 года.

Ссылка заявителя жалобы на то, что судом неверно применены нормы материального права судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о неправильно произведенной судом оценкой доказательств, судебной коллегией также отклоняются, поскольку указанные доводы направлены на переоценку доказательств по делу, что не является самостоятельным основанием к отмене судебного решения.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и переоценке доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для изменения или отмены решения суда.

Относимых и допустимых доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, заявителем апелляционной жалобы не представлено и в материалах гражданского дела не имеется.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

Изложенные в решении выводы суда мотивированы, соответствуют обстоятельствам, установленным по делу, подтверждены и обоснованы доказательствами, имеющимися в деле, основания к отмене решения суда, предусмотренные ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ, отсутствуют.

Руководствуясь ст. 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Сосновского районного суда Нижегородской области от 18 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Киселевой Веры Степановны без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

33-6671/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Киселева В.С.
Ответчики
Администрация Сосновского района
Министерство социальной политики Нижегородской области
Другие
Администрация Виткуловского сельского совета
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Цыгулев Валерий Терентьевич
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
11.06.2019Судебное заседание
17.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее