Решение по делу № 33а-8416/2017 от 12.09.2017

Судья Проскурня С.Н.

дело № 33а-8416/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Симферополь 10 ноября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего

Юсуповой Л.А-В.

судей

при секретаре

Хожаиновой О.В., Терентьевой Н.А.

Сидоровой В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО3 в интересах своей несовершеннолетней дочери Фёдоровой ФИО2 к ОМВД России по Красногвардейскому району Республики Крым, начальнику отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району Республики Крым ФИО1 о признании незаконным решения (действия) и о понуждении совершить определённые действия

по апелляционной жалобе начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району ФИО1 на решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В., изучив материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

у с т а н о в и л а:

Федорова Н.М. в интересах своей несовершеннолетней дочери Фёдоровой Е.М. обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя свои исковые требования тем, что 24 апреля 2017 года её несовершеннолетняя дочь Фёдорова Е.М., 12 марта 2003 года рождения, обратилась в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району Республики Крым с заявлением о выдаче паспорта при достижении 14-летнего возраста. К заявлению были приложены фотографии, свидетельство о рождении, квитанция об уплате госпошлины. Заявление было принято начальником отдела по вопросам миграции Юрченко Г.В.

28 апреля 2017 года за исходящим <данные изъяты> начальник отдела по вопросам миграции сообщил об отказе в предоставлении государственной услуги, сославшись на то, что на представленном вместе с заявлением свидетельстве о рождении ребёнка отсутствует отметка, подтверждающая наличие у него гражданства Российской Федерации.

Истица, не согласившись с таким решением начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району ФИО1, считая его незаконным и необоснованным, обратилась в Красногвардейский районный суд Республики Крым.

С учётом изложенного просила признать незаконным действия и решение начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> ФИО1 об отказе Фёдоровой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в предоставлении государственной услуги по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации при достижении 14-летнего возраста;

обязать начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району Юрченко Г.В. устранить нарушения прав Фёдоровой Е.М., выполнить требования Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, предусматривающего порядок выдачи паспорта гражданина России, в точном соответствии с законом - выдать Фёдоровой Е.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации при достижении 14-летнего возраста.

Решением Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 июля 2017 года административное исковое заявление удовлетворено.

Решение начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району Юрченко Г.В. от 28 апреля 2017 года <данные изъяты> об отказе в предоставлении государственной услуги - выдаче паспорта гражданина Российской Федерации в связи с достижением 14-летнего возраста признано незаконным, нарушающим права несовершеннолетней Фёдоровой Е.М.

На начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району Юрченко Г.В. возложена обязанность, в 10-дневный срок со дня приёма подразделением всех необходимых документов в целях устранения нарушений прав несовершеннолетней, выдать ФИО13 ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красногвардейскому району сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Не согласившись с указанным решением суда, начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району Юрченко Г.В. обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение. Ссылается на то, что решение суда является незаконным и необоснованным, принятым без учёта фактических обстоятельств.

В судебном заседании административный истец Федорова Н.М. (на день рассмотрения апелляционной жалобы Фёдорова Н.М.) и её представитель Головачёв В.Д., просили оставить решение Красногвардейского районного суда Республики Крым без изменения, доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.

Начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району Юрченко Г.В., который также представлял интересы отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес>, в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить.

Изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.

Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Конституция Российской Федерации, провозглашая человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагает на государство в качестве его конституционной обязанности признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина (ст. 2) и устанавливает, что в Российской Федерации права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17). Применительно к праву на гражданство Российской Федерации Конституция Российской Федерации закрепляет, что оно приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения и что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его (ст. 6, ч. 1 и ч. 3).

В силу с статьи 11 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 17 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» при изменении Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которой изменена, имеют право на выбор гражданства (оптацию) в порядке и сроки, которые установлены соответствующим международным договором Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов» (далее - Договор), подписанный в г. Москве 18 марта 2014 года.

В силу пункта 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 6-ФКЗ со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на этот день на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, признаются гражданами Российской Федерации, за исключением лиц, которые в течение одного месяца после этого дня заявят о своем желании сохранить имеющееся у них и (или) их несовершеннолетних детей иное гражданство либо остаться лицами без гражданства.

Из системного толкования указанных выше положений Закон № 6-ФКЗ, Договора следует, что для признания лица гражданином Российской Федерации необходимо одновременное наличие следующих условий:

- на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов лицо должно быть гражданином Украины или лицом без гражданства;

- на день принятия гражданин Украины или лицо без гражданства должно постоянно проживать на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя;

- в течение одного месяца после дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов лицо не заявит о своем желании сохранить имеющееся у него иное гражданство либо остаться лицом без гражданства.

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации» введён в действие паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории России.

Правительством Российской Федерации 8 июля 1997 года принято Постановление № 828, которым утверждено Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации (далее Положение № 828).

Согласно пункту 10 Положения № 828 выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В пункте 11 Положения № 828 указано, что для получения паспорта гражданин представляет заявление по форме, установленной Министерством внутренних дел Российской Федерации; свидетельство о рождении, две личные фотографии размером 35 x 45 мм.

В случае невозможности представления свидетельства о рождении паспорт может быть выдан на основании других документов, подтверждающих сведения, необходимые для получения паспорта.

При необходимости для получения паспорта представляются иные документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, которые определены указами Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и от 13 апреля 2011 года № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации».

Гражданин вправе не представлять документы, указанные в абзаце шестом настоящего пункта, а только указать в заявлении о выдаче паспорта сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации.

На основании указанных сведений территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации запрашивает соответствующую информацию в органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации.

Приказом ФМС России № 391 от 30 ноября 2012 года был утверждён Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (далее Административный регламент № 391), в пункте 1 которого указано, что он определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) ФМС России, территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений, а также порядок взаимодействия ФМС России, территориальных органов и их подразделений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Административного регламента № 391 получателем государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, являлись, в том числе, граждане Российской Федерации по выдаче паспортов в случае достижения 14-летнего возраста.

В пункте 20 Административного регламента № 391 указано, что результатом предоставления государственной услуги является выдача (замена) паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 23 Административного регламента № 391 к документам, необходимым для предоставления государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, относится заявление о выдаче (замене) паспорта по форме № 1 П, заполненное от руки или машинописным способом гражданином, лично обратившимся за получением паспорта; свидетельство о рождении, две личные фотографии размером 35 x 45 мм, реквизиты квитанции об уплате государственной пошлины.

При обращении, за получением паспорта в случаях, установленных пунктом 2.1 Административного регламента, гражданином предоставляются дополнительно документы, указанные в пункте 29.1.

Пунктом 31 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов: в числе которых документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации (вкладыш, выданный к свидетельству о рождении или паспорту гражданина СССР, свидетельство о рождении с проставленным штампом о наличии гражданства Российской Федерации, и другие документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, которые определены Указами Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и от 13 апреля 2011 года № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» (подпункт 31.2).

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 13 апреля 2011 года № 444 «О дополнительных мерах по обеспечению прав и защиты интересов несовершеннолетних граждан Российской Федерации» наличие гражданства Российской Федерации у ребенка, не достигшего возраста 14 лет, по выбору его родителей или других законных представителей удостоверяется:

а) имеющимся у ребенка заграничным, дипломатическим или служебным паспортом гражданина Российской Федерации, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

б) паспортом гражданина Российской Федерации родителя, в том числе заграничным, дипломатическим или служебным паспортом, в который внесены сведения о ребенке;

в) свидетельством о рождении, в которое внесены сведения:

о гражданстве Российской Федерации обоих родителей или единственного родителя (независимо от места рождения ребенка);

о гражданстве Российской Федерации одного из родителей, если другой родитель является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим либо если место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

о гражданстве Российской Федерации одного из родителей и гражданстве иностранного государства другого родителя (если свидетельство о рождении выдано на территории Российской Федерации);

г) отметкой на переводе на русский язык документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;

д) отметкой на свидетельстве о рождении, выданном уполномоченным органом Российской Федерации, проставленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, или его территориальным органом, консульским учреждением Российской Федерации или консульским отделом дипломатического представительства Российской Федерации;

е) вкладышем к документу, выданному компетентным органом иностранного государства в удостоверение акта регистрации рождения ребенка, либо к свидетельству о рождении, подтверждающим наличие гражданства Российской Федерации, выданным в установленном порядке до 6 февраля 2007 г.

Пунктом 2 названного Указа установлено, что государственные и иные органы, учреждения и организации при оказании услуг в сфере здравоохранения, образования, социального обеспечения и других сферах не вправе требовать иного удостоверения наличия гражданства Российской Федерации у ребёнка, не достигшего возраста 14 лет, чем предусмотренного пунктом 1 настоящего Указа, в том числе проставления на свидетельстве о рождении отметки, удостоверяющей наличие гражданства Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных подпунктами «г» и «д» пункта 1 настоящего Указа.

Согласно пункту 33 Административного регламента документы, предусмотренные подпунктами 31.1 - 31.3 заявитель вправе представить по собственной инициативе, непредставление указанных документов не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Согласно пункту 37 этого Административного регламента основаниями для отказа в выдаче (замене) паспорта являются: отсутствие у лица гражданства Российской Федерации; недостоверные сведения, указанные в заявлении о выдаче (замене) паспорта; отсутствие сведений об уплате государственной пошлины.

Из материалов дела следует, что несовершеннолетняя Фёдорова Е.М., 12 марта 2003 года рождения, обратилась в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации при достижении 14-летнего возраста. К заявлению о выдаче паспорта по форме П заявителем были приложены свидетельство о рождении, две личные фотографии, квитанция об уплате государственной пошлины. Указанные документы были приняты начальником по вопросам миграции ФИО1

28 апреля 2017 года за <данные изъяты> (об оказании государственной услуги по выдаче паспорта гражданина Российской Федерации) Фёдоровой Е.М. в предоставлении государственной услуги было отказано, на основании того, что в предоставленном свидетельстве о рождении, как национальном документе, удостоверяющем личность, не было отметки, подтверждающей у неё наличие гражданства Российской Федерации.

Административный истец указывает, что они с супругом приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», что задокументировано паспортами Российской Федерации. Считает, что наличие гражданства Российской Федерации у ребёнка, не достигшего возраста 14 лет, удостоверяется паспортами родителей, как граждан Российской Федерации, в которые внесены сведения о ребёнке. Указывает, что в соответствии с Административным регламентом, несовершеннолетней Фёдоровой Е.М. был предоставлен перечень всех необходимых документов для получения паспорта по достижении 14 лет. В связи, с чем отказ в выдаче её дочери Фёдоровой Е.М. паспорта гражданина Российской Федерации по достижению 14-летнего возраста, по мнению истца, незаконен.

Основанием для обращения несовершеннолетней Фёдоровой Е.М. к административному ответчику с заявлением о выдаче паспорта явился Закон № 6-ФКЗ и достижение 14-летнего возраста.

Вместе с тем, из материалов дела видно, что Фёдорова Е.М. родилась на территории Автономной Республики Крым, Украина, где проживала со своими родителями. В судебное заседание суда апелляционной инстанции административным истцом Федоровой Н.М. предоставлен документ, удостоверяющий личность – паспорт гражданина Российской Федерации, выданный 28 августа 2017 года в связи с обмен предыдущего (была допущена ошибка в фамилии – вместо Фёдорова Н.М. была указана Федорова Н.М.) Также административным истцом предоставлена копия предыдущего своего паспорта, выданного ей ДД.ММ.ГГГГ, в сведениях о детях которого были внесена отметка о наличии ребёнка женского пола – ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Доводы ответчика о том, что истцом не были представлены документы, подтверждающие наличие гражданства, являлись предметом проверки суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка. Суд правильно указал, что начальник отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району Республики Крым Юрченко Г.В. не использовал предоставленные ему Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации полномочия по установлению наличия у несовершеннолетней Фёдоровой Е.М. гражданства Российской Федерации, оставив без внимания доводы о наличии гражданства Российской Федерации у обоих её родителей, о чём также свидетельствует из предоставленных самим Юрченко Г.В. материалам по вопросу выдачи Фёдоровой Е.М. паспорта гражданина Российской Федерации.

Вместе с тем, из материалов дела также видно, что Фёдорова Е.М. родилась на территории Автономной Республики Крым, Украина, где проживала со своими родителями. Отец Фёдоров М.Н. и мать девочки Фёдорова Н.М. приобрели российское гражданство в 2014 году по основанию, предусмотренному частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

По смыслу требований пунктов 51, 52 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , заключение о результатах проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, должно приниматься только по результатам тщательной проверки; отражать все обстоятельства и выводы; проверка может осуществляться как по заявлению лица, составленному в произвольной форме, так и по инициативе полномочного органа или иного государственного органа.

Аналогичные требования содержатся в пунктах 15 - 15.13 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 19 марта 2008 года № 64.

Изученные материалы дела свидетельствуют, что отделом по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району сведения о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации у Фёдоровой Е.М. в полном объёме проверены не были. То есть, фактически отдел по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району не исполнил свои непосредственные обязанности, проигнорировав вышеуказанные требования нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения соответствующей проверки наличия гражданства, необходимости тщательной проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии у заявителя гражданства Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у суда полномочий по возложению обязанности документировать Фёдорову Е.М. паспортом гражданина Российской Федерации при установленных по настоящему делу фактических обстоятельствах несостоятельны, поскольку суд, разрешая заявленные требования и оценивая действия административного ответчика при проведении указанной проверки, исходил из того, что ненадлежащее проведение проверки и как следствие отказ в предоставлении государственной услуги является достаточным и безусловным основанием для устранения допущенных нарушений прав заявителя.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод; оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в силу которых справедливое правосудие, осуществляемое независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, также предполагает обязательность и исполнимость судебных решений, что связано с требованием правовой определённости; общие принципы осуществления правосудия распространяются на все закреплённые Конституцией Российской Федерации, её статьёй 118 (часть 2), виды судопроизводства - конституционное, гражданское, административное и уголовное и являются для них едиными, вне зависимости от природы и особенностей материальных правоотношений, определяющих предмет рассмотрения в каждом виде судопроизводства, в рамках которого граждане реализуют конституционное право на судебную защиту.

В связи с вышеуказанными разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, восстановление судом нарушенного права Фёдоровой Е.М. путём возложения на ответчика обязанности документировать Фёдорову Е.М. паспортом гражданина Российской Федерации в 10-дневный срок со дня приёма подразделением всех необходимых документов, не исключает возможности соблюдения административным ответчиком процедуры выдачи паспорта, в том числе по результатам проведения проверки наличия гражданства у заявителя.

Такой способ устранения допущенного нарушения права Фёдоровой Е.М. считаю надлежащим, поскольку неполучение заявителем паспорта гражданина Российской Федерации связано с незаконными действиями ответчика, выразившимися в необоснованном отказе в предоставлении государственной услуги.

Такое восстановление нарушенного права вмешательством в компетенцию органа не является, напротив согласуется с положениями пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая, что апелляционная жалоба не содержит правовых и фактических обстоятельств, указывающих на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого по делу судебного акта, основания для отмены решения отсутствуют.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

о п р е д е л и л а:

решение Красногвардейского районного суда Республики Крым от 11 июля 2017 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по Красногвардейскому району ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Л.А-В. Юсупова

Судьи О.В. Хожаинова

Н.А. Терентьева

33а-8416/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Юсупова Луиза Абдул-Вахаевна
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
10.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее