Судья: Краснова Е.С. | дело № 33-23649/2024 УИД 50RS0044-01-2023-007408-13 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Красногорск Московской области 3 июля 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Мизюлина Е.В., Рыбкина М.И.,
при ведении протокола помощником судьи Аристарховым И.А.,
с участием прокурора Емельянова А.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО к ФИО о признании отсутствующим права на получение выплат,
по апелляционной жалобе ФИО на решение Серпуховского городского суда Московской области от 15 марта 2024 года,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика,
заключение прокурора Емельянова А.К. о законности вынесенного решения суда,
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратилась в суд с иском к ФИО о признании отсутствующим права на получение выплат.
Просила признать отсутствующим право у ответчика на получение страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 28.03.1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации»; на получение единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»; на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.03.2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей»; на получение единовременной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2022 г. № 292/12 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих; на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом мэра Москвы от 22.09.2022 г. № 52-УМ «О дополнительных социальных гарантиях лицам, призванным на военную службу по мобилизации».
В обоснование иска указала, что 22.10.2023 года ФИО погиб вблизи <данные изъяты> ЛНР при выполнении специальной военной операции на территории ДНР, ЛНР и Украины. С 11.09.2015 г. истец ФИО состоит в зарегистрированном браке с погибшим ФИО В период брака у супругов родились дети ФИО, <данные изъяты> г.р., и ФИО, <данные изъяты> г.р. Погибший ФИО, <данные изъяты> г.р., является сыном ответчика ФИО, <данные изъяты> г.р. Ответчик ФИО какое-либо участие в воспитании сына не принимала, моральную физическую, духовную поддержку не оказывала, какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития она не предпринимала. Между ФИОП. и сыном фактические семейные и родственные связи не имелись. При этом воспитанием и содержанием С. занималась его родная бабушка ФИО, <данные изъяты> г.р., которая заботилась о здоровье несовершеннолетнего ребенка, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Ответчик недостойна быть получателем предусмотренных законом выплат в связи с гибелью в период прохождения военной службы сына С., поскольку она участия в воспитании сына не принимала, родственные связи с ним не поддерживала, с сыном не общалась. Исходя из целей предусмотренных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего в период прохождения военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего (умершего) военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей. Целями правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью).
Истец после перерыва в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, представила заявление, в котором просила удовлетворить исковые требования в полном объеме, рассмотреть дело с участием представителя адвоката ФИО (л.д. 180). Ранее заявленные требования поддержала по доводам искового заявления, настаивала на их удовлетворении. Поясняла, что в браке с мужем состояла с 2015 года, муж рассказывал, что их с братом воспитывала бабушка, с матерью общаться не хотел. Истец пыталась наладить отношения с ответчиком, однако С. был против общения с матерью. С их общими детьми ответчик не общалась.
Представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам искового заявления.
Ответчик не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, интересы представляет адвокат ФИО
Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал. В судебном заседании пояснил, что требования, заявленные истцом необоснованные, поскольку погибший ФИО не утрачивал семейной связи со своей матерью. То обстоятельство, что он с братом проживал некоторое время с бабушкой, не подтверждает того, что ответчик не заботилась о детях. Данное решение было совместно ответчиком и ее матерью – бабушкой детей, поскольку жилищные условия не позволяли жить вместе, дети проживали с матерью до 9 лет. Ответчик заботилась о детях, забирала их детского сада, материально содержала. Представлен письменный отзыв, из которого следует, что правом на получение спорных выплат ФИО обладает в силу закона, поскольку является матерью погибшего ФИО Ответчик не лишалась родительских прав, положительно характеризуется по месту работы, на учетах в наркологическом, психоневрологическом диспансерах не состоит. Утверждение истца о том, что ответчик уклонялась от исполнения родительских обязанностей в отношении ФИО является голословным и неподтвержденным (л.д. 113-114).
Представитель третьего лица Министерства социального развития Московской области принятие решения по исковым требованиям оставила на усмотрение суда. В материалы дела представлены письменные пояснения, из которых следует, что исходя их предоставленных Военным комиссариатом Московской области сведений, в соответствии с Законом Московской области № 31/2022-ОЗ «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев» право на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере 3 000 000 руб. в равных долях имеют: вдова ФИО, несовершеннолетние дети ФИО, ФИО, а также мать погибшего ФИО (л.д.120-124).
Представитель третьего лица ГБУ «Гормост» не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные объяснения, из которых следует, что ФИО был принят на работу по трудовому договору № 1185 от 25.08.2023 г. на должность подсобного рабочего 2 разряда Специализированного участка по ремонту домов мостового ремонтно-восстановительного управления «Гормост-МРВУ». 28.08.2023 г. ФИО был подписан контракт о прохождении военной службы, с указанной даты действие трудового договора было приостановлено. Приказом ГБУ «Гормост» от 09.01.2024 г. действие трудового договора прекращено в связи со смертью работника. Разрешение спора оставляет на усмотрение суда (л.д. 52).
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.62, 88, 135, 176).
Представители третьих лиц Военного Комиссариата г. Москвы, Военного Комиссариата Московской области, Министерства финансов Российской Федерации, АО «Согаз» не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 15 марта 2024 года в удовлетворении исковых требований ФИО отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, постановить по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ГБУ «Гормост» просит разрешить апелляционную жалобу на усмотрения суда.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав пояснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно статьям 196 и 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение суда вышеназванным требованиям не отвечает.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований о признании отсутствующим права на получение выплат, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик задолженности по алиментам не имеет, к административной, уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетнего сына не привлекалась, кроме того доказательств наличия задолженности по уплате алиментов, либо неуплате алиментов истцом суду не представлено. Также суд указал, что ФИО родительских прав в отношении сына ФИО не лишалась и в родительских правах не ограничивалась, к административной и уголовной ответственности за противоправные действия в отношении сына не привлекалась, напротив установленные по делу обстоятельства в своей совокупности подтвердили, что ФИО на протяжении жизни своего сына ФИО, поддерживала с ним родственные связи, участвовала в его воспитании, оказывала ему моральную и материальную поддержку.
С данными выводами нельзя огласиться по следующим основаниям.
Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий. Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
Обязательное государственное страхование осуществляется непосредственно на основании законов и иных правовых актов о таком страховании указанными в этих актах государственными страховыми или иными государственными организациями (страховщиками) либо на основании договоров страхования, заключаемых в соответствии с этими актами страховщиками и страхователями (пункт 2 статьи 969 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Основания, условия и порядок обязательного государственного личного страхования указанных военнослужащих и граждан устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Условия и порядок осуществления обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц определены в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному государственному страхованию относятся в том числе военнослужащие, за исключением военнослужащих, военная служба по контракту которым в соответствии с законодательством Российской Федерации приостановлена.
Выгодоприобретателями по обязательному государственному страхованию являются застрахованные лица, а в случае гибели (смерти) застрахованного лица, в частности, родители (усыновители) застрахованного лица (абзацы первый, третий пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
В статье 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ названы страховые случаи при осуществлении обязательного государственного страхования, среди которых гибель (смерть) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы, военных сборов.
В статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ определены страховые суммы, выплачиваемые выгодоприобретателям, размер которых ежегодно увеличивается (индексируется) с учетом уровня инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных страховых сумм принимается Правительством Российской Федерации. Указанные страховые суммы выплачиваются в размерах, установленных на день выплаты страховой суммы (абзац девятый пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ).
Так, согласно абзацу второму пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ в случае гибели (смерти) застрахованного лица в период прохождения военной службы, службы или военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы или военных сборов, страховая сумма выплачивается в размере 2 000 000 руб. выгодоприобретателям в равных долях.
Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» также установлены отдельные виды выплат в случае гибели (смерти) военнослужащих - единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, размеры которых подлежат ежегодному увеличению (индексации) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) указанных пособий принимается Правительством Российской Федерации (часть 16 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ).
В случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы, до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3 000 000 рублей (часть 8 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ).
В соответствии с положениями части 9 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация.
Пунктом 2 части 11 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» к членам семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющим право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 данной статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 этой же статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности отнесены родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.
Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты «в», «м»), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2002 г. № 17-П, от 20 октября 2010 г. № 18-П, от 17 мая 2011 г. № 8-П, от 19 мая 2014 г. № 15-П, от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).
В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус производен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.
Публично-правовой механизм возмещения вреда, причиненного гибелью (смертью) военнослужащего, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, в том числе по призыву, членам его семьи в настоящее время включает в себя, в частности, их пенсионное обеспечение в виде пенсии по случаю потери кормильца, назначаемой и выплачиваемой в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»), страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих (пункт 3 статьи 2, статья 4 и пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации») и такие меры социальной поддержки, как единовременное пособие и ежемесячная денежная компенсация, предусмотренные частями 8 - 10 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
При определении круга членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имеющих право на названные выплаты, федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, исходил, в частности, из целевого назначения данных выплат, заключающегося в восполнении материальных потерь, связанных с утратой возможности для этих лиц как членов семьи военнослужащего получать от него, в том числе в будущем, соответствующее содержание.
Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.
Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 г. № 22-П, от 19 июля 2016 г. № 16-П).
Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 установлены дополнительные социальные гарантии военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 (в редакции, действующей на день гибели военнослужащего ФИО - <данные изъяты>) в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, военнослужащих, выполнявших специальные задачи на территории Сирийской Арабской Республики, либо смерти указанных военнослужащих и лиц до истечения одного года со дня их увольнения с военной службы (службы), наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы (службы), членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн рублей в равных долях. При этом учитывается единовременная выплата, осуществленная в соответствии с подпунктом «б» этого пункта. Категории членов семей определяются в соответствии с частью 1.2 статьи 12 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и частью 11 статьи 3 Федерального от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Получение единовременных выплат, установленных данным указом, не учитывается при определении права на получение иных выплат и при предоставлении мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98).
Законом Московской области №31/2022-ОЗ установлена дополнительная мера социальной поддержки членам семей погибших военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев, принимавших участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины с 24.02.2022г.
В целях реализации Закона Московской области №31/2022-ОЗ Постановлением Правительства Московской области от 29.03.2022 №292/132 утвержден «Порядок назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции».
Статьей 2 Закона Московской области №31/2022-ОЗ и пунктом 3 Порядка установлено, что дополнительная мера социальной поддержки предоставляется:
членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших место жительства в Московской области;
членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших регистрацию по месту дислокации воинских частей на территории Московской области;
членам семей погибших (умерших) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, имевших место жительства в Московской области;
членам семей погибших (умерших) лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, имевших регистрацию по месту дислокации войск национальной гвардии Российской Федерации на территории Московской области;
членам семей погибших (умерших) добровольцев, имевших место жительства в Московской области.
К членам семьи военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, добровольцев, имеющим право на дополнительную меру социальной поддержки, установленную настоящим Законом, относятся:
родители (мачеха и отчим, если они не менее пяти лет воспитывали или содержали погибшего (умершего) военнослужащего, лицо, проходящее службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющее специальное звание полиции, добровольца);
вдова (вдовец), не вступившая (не вступивший) в повторный брак;
дети, в том числе усыновленные, не достигшие возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения возраста 18 лет;
Статьей 3 Закона Московской области №31/2022-ОЗ дополнительная мера социальной поддержки устанавливается в виде единовременной выплаты в размере 3000000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца.
В силу п.7 Порядка право на единовременную выплату определяется на основании сведений, представляемых Военным комиссариат Московской области в Министерство:
о факте гибели (смерти) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца;
о месте жительства погибшего (умершего) военнослужащего, лица, проходящего службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющего специальное звание полиции, добровольца на территории Московской области или регистрации его по месту дислокации воинских частей, расположенных на территории Московской области;
о родстве с погибшим (умершим) военнослужащим, лицом, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальное звание полиции, добровольцем на дату его гибели (смерти).
Кроме того, предусмотрена единовременная выплата в соответствии с Указом Мэра Москвы от 22.09.2022 года № 52-УМ «О дополнительных социальных гарантиях лицам, призванным на военную службу по мобилизации».
Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, а также принимавшим участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членам семьи военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы. К числу таких мер относятся страховое обеспечение по государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих, единовременная выплата, единовременное пособие, ежемесячная компенсация, которые подлежат выплате в том числе родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) при исполнении обязанностей военной службы. Цель названных выплат - компенсировать лицам, в настоящем случае родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойного защитника Отечества, нравственные и материальные потери, связанные с его гибелью при выполнении обязанностей военной службы, осуществляемой в публичных интересах.
Исходя из целей названных выплат, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативных правовых актах, в данном случае в статье 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, статье 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ, подпункте «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98, в том числе, законодательных актах субъектов, круг лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки в случае гибели (смерти) военнослужащего при исполнении обязанностей военной службы, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меры социальной поддержки в связи с его гибелью (смертью) их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права) (пункт 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Пунктом 1 статьи 71 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания (статья 87 Кодекса), а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» разъяснено, что уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Разрешая вопрос о том, имеет ли место злостное уклонение родителя от уплаты алиментов, необходимо, в частности, учитывать продолжительность и причины неуплаты родителем средств на содержание ребенка.
Из приведенных положений семейного законодательства следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ее членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание детей, защита их прав и интересов. Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания. Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении. Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав. В числе правовых последствий лишения родительских прав - утрата родителем (родителями) права на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Таким образом, права родителя, в том числе на получение различных государственных пособий и выплат, основанные на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.
Ввиду изложенного, а также с учетом целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели (смерти) в период прохождения военной службы при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав в случае уклонения от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.
Положения приведенных норм материального права в их взаимосвязи с нормами специального законодательства, предусматривающими соответствующие выплаты членам семьи погибшего (умершего) при исполнении обязанностей военной службы военнослужащего, с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом первой инстанции к спорным отношениям применены не были, в связи с чем, нельзя признать правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии предусмотренных законом оснований для лишения ФИО как родителя погибшего военнослужащего права на получение страховой суммы, предусмотренной Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ, единовременного пособия на основании Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ и единовременной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98, со ссылкой на то, что ФИО не была лишена родительских прав в отношении своего сына ФИО
Из материалов дела усматривается, что между ФИО и ФИО <данные изъяты> заключен брак (л.д. 22).
От указанного брака родились дети: ФИО, <данные изъяты> г.р., ФИО, <данные изъяты> г.р. (л.д. 23, 24).
Матерью ФИО является ФИО (л.д. 28, 35).
Матерью ФИО является ФИО (л.д. 161).
16.02.2002 года между ФИО и ФИО был заключен брак, Г. присвоена фамилия Ш. (л.д. 117).
22.10.2023 года ФИО погиб в Луганской Народной Республике, <данные изъяты> при исполнении обязанностей военной службы в ходе проведения специальной военной операции на территориях Украины, ЛНР и ДНР (л.д. 15, 16, 17, 18, 19-20, 21).
25.08.2023 года между ГБУ г. Москвы «Гормост» и ФИО был заключен трудовой договор № 1185, ФИО был принят на должность подсобного рабочего 2 разряда (л.д. 54-55). Приказом от 18.09.2023 года № 4949/ок действие трудового в отношении ФИО было приостановлено на период действия контракта о прохождении военной службы (л.д. 56). Приказом от 09.01.2024 года трудовой договор с ФИО прекращен в связи со смертью (л.д. 57).
ФИО, <данные изъяты> г.р., за медицинской помощью в психоневрологическое отделение ГБУЗ МО «Московская областная психиатрическая больница имени В.И. Яковенко» не обращалась, данные об обращении за наркологической помощью отсутствуют, на учете не состоит (л.д. 85, 115, 116, 133).
Из ответа УМВД России «Серпуховское» следует, что в отношении ФИО сведений о привлечении к уголовной, административной ответственности не имеется (л.д. 87).
Из характеристики филиала ФГБУ «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России» следует, что с 14.02.2022 года ФИО работает в должности лаборанта-исследователя. Зарекомендовала себя как надежный и ответственный работник, не нарушающий производственную дисциплину. В коллективе пользуется уважением, в конфликтных ситуациях не замечена. Доброжелательна, сдержана, дисциплинарных взысканий не имеет (л.д. 118).
ФИО, ФИО, ФИО, ФИО зарегистрированы по адресу: <данные изъяты>. ФИО снят с регистрационного учета 22.10.2023 года в связи со смертью (л.д. 125).
По месту проживания и регистрации по адресу: <данные изъяты> на ФИО жалоб и заявлений от соседей и проживающих не поступало (л.д. 119).
Истцом в материалы дела представлены: договор об оказания образовательных услуг 01.09.2004 года, заключенный между НОУ «Православная классическая гимназия во имя прп. Варлаама Серпуховского» и законным представителем несовершеннолетнего ФИО - ФИО (л.д. 101); копии благодарственных писем ФИО за участие в воспитании внуков ФИО, ФИО, за помощь в жизни класса и школы (л.д. 102-105).
Согласно справке Бюро № 57 ФКУ ГБ МСЭ по Московской области от 06.05.2014 года ФИО установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию (л.д. 129).
Ответчиком в материалы дела представлены: трудовая книжка на имя ФИО С 14.02.2022 года по настоящее время ФИО работает в «ГНЦ Институт иммунологии» ФМБА России в должности лаборанта-исследователя; семейные фотографии; выписка по банковскому счету из которой следует, что на основании доверенности ФИО были сняты денежные средства со счета ФИО за период с 04.01.2000 года по 19.01.2023 года; свидетельство о совершении таинства крещения ФИО (л.д. 141, 142, 143, 144-157, 158).
Родителями ФИО являются ФИО и ФИО (л.д. 160).
11.09.2020 года между ФИО и ФИО заключен брак. Ш. присвоена фамилия Ч., брак прекращен (л.д. 159).
22.04.2013 года решением Окружного управления социального развития № 17 Министерства социального развития Московской области ФИО была предоставлена денежная компенсация стоимости коммунальных услуг по категории: Многодетная семья (л.д. 172). Представлен скриншот из информационной системы ЕАИС СОУ МО о начислениях ФИО (л.д. 173-175).
Вопреки выводам суда первой инстанции, то обстоятельство, что ФИО не привлекалась к административной, уголовной ответственности, а также за злостное уклонение от уплаты средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, не свидетельствует о надлежащем исполнении родительских обязанностей, в том числе по уплате средств на содержание сына.
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО показал, что является родным братом погибшего ФИО С девяти лет он вместе с погибшим братом проживал с бабушкой ФИО Мать ФИО их не растила, не воспитывала, материально не помогала, родительских прав в отношении них лишена не была. Мать проживала с ФИО, у них общая дочь. В настоящее время отношений с матерью не поддерживает.
Допрошенная в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО показала, что является двоюродной сестрой ответчика. Погибший ФИО с родным братом ФИО воспитывались и проживали у бабушки ФИО, материально их содержала бабушка, отводила в детский сад и школу. ФИО лишать родительских прав ответчика в отношении детей не хотела.
Допрошенная в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО показала, что являлась классным руководителем в Православной гимназии, где обучались погибший ФИО и его брат ФИО Дети проживали с бабушкой ФИО Мать в их жизни и воспитании никакого участия не принимала. На все собрания в школу приходила только бабушка, денежные средства сдавала тоже бабушка.
Допрошенная в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО пояснила, что работает в детском саду «Радуга» помощником воспитателя. ФИО ходил к ней в группу, его всегда водила бабушка, проживал он с бабушкой. За детский сад платила бабушка. Маму С. она никогда не видела.
Допрошенная в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО пояснила, что с 2005 года или с 2006 год проживала в одном подъезде с братьями Г. по адресу: <данные изъяты>. Дети проживали без родителей, с бабушкой. Родителей детей она никогда не видела.
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО в судебном заседании показал, что является другом погибшего ФИО Его мать ФИО узнал только после похорон С.. С 8 лет он дружил с С., С. проживал с бабушкой, за все платила бабушка, родителей его никогда не видел. О том, что у С. есть еще сестра, узнал в 18 лет.
Допрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО показал, что с 2000 года он проживал с ФИО в общежитии, её два сына проживали с матерью супруги, проживать вместе не позволяли жилищные условия. Детей они постоянно навещали, материально помогали, дарили детям подарки. За детский сад платила ФИО ФИО с матерью общался, часто к ним приходил, играл с их дочерью Настей. С ФИО он проживал с 2000 года до 2012 год, после расторжения брака дочь проживала с ним, а он получал алименты на содержание дочери от ФИО
Допрошенная в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО в судебном заседании показала, что у нее конфликтные отношения с женой брата ФИО Раньше ее братья проживали с бабушкой, поскольку жилищные условия родителей не позволяли проживать всем вместе, жили с родственниками отца. С. часто приходил к ним в гости и они часто ходили в гости к бабушке и братьям. Мама постоянно давала бабушке денежные средства. У мамы с С. были хорошие отношения. В настоящее время ФИО с внуками общается, передает подарки, но с ФИО отношения не поддерживает.
Допрошенная в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО показала, что ответчик является ее дочерью. Внуки С. с братом А. всегда проживали вместе с ней, она их содержала, водила в детский сад, в школу. Ответчик детей не любила и не скрывала этого. В органы опеки она (свидетель) обратилась один раз, ей сказали, что в случае лишения матери родительских прав, детей заберут в детский дом, больше обращаться она не стала. Материально ответчик детей не содержала. В однокомнатной квартире проживали вчетвером: свидетель, ФИО и двое ее сыновей, периодически ее дочь то уходила, то снова проживала в квартире. Ответчик со вторым мужем проживала в <данные изъяты> г.о. Серпухов, они детей не навещали, когда муж ее выгонял, она снова приходила жить в квартиру. Со своими внуками ответчик никогда не общалась и не общается.
Допрошенная в суде первой инстанции в качестве свидетеля ФИО показала, что является директором Православной гимназии. С. и ФИО вместе учились, проживали с бабушкой, их мать свидетель никогда не видела. Все собрания, мероприятия в школе посещала только бабушка ФИО В органы опеки бабушка не обращалась, так как боялась, что под её опеку детей не отдадут из-за наличия заболеваний. В августе 2023 года она с С. созванивалась и он пояснил, что уходит на СВО, и ему важно, чтобы в случае его гибели, всё досталось детям.
При этом, истец указывала на то, что ответчик ФИО какое-либо участие в воспитании сына не принимала, моральную физическую, духовную поддержку не оказывала, какие-либо меры для создания сыну условий жизни, необходимых для его развития она не предпринимала. Между ФИОП. и сыном фактические семейные и родственные связи не имелись. Воспитанием и содержанием ФИО занималась его родная бабушка ФИО
В ходе рассмотрения дела судом допрошены свидетели, которые подтвердили тот факт, что ФИО проживал с бабушкой, ответчик ФИО воспитанием сына не занималась, родительские обязанности не исполняла, материально детей не содержала.
Оснований не доверять показаниям свидетелей у судебной коллегии не имеется, свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, каких-либо существенных противоречий в их показаниях не имеется, как отсутствует и какая-либо заинтересованность данных свидетелей, показания свидетелей соответствовали материалам дела.
Доказательств, опровергающих установленные по делу обстоятельства, свидетельствующих об участии ответчика в воспитании сына ФИО, о наличии между ними семейных связей, о надлежащим исполнении родительских обязанностей со стороны ответчика в ходе рассмотрения дела в материалы дела не представлено.
Представленный в материалы дела отчет о выдаче денежных средств является подтверждением, что ФИО получала денежные средства со счета ответчика, однако, из объяснений сторон и материалов дела следует, что данные денежные средства являлись мерой социальной поддержки в виде компенсации коммунальных услуг.
Доказательств, подтверждающих осуществление иной материальной помощи, ответчиком не представлено.
При таких обстоятельствах вывод суда об отказе ФИО в удовлетворении исковых требований о лишении ФИО права на выплаты как родителя погибшего при исполнении обязанностей военной службы ФИО нельзя признать правомерным.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда на основании части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и удовлетворения иска об отстранении ФИО от получения спорных денежных выплат, связанных с гибелью военнослужащего ФИО, <данные изъяты> года рождения, наступившей при исполнении обязанностей воинской службы.
Руководствуясь статьями 199, 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 15 марта 2024г ода отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать отсутствующим право ФИО, <данные изъяты> года рождения, на получение страховых выплат, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, на получение единовременного пособия, предусмотренного Федеральным законом от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»;
на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. № 98 «О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членов их семей»;
на получение единовременной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 29 марта 2022 г. № 292/12 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих»;
на получение единовременной выплаты в соответствии с Указом Мэра Москвы от 22.09.2022 года № 52-УМ «О дополнительным социальных гарантиях лицам, призванным на военную службу по мобилизации».
Апелляционную жалобу ФИО удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 22.07.2024 года