Решение по делу № 2-1-1511/2024 от 26.08.2024

№ 2-1-1511/2024

УИД57RS0012-01-2024-002228-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2024 г. г. Ливны Орловская область

Ливенский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Дрогайцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Глушковой С.С.,

с участием помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Ерохиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Борзых Е.А., к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата,

УСТАНОВИЛ:

Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области обратилась в суд с иском в интересах Борзых Е.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» об обязании обеспечить лекарственными препаратами, возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата, в обоснование, указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой по обращению Борзых Е.А. проведена проверка по вопросу льготного обеспечения её лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что Борзых Е.А. имеет диагнозы «<данные изъяты>», является региональным льготником, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

Согласно информации, представленной БУЗ ОО «ООД», Борзых Е.А. назначены лекарственные препараты по МНН «<данные изъяты>».

Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения <адрес> и БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Борзых Е.А. лекарственным препаратом по <данные изъяты>» своевременно и в полном объеме не обеспечивалась.

Так, лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ на имя Борзых Е.А. выписан рецепт на получение лекарственного препарата по <данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, ДД.ММ.ГГГГ аннулирован по истечении срока годности.

ДД.ММ.ГГГГ на имя Борзых Е.А. выписан рецепт на получение лекарственного препарата по <данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, обслужен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на имя Борзых Е.А. выписан рецепт на получение лекарственного препарата по <данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, обслужен ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду необеспечения лекарственными препаратами Борзых Е.А. вынуждена была приобрести лекарственный препарат по <данные изъяты>» (<данные изъяты>») за собственные средства: ДД.ММ.ГГГГ на сумму 127930 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 127930 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 127930 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 127930 руб., а всего на общую сумму 511720 руб.

Несвоевременное обеспечение Борзых Е.А. лекарственным препаратом является угрозой для её жизни и здоровья, не позволяет качественно и объемно осуществлять медикаментозное лечение.

Также было установлено, что Борзых Е.А. рецепты на получение лекарства по <данные изъяты> БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в период с июня 2024 года не выписывались должным образом.

Прокурор просит суд обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов Борзых Е.А. на лекарственный препарат по <данные изъяты>», в соответствии с назначенной схемой лечения, обязать Департамент здравоохранения <адрес> обеспечивать Борзых Е.А. лекарственным препаратом по <данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, и взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> за счет казны <адрес> расходы на приобретение лекарственного препарата по <данные изъяты> в размере 511720 руб.

В судебном заседании представитель Ливенской межрайонной прокуратуры Ерохина М.Н. просила прекратить производство по делу в части требований к ответчику БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», поскольку со стороны Борзых Е.А. поступило заявление об отказе от исковых требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в части выписки рецептов, в связи с чем, от требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов на лекарственные препараты они отказываются. Исковые требования в части требований к Департаменту здравоохранения <адрес> о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата по <данные изъяты>» в размере 511720 руб. поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Истец Борзых Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте слушания дела была уведомлена своевременно и надлежащим образом, представила суду заявление об отказе от иска в части требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» об обязании своевременно выписывать рецепты на лекарственные препараты и о рассмотрении дела без её участия.

Определением Ливенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований об обязании своевременно выписывать рецепты на лекарственные препараты, к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», прекращено.

Представитель ответчика БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ в судебное заседание не явился, главный врач направил в суд заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направили в суд заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. №1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2020 г. № 857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено, что Борзых Е.А. является региональным льготником и лицом, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача.

На территории <адрес> ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями через «Аптеку ».

Из материалов дела следует, что Борзых Е.А. необходим лекарственный препарат <данные изъяты> уп.

Согласно регистру льготников на 2024 год, Борзых Е.А. нуждается в лекарственном препарате по <данные изъяты>».

Из приложения к ответу на запрос Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рецепт на лекарственный препарат по <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия рецепта, рецепт на лекарственный препарат по <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен ДД.ММ.ГГГГ, рецепт на лекарственный препарат по <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен ДД.ММ.ГГГГ.

Из кассовых чеков следует, что Борзых Е.А. был приобретен лекарственный <данные изъяты>» по чекам , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за 127930 руб. каждый, а всего на общую сумму 511720 руб.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что не обеспечение Борзых Е.А. лекарственными препаратами создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку Борзых Е.А. нуждается в постоянном применении лекарственного препарата по <данные изъяты>», который не был еЙ предоставлен своевременно и бесплатно, то она вынуждена была приобрести его за счет собственных денежных средств, которые относятся к убыткам в форме реального ущерба, в связи с чем, суд находит обоснованным требование истца о возложении на Департамент здравоохранения <адрес> за счет казны <адрес> обязанности возместить Борзых Е.А., потраченные на приобретение лекарственного препарата по <данные изъяты>» денежные средства на общую сумму 511720 руб. Кроме того, их приобретение было в период их отсутствия в аптеке ГУП ОО «Орелфармация».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борзых Е.А., к Департаменту здравоохранения <адрес> о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата, удовлетворить.

Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> (ИНН ) за счет казны <адрес> в пользу Борзых Е.А. года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серия ), расходы на приобретение лекарственного препарата по <данные изъяты>», в размере 511 720 (пятьсот одиннадцать тысяч семьсот двадцать) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 07.10.2024 г.

Судья:

№ 2-1-1511/2024

УИД57RS0012-01-2024-002228-18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2024 г. г. Ливны Орловская область

Ливенский районный суд Орловской области в составе

председательствующего судьи Дрогайцевой И.А.,

при секретаре судебного заседания Глушковой С.С.,

с участием помощника прокурора Ливенской межрайонной прокуратуры Ерохиной М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебного заседания Ливенского районного суда гражданское дело по иску Ливенской межрайонной прокуратуры, действующей в интересах Борзых Е.А., к Департаменту здравоохранения Орловской области о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата,

УСТАНОВИЛ:

Ливенская межрайонная прокуратура Орловской области обратилась в суд с иском в интересах Борзых Е.А. к Департаменту здравоохранения Орловской области, БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» об обязании обеспечить лекарственными препаратами, возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата, в обоснование, указав, что Ливенской межрайонной прокуратурой по обращению Борзых Е.А. проведена проверка по вопросу льготного обеспечения её лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что Борзых Е.А. имеет диагнозы «<данные изъяты>», является региональным льготником, имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов.

Согласно информации, представленной БУЗ ОО «ООД», Борзых Е.А. назначены лекарственные препараты по МНН «<данные изъяты>».

Несмотря на наличие медицинских показаний, Департаментом здравоохранения <адрес> и БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» Борзых Е.А. лекарственным препаратом по <данные изъяты>» своевременно и в полном объеме не обеспечивалась.

Так, лечащим врачом БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» ДД.ММ.ГГГГ на имя Борзых Е.А. выписан рецепт на получение лекарственного препарата по <данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, ДД.ММ.ГГГГ аннулирован по истечении срока годности.

ДД.ММ.ГГГГ на имя Борзых Е.А. выписан рецепт на получение лекарственного препарата по <данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, обслужен ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ на имя Борзых Е.А. выписан рецепт на получение лекарственного препарата по <данные изъяты>», который ДД.ММ.ГГГГ предъявлен в аптечную организацию, обслужен ДД.ММ.ГГГГ.

Ввиду необеспечения лекарственными препаратами Борзых Е.А. вынуждена была приобрести лекарственный препарат по <данные изъяты>» (<данные изъяты>») за собственные средства: ДД.ММ.ГГГГ на сумму 127930 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 127930 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 127930 руб., ДД.ММ.ГГГГ на сумму 127930 руб., а всего на общую сумму 511720 руб.

Несвоевременное обеспечение Борзых Е.А. лекарственным препаратом является угрозой для её жизни и здоровья, не позволяет качественно и объемно осуществлять медикаментозное лечение.

Также было установлено, что Борзых Е.А. рецепты на получение лекарства по <данные изъяты> БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в период с июня 2024 года не выписывались должным образом.

Прокурор просит суд обязать БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов Борзых Е.А. на лекарственный препарат по <данные изъяты>», в соответствии с назначенной схемой лечения, обязать Департамент здравоохранения <адрес> обеспечивать Борзых Е.А. лекарственным препаратом по <данные изъяты>», в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом, и взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> за счет казны <адрес> расходы на приобретение лекарственного препарата по <данные изъяты> в размере 511720 руб.

В судебном заседании представитель Ливенской межрайонной прокуратуры Ерохина М.Н. просила прекратить производство по делу в части требований к ответчику БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», поскольку со стороны Борзых Е.А. поступило заявление об отказе от исковых требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» в части выписки рецептов, в связи с чем, от требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» производить своевременную выписку рецептов на лекарственные препараты они отказываются. Исковые требования в части требований к Департаменту здравоохранения <адрес> о взыскании расходов на приобретение лекарственного препарата по <данные изъяты>» в размере 511720 руб. поддерживает в полном объеме и просит их удовлетворить.

Истец Борзых Е.А. в судебное заседание не явилась, о дате времени и месте слушания дела была уведомлена своевременно и надлежащим образом, представила суду заявление об отказе от иска в части требований к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ» об обязании своевременно выписывать рецепты на лекарственные препараты и о рассмотрении дела без её участия.

Определением Ливенского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требований об обязании своевременно выписывать рецепты на лекарственные препараты, к БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ», прекращено.

Представитель ответчика БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ в судебное заседание не явился, главный врач направил в суд заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя БУЗ ОО «Ливенская ЦРБ».

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица Департамента финансов Орловской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом.

Представитель третьего лица ГУП ОО «Орелфармация» в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, направили в суд заявление, в котором ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям:

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается:

1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями;

3) на основе клинических рекомендаций;

4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

В силу пунктов 1, 2 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи; назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании пункта 9.2 статьи 83 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обеспечение лиц лекарственными препаратами осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете уполномоченному федеральному органу исполнительной власти.

Федеральным законом от 8 декабря 2020 г. № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» предусмотрено выделение денежных средств для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации Постановление Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2018 г. №1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи («Финансовое обеспечение Программы») предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право наполучение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов: организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Согласно частям 2, 4 и 9 статьи 4.1 названного Федерального закона средства на осуществление указанных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствие с подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение таких вопросов, как организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями.

В пункте 24 части 2 статьи 26.3 данного Федерального закона предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.

Из анализа приведенных норм права следует, что решение вопросов по организации обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, изделиями медицинского назначения относится к компетенции субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2020 г. № 857 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее по тексту – Программа), предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.

Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения оДепартаменте здравоохранения Орловской области» (далее по тексту - Положение).

В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. № 942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».

В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.

В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии со ст. 16 ГК РФ, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Судом установлено, что Борзых Е.А. является региональным льготником и лицом, имеющим право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача.

На территории <адрес> ГУП ОО «Орелфармация» осуществляет функции по обеспечению льготной категории граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями через «Аптеку ».

Из материалов дела следует, что Борзых Е.А. необходим лекарственный препарат <данные изъяты> уп.

Согласно регистру льготников на 2024 год, Борзых Е.А. нуждается в лекарственном препарате по <данные изъяты>».

Из приложения к ответу на запрос Департамента здравоохранения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, рецепт на лекарственный препарат по <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истек срок действия рецепта, рецепт на лекарственный препарат по <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен ДД.ММ.ГГГГ, рецепт на лекарственный препарат по <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, обслужен ДД.ММ.ГГГГ.

Из кассовых чеков следует, что Борзых Е.А. был приобретен лекарственный <данные изъяты>» по чекам , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ за 127930 руб. каждый, а всего на общую сумму 511720 руб.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что не обеспечение Борзых Е.А. лекарственными препаратами создает условия, угрожающие её здоровью, нарушает её право на медицинскую помощь в гарантированном государством объеме, что противоречит приведенному выше правовому регулированию, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.

Поскольку Борзых Е.А. нуждается в постоянном применении лекарственного препарата по <данные изъяты>», который не был еЙ предоставлен своевременно и бесплатно, то она вынуждена была приобрести его за счет собственных денежных средств, которые относятся к убыткам в форме реального ущерба, в связи с чем, суд находит обоснованным требование истца о возложении на Департамент здравоохранения <адрес> за счет казны <адрес> обязанности возместить Борзых Е.А., потраченные на приобретение лекарственного препарата по <данные изъяты>» денежные средства на общую сумму 511720 руб. Кроме того, их приобретение было в период их отсутствия в аптеке ГУП ОО «Орелфармация».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Борзых Е.А., к Департаменту здравоохранения <адрес> о возмещении расходов на приобретение лекарственного препарата, удовлетворить.

Взыскать с Департамента здравоохранения <адрес> (ИНН ) за счет казны <адрес> в пользу Борзых Е.А. года рождения, уроженки <адрес> (паспорт серия ), расходы на приобретение лекарственного препарата по <данные изъяты>», в размере 511 720 (пятьсот одиннадцать тысяч семьсот двадцать) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Полный текст мотивированного решения изготовлен 07.10.2024 г.

Судья:

2-1-1511/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Борзых Елена Александровна
Ливенская межрайонная прокуратура
Ответчики
БУЗ ОО "Ливенская ЦРБ"
Департамент здравоохранения Орловской области
Другие
ГУП ОО "Орелфармация"
Департамент финансов Орловской области
Суд
Ливенский районный суд Орловской области
Дело на странице суда
livensky.orl.sudrf.ru
26.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.08.2024Передача материалов судье
30.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2024Подготовка дела (собеседование)
10.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2024Судебное заседание
07.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2024Дело оформлено
23.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее