Решение по делу № 2-2843/2024 от 22.10.2024

УИД № 71RS0027-01-2024-003938-48

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2024 года                                                                  г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Бушуевой И.А.,

при помощнике судьи Алексеенко С.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г.Тулы гражданское дело № 2-2843/2024 по иску Щегловой Юлии Александровны к государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» об обязании предоставить меры социальной поддержки,

установил:

Щеглова Ю.А. обратилась в суд с иском к ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», указывая, что она является ветераном труда, удостоверение получила ДД.ММ.ГГГГ. Она обратилась ДД.ММ.ГГГГ к ответчику с заявлением о назначении и выплате ей, как ветерану труда, мер социальной поддержки – ежемесячной денежной выплаты, предоставления льготного (бесплатного) проезда на автомобильном транспорте общего пользования. Однако в предоставлении мер социальной поддержки ответчик ей необоснованно отказал. Щеглова Ю.А. просила суд признать за ней право на меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и предоставления льготного проездного билета как «Ветерану труда»; обязать ответчика назначить и производить ей ежемесячную денежную выплату с ДД.ММ.ГГГГ; предоставить право льготного (бесплатного проезда) с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена в установленном законом порядке, просила рассматривать дело в свое отсутствие.

Представитель ответчика ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области»,    извещенного    о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражая против исковых требований по доводам, указанным в решениях об отказе в предоставлении мер социальной поддержки.

Третье лицо министерство труда и социальной защиты Тульской области,    извещенное     о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, письменных возражений по иску не представило, об отложении рассмотрения дела или его рассмотрении в отсутствие своего представителя не просило.

Руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Щеглова Ю.А, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженка <адрес>,    является ветераном труда в соответствии с федеральным законом РФ «О ветеранах» и имеет соответствующее удостоверение , выданное ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что истец является ветераном труда, другие льготные статусы не имеет, меры социальной поддержки по региональному законодательству не получает.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлениями по вопросу назначения ей, как ветерану труда, ежемесячной денежной выплаты и отнесения ее к льготной категории для предоставления права льготного проезда как ветерану труда. Решением отдела социальной защиты населения по г.Туле ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ     истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты, поскольку она не достигла    возраста, дающего право на трудовую пенсию, а также возраста 55 лет. А решением ГУ ТО «УСЗН Тульской области» от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки в виде выдачи справки для реализации права на приобретение единого месячного льготного проездного билета, поскольку она не достигла    возраста, дающего право на трудовую пенсию, а также возраста 55 лет, то есть по тем же основаниям.

В силу части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Согласно п. «ж» ч. 1, ч. 2 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Под предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральному законодательству.

На федеральном уровне правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации урегулированы федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».

В соответствии со ст. 22 данного федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы и ст. 153 федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, определяющих меры социальной поддержки ветеранов труда, вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат, гарантии и компенсации в денежной форме не могут быть ниже прежних размеров (по состоянию на 31 декабря 2004 года), а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Таким образом, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения ветеранов на основе принципа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ не содержит предписаний, какие конкретно меры социальной поддержки ветеранов труда должны быть приняты субъектами Российской Федерации, а также не определен круг лиц, имеющих звание «Ветеран труда», на которых указанные меры социальной поддержки должны распространяться.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Тульской областной Думой был принят Закон Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», статьей 1 которого установлена категория лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, куда отнесены ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Согласно ст.13 федерального закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.

В силу ст. 7 закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» в качестве меры социальной поддержки предусматривается ежемесячная денежная выплата, в том числе ветеранам труда, а также гражданам, приравненным к ним по состоянию на 31.12.2004.

Суд установил, что основанием для отказа в предоставлении указанных мер социальной поддержки, послужил тот факт, что истец не достигла возраста, дающего право на пенсию, или возраста 55 лет.

Между тем, суд считает, что указанная позиция, не согласуется с положениями закона Тульской области № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», поскольку данный закон сам по себе не связывает право на получение указанной выше меры социальной поддержки с достижением определенного возраста, в том числе дающего право на назначение трудовой пенсии по старости (ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

При таких обстоятельствах, проанализировав правовые нормы, регулирующие порядок реализации мер социальной поддержки ветеранам, суд приходит к выводу о том, что законодатель при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся ветеранам до указанной даты, определяя меры социальной поддержки ветеранам труда, реализуемые в виде получения льгот, замененных денежной компенсацией (ст. 7 ЗТО от 28.12.2004 № 493-ЗТО) дополнительным условием в виде достижения общеустановленного возраста выхода на пенсию не ограничил.

Изложенное свидетельствует о том, что ответчиком ошибочно истолкованы положения упомянутых выше норм материального права, отдано предпочтение норме подзаконного акта перед нормой, установленной законом субъекта Российской Федерации, что привело к неоправданному ограничению круга лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, и ущемлению прав истца при принятии незаконного решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты, что в данном случае является недопустимым, поскольку влечет за собой снижение уровня социальной защиты указанной категории граждан, установленного Законами Тульской области и иными нормативными правовыми актами Тульской области.

В соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Тульской области, утвержденным постановлением администрации Тульской области от 15.03.2005 № 201 «О мерах по реализации Закона Тульской области» «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

При этом ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема органом социального защиты заявления со всеми необходимыми документами.

Установив, что истец,    имеющий удостоверение «Ветеран труда», ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ ТО «УСЗН Тульской области» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по ст. 7 Закона Тульской области от 28.12.2004 № 493-ЗТО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области», суд приходит к выводу об обязании ответчика ГУ ТО «УСЗН Тульской области» назначить истцу как ветерану труда, ежемесячную денежную выплату, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, а не с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку доказательства обращения в эту дату в деле отсутствуют.

Суд считает обоснованными доводы истца об отнесении к льготной категории граждан, получающих право льготного проезда на общественном транспорте.

Так, в целях реализации прав отдельных категорий жителей Тульской области на получение социальной услуги – льготного транспортного обслуживания, постановлением администрации Тульской области от 15.02.2006 № 83 «О введении единого месячного льготного проездного билета для отдельных категорий жителей Тульской области» предусмотрено введение единого месячного льготного проездного билета на проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и на автомобильном транспорте общего пользования пригородных маршрутов (кроме такси) для категорий жителей Тульской области, в том числе ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004.

Единый месячный льготный проездной билет действителен при предъявлении удостоверения установленного образца либо иных документов, подтверждающих право на меры социальной поддержки.

Лицу, имеющему право на приобретение льготного билета, органами социальной защиты населения выдается справка, подтверждающая право гражданина на данную льготу.

Реализация прав граждан на приобретение единого месячного льготного проездного билета производится путем продажи единого месячного льготного проездного билета транспортными организациями.

При этом названный выше нормативный правовой акт, принятый администрацией Тульской области, не содержит указаний на возможность получения данной льготы на транспортное обслуживание лишь при достижении ветеранами труда возраста для назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Исковые требования о возложения на ответчика обязанности предоставить меры социальной поддержки в форме предоставления льготного (бесплатного) проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Тульской области также подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Щегловой Юлии Александровны удовлетворить.

Признать право Щегловой Юлии Александровны на получение меры социальной поддержки путем назначения ей    ежемесячной денежной выплаты, как ветерану труда.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить Щегловой Юлии Александровне меру социальной поддержки путем назначения ежемесячной денежной выплаты как ветерану труда с ДД.ММ.ГГГГ.

Признать право Щегловой Юлии Александровны на получение меры социальной поддержки в виде льготного транспортного обслуживания, как ветерану труда.

Обязать государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» предоставить Щегловой Юлии Александровне меру социальной поддержки путем предоставления льготного (бесплатного) проезда на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) отдельным категориям граждан за счет средств бюджета Тульской области.

Истец Щеглова Ю.А., паспорт гражданина РФ <данные изъяты>; ответчик ГУ ТО «Управление социальной защиты населения Тульской области», ИНН 7107521785.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тульский областной суд через Пролетарский районный суд города Тулы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                                                             И.А.Бушуева

Решение в окончательной форме изготовлено 9 декабря 2024 года.

2-2843/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Щеглова Юлия Александровна
Ответчики
ГУ ТО "Управление социальной защиты населения ТО"
Другие
Министерство труда и социальной защиты Тульской области
Суд
Пролетарский районный суд г. Тула
Дело на сайте суда
proletarsky.tula.sudrf.ru
22.10.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2024Передача материалов судье
28.10.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2024Судебное заседание
02.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее