Дело № 2-376/2024
Поступило в суд
28.06.2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июля 2024 года р.п. Сузун Новосибирской области
Резолютивная часть решения оглашена 25.07.2024
Решение в окончательной форме изготовлено 26.07.2024
Сузунский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Лебедевой Ю.Ю.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО2,
с надлежащим извещением лиц, участвующих по делу,
при помощнике судьи Поротниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание учреждения замками безопасности оконных блоков,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес>, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование своих требований истец привел следующие доводы. Прокуратурой <адрес> области проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «<адрес> СОШ» в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних.
Проведённой проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в казённом общеобразовательном учреждении «<адрес> СОШ» оконные блоки частично не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Требования истца сводятся к возложению обязанности на ответчика в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание муниципального казённого общеобразовательного учреждения «<адрес> СОШ» замками безопасности оконных блоков.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании поддержал требования, изложенные в исковом заявлении в полном объёме.
Ответчик - представитель муниципального казённого образовательного учреждения «<адрес> СОШ» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещён надлежащим образом, о причина неявки не сообщил.
В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся в суд лиц.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании всех представленных в дело документов, суд приходит к следующим выводам.
Статьёй 41 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Статьёй 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на образование.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей, в том числе являются: осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
В соответствии с ч. 1 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с п. 2 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
В соответствии с п. 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с п. 2 части 6 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников.
Положением п. 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Положением п. 10 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя: проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В соответствии с п.7, п. 12 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе приоритета мер предупреждения терроризма и принципе минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В соответствии с п.6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования федеральной территории, поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п.п. «а», «в» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях). В соответствии с пунктом 5 указанных Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
«СП 251.1325800.2016 Свод правил. Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 572/пр) в пункте ДД.ММ.ГГГГ определяет, что оконные блоки в зданиях общеобразовательных организаций (в помещениях, доступных обучающимся) для предотвращения выпадения обучающихся из окон должны быть оборудованы соответствующими системами (замками) безопасности, предотвращающими их открывание обучающимися, кроме случаев, указанных в пункте ДД.ММ.ГГГГ СП 2.13130.2020. При этом устройства для открывания окон должны быть расположены на высоте не менее 1,6 м от уровня площадки лестничной клетки или пола этажа, в подоконном пространстве не должно быть горизонтальных элементов ограждения, выступов и т.д. Светопрозрачные и стеклянные ограждения в зданиях общеобразовательных организаций должны быть выполнены из не разрушающегося при растрескивании остекления.
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав и свобод несовершеннолетних при организации обучения в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении «<адрес> СОШ» в части обеспечения безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних
Проведённой проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства в казённом общеобразовательном учреждении «<адрес> СОШ» оконные блоки частично не оборудованы замками безопасности, что повышает риск неправомерного проникновения на объект, не обеспечивает безопасность пребывания несовершеннолетних в образовательном учреждении.
Требования истца сводятся к возложению обязанности на ответчика в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание муниципального казённого общеобразовательного учреждения «<адрес> СОШ» замками безопасности оконных блоков.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «<адрес> СОШ» является юридическим лицом, имеет право осуществлять образовательную деятельность, в этой связи несет обязанность по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в организации (л.д. <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.(л.д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ директором муниципального казённого общеобразовательного учреждения «<адрес> СОШ» направлен ответ на представление прокуратуры <адрес>, из которого следует, что выявленные нарушения нашли своё подтверждение с целью их устранения направлено письмо в МКУ «Управление образованием» о выделении средств (л.д.<данные изъяты>
Доказательств устранения выявленных нарушений суду не представлено.
В связи с указанными обстоятельствами, ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей работниками образовательной организации по обеспечению соблюдения требований безопасности создаёт реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.
Обстоятельства, установленные судом подтверждаются следующими доказательствами: представлением об устранении нарушений федерального законодательства, ответом на представление, выпиской из ЕГРЮЛ, подтверждающей гражданскую процессуальную право-дееспособность учреждения образования.
Суд полагает, что прокурор представил убедительную совокупность доказательств того, что ответчик ненадлежащее выполняет возложенные законом обязанности по обеспечению соблюдения требований безопасности, что создаёт реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся.
Каких-либо доказательств, позволяющих в соответствии с установленными действующим процессуальным законодательством правилами их оценки достоверно сделать вывод о несоответствии сведений, представленных прокурором о фактических обстоятельствах дела, ответчиком суду представлено не было.
Оценивая в совокупности все обстоятельства, исследованные в судебном заседании, суд признает исковые требования прокурора <адрес> законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казённому общеобразовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание учреждения замками безопасности оконных блоков, удовлетворить.
Обязать муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа», расположенное по адресу: <адрес>, в течение ДД.ММ.ГГГГ со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здание учреждения замками безопасности оконных блоков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Сузунский районный суд <адрес>.
Судья Лебедева Ю.Ю.