Дело № 2а-5054/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
председательствующего судьи Курилова М.К.,
при секретаре Ривной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
20 декабря 2017 года
административное дело по административному исковому заявлению Кулешова Е.С. об оспаривании решения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от **.**.**** о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Кулешов Е.С. обратился в Центральный районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области от **.**.**** о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации.
Требования мотивировал тем, что **.**.**** Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области принято решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации.
Истец указывает, что на территории Российской Федерации проживает его пожилой отец, являющийся гражданином России. Поскольку отцу истца необходима помощь, истец вместе с сожительницей ЛИЦО_4 приехали на территорию России, проживали в ..., работали и помогали отцу.
О принятом Федеральной службой по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека решении в связи с выявлением заболевания истец узнал при его выдворении из Российской Федерации. Уведомления о принятом решении истец не получал.
Истец не согласен с принятым решением, поскольку полагает, что не приняты во внимание те обстоятельства, что истец продолжительное время проживал на территории России, имел фактические брачные отношения, имеет близкого родственника, который является гражданином России и нуждается в его помощи. ...
В настоящее время в связи с выдворением истца из России, пожилого отца посещает только сожительница истца, истец лишен возможности воссоединиться со своей семьей.
Просил отменить решение Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в отношении него о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, вынесенное Управлением Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области **.**.****.
Определением суда от **.**.**** по делу допущена замена ненадлежащего административного ответчика Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области на надлежащего административного ответчика Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Административный истец в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного истца Смолина С.Н., действующая на основании доверенности от **.**.****, в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Цуран А.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований административного истца. Свою позицию изложила в виде возражений в письменном виде, которые приобщены к материалам дела.
Суд, выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив представленные материалы, приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно абз. 4 ст. 20.10 Федерального закона от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". При подтверждении факта излечения от инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, такое решение подлежит отмене. В случае отказа иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации в связи с наличием у указанного иностранного гражданина или лица без гражданства инфекционного заболевания, представляющего опасность для окружающих, проходить лечение в Российской Федерации и выезда в целях прохождения лечения в другое государство действие такого решения может быть приостановлено. Порядок принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из Постановления Правительства РФ от 07.04.2003 г. № 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации", в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации включена Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Порядок принятия решения о признании нежелательным пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации регламентирован Инструкцией о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденной Приказом Роспотребнадзора от 14.09.2010 г. № 336.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации управление Роспотребнадзора по субъекту РФ:
3.1. Обеспечивает контроль за своевременной организацией и проведением полного комплекса противоэпидемических (профилактических) мероприятий по месту проживания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, больных инфекционными заболеваниями, в соответствии с требованиями действующих нормативных и правовых документов, включая госпитализацию и лечение выявленных больных, дезинфекционные мероприятия, медицинское наблюдение за контактными, при необходимости химиопрофилактику среди контактных лиц.
3.2. Принимает меры по контролю за осуществлением соответствующими работодателями и (или) заказчиками работ (услуг), заключившими трудовой договор с иностранными гражданами, действий, направленных на своевременное проведение противоэпидемических (профилактических) мероприятий по месту проживания и осуществления трудовой деятельности иностранных граждан в случае выявления у них инфекционных заболеваний.
3.3. Готовит материалы, документально подтверждающие основания, указанные в статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 2008 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и относящихся к компетенции Роспотребнадзора, и проект решения о нежелательности пребывания (приложение N 1 к настоящей Инструкции).
К данным основаниям относится выявление у иностранного гражданина либо лица без гражданства инфекционного заболевания, указанного в Перечне заболеваний, утвержденном приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2015 N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний" (зарегистрировано в Минюсте России 05.08.2015, регистрационный N 38341).
Документами, подтверждающими заболевания, являются медицинские справки (иные документы), выданные организациями здравоохранения или лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ), проводящими медицинское освидетельствование. Указанные документы рассматриваются в виде оригиналов либо их копий, заверенных уполномоченными лицами организаций здравоохранения либо ЛПУ, выдавшими данные документы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2003 г. № 188 «О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации», которое действовало на момент вынесения решения в отношении Кулешова Е.С, установлен перечень заболеваний, наличие которых является основанием для принятия решения о нежелательности нахождения гражданина на территории РФ. ...
Документами, подтверждающими заболевания, являются медицинские справки (иные документы), выданные организациями здравоохранения или лечебно-профилактическими учреждениями, проводящими медицинское освидетельствование.
Судом установлено, что Кулешов Е.С. **.**.**** года рождения является гражданином ... (###).
**.**.**** вр.и.о. начальника отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области ЛИЦО_1 подготовлен проект решения ### о нежелательности пребывания в Российской Федерации гражданина ... Кулешова Е.С., которое утверждено руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ЛИЦО_2 **.**.**** (###). Основанием к вынесению указанного решения послужило извещение о выявлении у иностранного гражданина заболевания... от **.**.**** ###.
Руководителем Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области **.**.**** было оформлено уведомление о принятом решении, однако, отметки о получении указанного уведомления Кулешовым Е.С. или его представителем не имеется (###).
Согласно п. 8 Инструкции о порядке подготовки, представления и рассмотрения в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, решение о нежелательности пребывания принимается Роспотребнадзором в срок не более 1 месяца со дня представления материалов, указанных в пункте 3.3 настоящей Инструкции.
Истец указывает, что состоит в фактических брачных отношениях с гражданкой РФ ЛИЦО_4, отец истца ЛИЦО_3, **.**.**** г.р. является гражданином России и проживает на территории Российской Федерации.
Допрошенная в ходе рассмотрения дела свидетель ЛИЦО_4 суду пояснила, что с **.**.**** она состоит в фактических брачных отношениях с Кулешовым Е.С., периодически выезжает к нему в .... Истец желает зарегистрировать с ней брак и проживать в РФ. ...
...
Учитывая конкретные обстоятельства дела, наличие у административного истца прочных семейных связей на территории России, отсутствие иных оснований для вынесения решения о нежелательности нахождения Кулешова Е.С. на территории РФ, суд считает, что в рассматриваемом случае Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, руководствуясь диспозитивной нормой закона, в нарушение положений ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не обосновала необходимость принятия в отношении Кулешова Е.С. оспариваемого решения, поскольку достоверных данных о том, что имеющееся у административного истца заболевание, его образ жизни создают угрозу государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичному (общественному) порядку в Российской Федерации, охране здоровья или нравственности или защите прав и свобод других лиц, которое требует применения к нему мер государственного принуждения в виде признания нежелательности его пребывания (проживания) в Российской Федерации, где проживают его отец и сожительница.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает, что в рассматриваемом случае решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ### от **.**.**** не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Требования Кулешова Е.С. удовлетворить.
Признать незаконным решение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от **.**.**** о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина ... Кулешова Е.С.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Кемерово в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.
Судья М.К. Курилов
В мотивированной форме решение изготовлено 25декабря 2017 года