Решение от 07.02.2022 по делу № 3а-6/2022 (3а-54/2021;) от 10.12.2021

Дело № 3а-6/2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Элиста 7 февраля 2022 г.

Верховный Суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи - Панасенко Г.В.,

при секретаре - Чимидовой Я.В.,

с участием представителей:

административного истца - Курнеева Э.В.,

административного ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия - Баянова М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Мололкиной Т.А. к Министерству по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия об установлении кадастровой стоимости нежилого здания - магазина с кафе в размере его рыночной стоимости,


установил:

Мололкина Т.А. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующее.

В 2017 г. по договору купли-продажи она приобрела в собственность земельный участок площадью 238 кв.м, кадастровый номер (данные изъяты), и возведенное на нем нежилое здание - магазин с кафе площадью 201,24 кв.м, кадастровый номер (данные изъяты), находящиеся по адресу: (данные изъяты). 15 октября 2020 г. данные объекты недвижимости ею были проданы Лашину Ю.Н.

Утвержденная по результатам государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного нежилого здания - магазина с кафе в размере 4 435 820, 47 руб. (по состоянию на 20 ноября 2011 г.) существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в размере 2 750 067 руб. независимым оценщиком Сорокиным М.А. в отчете об оценке от 25 октября 2021 года № М-10/6, что нарушает ее права как плательщика налога на имущество физических лиц, расчет которого производится исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства и положения части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности), просила суд установить кадастровую стоимость указанного нежилого здания - магазина с кафе по состоянию на 20 ноября 2011 г. в размере его рыночной стоимости - 2 750 067 руб.

В судебное заседание административный истец Мололкина Т.А., извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. В административном исковом заявлении ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель административного истца - Курнеев Э.В. поддержал заявленные требования, ходатайствовал о восстановлении срока для обращения административного истца в суд с административным иском об оспаривании кадастровой стоимости нежилого здания – магазина с кафе.

Представитель административного ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Баянов М.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать ввиду на пропуска Мололкиной Т.А. срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости, возражал против восстановления данного срока.

Представители административного ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия, заинтересованных лиц - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Республике Калмыкия, администрации г. Элисты, ООО «Эфра», извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Заинтересованные лица - Лашин Ю.Н., Скрыльникова Т.Н., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили.

Принимая во внимание наличие в деле доказательств надлежащего извещения названных участников процесса, суд признал возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителей административного истца Курнеева Э.В., административного ответчика - Баянова М.В., исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Из абзаца 2 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28) следует, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

По смыслу указанных разъяснений, процессуальные ограничения срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости обусловлены только установленной Законом об оценочной деятельности периодичностью проведения государственной кадастровой оценки.

Из материалов дела следует, что оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость нежилого здания - магазина с кафе была внесена в Единый государственный реестр недвижимости 27 октября 2012 г.

С настоящим административным исковым заявлением Мололкина Т.А. обратилась в суд 10 декабря 2021 г., то есть по истечении пяти лет со дня внесения оспариваемой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

В соответствии с абзацем 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28, пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Новая кадастровая стоимость названного объекта недвижимости в размере 4313894,79 руб. утверждена приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия № 106-од от 14 сентября 2021 г. и подлежит применению с 1 января 2022 г.

При таких данных, исходя из приведенных норм права, суд считает, что установленный частью 3 статьи 245 КАС РФ срок для обращения административного истца в суд в административным исковым о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания – магазина с кафе подлежит восстановлению. Ссылка представителя административного ответчика на отсутствие оснований для восстановления Мололкиной Т.А. срока для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости несостоятельна, противоречит положениям приведенного законодательства.

Разрешая заявленные административным истцом требования, суд приходит к следующему.

На основании статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Исходя из положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками указанного налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 401 этого же кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, федеральной территории «Сириус») следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (статья 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Из материалов дела видно, 2 марта 2017 г. административный истец Мололкина Т.А. приобрела в собственность нежилое здание - магазин с кафе площадью 201,24 кв.м, кадастровый номер (данные изъяты), находящееся по адресу: (данные изъяты)».

15 октября 2020 г. данное здание было продано последней Лашину Ю.Н., который в свою очередь 29 марта 2021 г. продал его Скрыльниковой И.Н.

Кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости определена по состоянию на 20 ноября 2011 г. и утверждена приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия от 27 сентября 2012 г. № 112-пр в размере 4 435 820, 47 руб.

Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости 27 октября 2012 г., о чем свидетельствует выписка из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 20 октября 2021 г.

Принимая во внимание, что Мололкина Т.А. в период со 2 марта 2017 г. по 15 октября 2020 г. являлась собственником вышеуказанного объекта недвижимости, результаты определения его кадастровой стоимости затрагивают права и законные интересы административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, в связи с чем могут быть ею оспорены в установленном законом порядке (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28).

В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.

При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.

В соответствии с положениями статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке нежилого здания - магазина с кафе, кадастровый номер (данные изъяты), от 25 октября 2021 года № М-10/6, выполненный независимым оценщиком Сорокиным М.А., включенным в реестр оценщиков общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков» 7 июля 2008 г. (данные изъяты), из которого следует, что рыночная стоимость данного объекта по состоянию на 20 ноября 2011 г., то есть на ту же дату, составляет 2 750 067 руб.

Изучив данный отчет об оценке, суд находит его достоверным и в целом соответствующим требованиям действующего законодательства.

В соответствии со статьёй 3 Закона об оценочной деятельности под оценочной деятельностью понимается деятельность оценщиков - юридических лиц и физических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленная на установление в отношении объектов оценки их рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 упомянутого Федерального закона.

Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном заседании не установлено иное.

Из отчета независимого оценщика Сорокина М.А. видно, что он подготовлен лицом, обладающим необходимыми специальными знаниями и правом на проведение подобного рода исследований, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного объекта.

В соответствии с пунктом 11 Федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 мая 2015 г. № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Оценщик оценил преимущества и недостатки каждого подхода, в результате применил затратный подход и метод сравнительной единицы в его составе. В отчете также изложено обоснование невозможности использования сравнительного и доходного подходов. Оценщиком приведен расчет рыночной стоимости объекта оценки, в ходе которого определены затраты на восстановление объекта, его износ.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, оценщик в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки, отчет базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки, содержащих его количественные и качественные характеристики, определение рыночной стоимости в рамках использованного подхода является мотивированным и корректным.

В отчете об оценке присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки; в нем приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, полученных оценщиком.

Доказательств того, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости является иной, чем отражено в отчете независимого оценщика от 25 октября 2021 года № М-10/68, суду не представлено, в том числе, представителем административного ответчика - Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия Баяновым М.В., выразившим несогласие с результатами оценки.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Мололкиной Т.А. административных исковых требований об установлении кадастровой стоимости нежилого здания - магазина с кафе площадью 201,24 кв.м, кадастровый номер (данные изъяты), в размере его рыночной стоимости - 2 750067 руб. (по состоянию на 20 ноября 2011 г.).

Утвержденная приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия № 106-од от 14 сентября 2021 г. новая кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 4313894,79 руб. подлежит применению к отношениям, возникающим с 1 января 2022 г.

С учетом этого, установленная судом кадастровая стоимость объекта подлежит применению до указанной даты.

Датой подачи заявления Мололкиной Т.А. о пересмотре кадастровой стоимости нежилого здания - магазина с кафе следует считать 10 декабря 2021 г. (дата обращения в суд с административным иском).

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 248, 249 КАС РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░ 201,24 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░░ ░░░░░░).

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░ 201,24 ░░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 750 067 (░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░) ░░░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░░░░ 2011 ░.

░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░░░ 2021 ░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░░ 2022 ░.

3а-6/2022 (3а-54/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Мололкина Татьяна Андреевна
Ответчики
Правительство Республики Калмыкия
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Калмыкия
Другие
ООО «ЭФРА»
Скрыльникова Т.Н.
Суд
Верховный Суд Республики Калмыкия
Судья
Панасенко Галина Владимировна
Дело на сайте суда
vs.kalm.sudrf.ru
10.12.2021Регистрация административного искового заявления
10.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2022Судебное заседание
07.02.2022Судебное заседание
11.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.02.2022Дело оформлено
02.06.2022Дело передано в архив
07.02.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее