РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Усть-Илимск Иркутской области 19 сентября 2019 года
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Третьякова М.С.,
при секретаре судебного заседания Мутасовой А.Ю.,
с участием административного истца Сергунова А.В., представителя адвоката Степановой Г.А., представившей ордер № 22 от 09.09.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2085/2019 по административному иску Сергунова Андрея Владимировича к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным распоряжения, решения,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указал, что проживает на территории РФ с 1994 года, паспорта гражданина РФ не имеет, является лицом без гражданства. 11 января 2017 года осужден Октябрьским районным судом г. Иркутска по ч. 2 ст. 162 УК РФ к 4 годам лишения свободы. На основании постановления Свердловского районного суда г. Иркутска от 08.04.2019 освобожден условно-досрочно. Распоряжением Министерства юстиции РФ от 17.12.2018 № 8167-рн было признано пребывание (проживание) в Российской Федерации лица без гражданства Сергунова А.В. нежелательным. 16 апреля 2019 года МУ МВД России «Иркутское» было принято решение о депортации истца за пределы РФ. После вступления в законную силу постановления об условно-досрочном освобождении истца на основании решения Ангарского городского суда Иркутской области от 24.04.2019 поместили в специализированное учреждение временного пребывания лиц без гражданства на срок три месяца, то есть до 19.07.2019. Решением Ангарского городского суда от 18.07.2019 в удовлетворении требований о продлении срока пребывания лица без гражданства, подлежащего депортации, в Центре временного содержания до исполнения решения о депортации, отказано. Основанием для отказа послужил ответ МВД республики Казахстан, о том, что Сергунов А.В. гражданином республики не является, в связи с чем реадмиссия считается невозможной. Считает, что решение Минюста РФ о нежелательности пребывания вынесено без учета конкретных обстоятельств, решение фактически является неисполнимым, так как у истца отсутствуют хоть какой то действительный документ, удостоверяющий личность, с которым он мог бы пересечь границу. Кроме того, он не является гражданином Казахстана и в отношении него не может быть применена реадмиссия. В настоящее время проживает с гражданской женой Агишевой Е.Е. по адресу <адрес>. Из-за отсутствия документов не может зарегистрировать брак, позволить рождение ребенка, официально трудоустроится. Кроме того, на территории РФ проживают близкие родственник: мать, брат, отчим, который воспитывал его с 4 лет. Распоряжение Минюста РФ о нежелательности пребывания получил только 19.04.2019, право на обжалование и сроки обжалование разъяснены ему не были. Находясь в специализированном учреждении временного пребывания в течении 3 месяцев, не имел возможности получить надлежащую юридическую помощь, и не знал, что имеет право на обжалование распоряжения. Просит восстановить срок обжалования распоряжения Министерства юстиции РФ от 17.12.2018 № 8167-рн. Признать незаконным распоряжение Министерства юстиции РФ от 17.12.2018 № 8167-рн о нежелательности пребывания на территории РФ. Признать незаконным решение начальника отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД «Иркутское» от 16.04.2019 о депортации Сергунова А.В.
Административный истец Сергунов А.В., представитель Степанова Г.А. в судебном заседании требования поддержали в полном объеме. Дополнительно Сергунов А.В. пояснил, что с маленьких лет проживает в РФ, другого места жительства не знает и не помнит, его мать писала заявление об отказе от принятия гражданства республики Казахстан, почему надлежащим образом не оформила ему документы и гражданство РФ не знает.
Представитель административного ответчика Министерства юстиции РФ в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменных возражений просит в удовлетворении требований отказать. Указывает, что решение о нежелательности пребывания Сергунова А.В. на территории РФ принято в рамках предоставленных Минюсту России полномочий, при наличии всех необходимых и достаточных оснований, в полном соответствии требованиям законодательства.
Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Иркутской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно письменных возражений требования не признает, указывает, что поскольку распоряжение о нежелательности пребывания в РФ лица без гражданства Сергунова А.В. не оспорено, доводы административного истца несостоятельны, а действия ГУ МВД России по Иркутской области основаны на законе и не нарушают права и законные интересы истца. Просит в удовлетворении требований отказать.
Исследовав в совокупности, пояснения истца, представителя, имеющиеся в административном деле письменные доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 218 КАС гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела Сергунов А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец Казахской ССР, является лицом без гражданства.
Приговором Октябрьского районного суда г. Иркутска от 11.01.2017 Сергунов А.В. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 162 Уголовного кодекса РФ, назначено наказание в виде лишения свободы на срок 4 года с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Распоряжением заместителя Министра юстиции Российской Федерации № 8167-рн от 17.12.2018 "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" признано пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина Сергунова Андрея Владимировича нежелательным.
16.04.2019 начальником отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» принято решение о депортации лица без гражданства Сергунова А.В. за пределы Российской Федерации.
19.04.2019 Сергунов А.В. на основании постановления Свердловского районного суда г. Иркутска от 08.04.2019 освобожден условно-досрочно на 1 год 6 месяцев 13 дней.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 24.04.2019 Сергунов А.В. помещен в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан сроком до 19.07.2019.
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 18.07.2019 отказано в продлении срока пребывания Сергунова А.В. в специальном учреждении временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации по 19.10.2019. Указанным решением установлено, что исполнение решения о депортации Сергунова А.В. с территории РФ, а также его реадмиссия невозможны.
Основанием для принятия распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации и решения МУ МВД России «Иркутское» явилось то, что административный истец является лицом без гражданства, и был осужден по части 2 статьи 162 Уголовного кодекса РФ, и его пребывание на территории Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан Российской Федерации.
Не согласившись с данными распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации и решением МУ МВД России «Иркутское», Сергунов А.В. обратился в суд с административным иском.
В силу подпункта 3 части 1 статьи 27 Федерального закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 указанного Федерального закона в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из смысла приведенной нормы следует, что решение о нежелательности пребывания (проживания) может быть принято в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, которые незаконно находятся на территории Российской Федерации, либо если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения.
Как следует из материалов дела, Сергунов А.В. с 1994 года (с возраста 3 лет) до 2011 года проживал по адресу г. Якутск, мкр Кангалассы, ул. Ленина 3 кв. 1, имеет регистрацию по данному адресу до настоящего времени. Из сведений, указанных в опросном листе ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Иркутской области следует, что прибыл на территорию Российской Федерации в 1991 году в малолетнем возрасте с матерью. Согласно справки проходил обучение в МОБУ Кангаласская средняя общеобразовательная школа. На территории РФ по адресу г. Якутск, мкр Кангалассы, ул. Ленина 3-1 проживают родственники мать, отчим, брат. Согласно справке от 09.09.1994 Сергунова И.В. (мать истца) подала заявление о нежелании состоять в гражданстве Республики Казахстан.
Согласно ответа МВД республики Казахстан от 21.06.2019 Сергунов А.В. прописанным/выписанным не значится, с заявлением о выходе из гражданства республики Казахстан не обращался, удостоверением личности и паспортом республики Казахстан не документирован. Близких родственников не имеет. Подтверждение о постоянном проживании на территории республики Казахстан на момент вступления Закона республики Казахстан «О гражданстве Республики Казахстан» от 21.12.1991 отсутствует.
В настоящее время проживает по адресу <адрес>, у А.Е.Е., которая дала нотариально удостоверенное обязательство о предоставлении жилого помещения в пользование.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о наличии достаточных оснований для признания пребывания Сергунова А.В. в Российской Федерации нежелательным. Сам по себе факт осуждения за преступления, не является достаточным основанием для признания того, что пребывание (проживание) Сергунова А.В. в Российской Федерации создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам граждан России, и для вынесения в отношении него распоряжения о мере государственного принуждения.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. N 21 "О применении судами общей юрисдикции конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней" под ограничением прав и свобод человека (вмешательством в права и свободы человека) понимаются любые решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также иных лиц, вследствие принятия или осуществления (неосуществления) которых в отношении лица, заявляющего о предполагаемом нарушении его прав и свобод, созданы препятствия для реализации его прав и свобод.
При этом в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, положений Конвенции и Протоколов к ней любое ограничение прав и свобод человека должно быть основано на федеральном законе; преследовать социально значимую, законную цель (например, обеспечение общественной безопасности, защиту морали, нравственности, прав и законных интересов других лиц); являться необходимым в демократическом обществе (пропорциональным преследуемой социально значимой, законной цели).
Несоблюдение одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.
Судам при рассмотрении дел всегда следует обосновывать необходимость ограничения прав и свобод человека исходя из установленных фактических обстоятельств. Ограничение прав и свобод человека допускается лишь в том случае, если имеются относимые и достаточные основания для такого ограничения, а также если соблюдается баланс между законными интересами лица, права и свободы которого ограничиваются, и законными интересами иных лиц, государства, общества.
В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из пояснений истца также следует, что родственники административного истца брат, отчим являются гражданами РФ. Сергунов А.В. в малолетнем возрасте был привезен на территорию РФ и проживал все это время в РФ, имеет на территории РФ близких родственников, гражданства иного государства не имеет, реадмиссия невозможна.
С учетом положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции Российской Федерации, правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации, учитывая установленные по делу обстоятельства: проживание Сергунова А.В. на территории Российской Федерации с малолетнего возраста, наличие у него на территории Российской Федерации близких родственников, отсутствие реальной возможности его депортации и реадмиссии, суд пришел к выводу, о том, что оспариваемое распоряжение Министерства юстиции о нежелательности пребывания (проживания) Сергунова А.В. в Российской Федерации и решение о его депортации не являются необходимой, то есть оправданной крайней необходимостью мерой, соразмерной преследуемой цели защиты прав и законных интересов других лиц, учитывая, что исполнение оспариваемого распоряжения может привести к разлучению его с близкими родственниками, учитывая прочные семейные отношения, длительность социальных связей, наличие близких родственников, что не отвечает принципам проявления уважения к семейной жизни административного истца.
Принимая во внимание, что оспариваемым распоряжением о нежелательном пребывании (проживании) на территории Российской Федерации созданы препятствия для реализации прав и свобод Сергунова А.В. на личную семейную жизнь, проживание с членами семьи, являющимися гражданами Российской Федерации, суд приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения требований Сергунова А.В. о признании незаконным оспариваемого распоряжения.
Учитывая, что распоряжение о нежелательности пребывания Сергунова А.В. признано незаконным, у суда имеются основания для признании незаконным решения о депортации Сергунова А.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сергунова Андрея Владимировича к Министерству юстиции Российской Федерации, Главному управлению министерства внутренних дел Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным распоряжения, решения удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Министерства юстиции РФ от 17.12.2018 № 8167-рн о нежелательности пребывания Сергунова Андрея Владимировича на территории РФ.
Признать незаконным решение начальника отделения № 3 отдела по вопросам миграции МУ МВД «Иркутское» от 16.04.2019 о депортации Сергунова Андрея Владимировича.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья М.С. Третьяков