Решение по делу № 2-2960/2023 от 10.07.2023

№ 2-2960/2023

70RS0004-01-2023-003451-21

Решение

Именем Российской Федерации

30 августа 2023 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кравченко А.В.,

при секретаре Шведовой Т.А.,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Ленинского района г. Томска Глумовым М.В.,

материального истца Ермакова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в защиту прав и интересов Ермакова Е.В., Захарова В.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

прокурор Ленинского района г. Томска, действующий в защиту прав и законных интересов Захарова В.А., Ермакова Е.В. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в котором просил, с учетом уточнения исковых требований, предоставить материальному истцам, вне очереди, взамен аварийного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в черте населенного пункта г. Томск, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью не менее 36,1 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Томска по обращению Ермакова Е.В. проведена проверка нарушения жилищных прав истцов, в связи с расселением аварийного дома по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Ермаков Е.В. признан ответственным нанимателем по договору социального найма квартиры № <адрес> г.Томске. Совместно с ним зарегистрирован его брак Захаров В.А. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени ответчиком мер к отселению граждан из аварийного жилья не предпринято. Указанный многоквартирный жилой дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2017-2025 г. Вместе с тем, факт непригодности спорного жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для предоставления материальным истцам иного благоустроенного жилья по договору социального найма.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Ленинского района г. Томска Глумов М.В. исковые требования поддержал в полном объеме, указал на невозможность дальнейшего проживания истцов в спорном жилом помещении, поскольку такое проживание представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Материальный истец Ермаков Е.В. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить. Указал, что в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Томской области. Иного жилого помещения, кроме как <адрес> не имеет.

Материальный истец Захаров В.А., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Ответчик муниципальное образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание не явился, своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, просил слушать дело в отсутствии представителя, представил отзыв на иск, согласно которому полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2017-2015 годы», однако, в связи с отсутствием доказательств угрозы жизни и здоровью проживающих лиц в спорном жилом помещении, предоставлять истца жилое помещение без учетов сроков расселения жилого дома является неверным.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, истца Захарова В.А.

Заслушав пояснения представителя процессуального и материального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, следует из материалов дела, что прокуратурой Ленинского района г. Томска на основании заявления Ермакова Е.В. проведена проверка нарушения жилищных прав истцов, в связи с длительным расселением аварийного дома по адресу: <адрес>.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, занимаемое истцами, относится к муниципальному жилищному фонду.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м., состоит из двух комнат. Суд полагает при определении площади жилого помещения исходить из указанных сведений.

На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ » Ермаков Е.В. признан нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, вместо Ермаковой О.Н.

Как следует из справки паспортного отдела ТСЖ №ТАНТАЛ» от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Ермаков Е.В. –квартиросъемщик, Захаров В.А. – брат.

В соответствии с ч.1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и принятым на его основании постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 6 указанного постановления на администрацию Ленинского района г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, указанных в п.3 постановления, предоставленных по договору социального найма.

Многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в Муниципальную программу «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда», утвержденной распоряжением администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ-2025 годы.

Вместе с тем, согласно экспертному заключению ООО «СЦИКиЭ» фотографий жилого дома, техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, аварийное с технической точки зрения является небезопасным для постоянного проживания по причине большого физического износа здания. Физический износ здания составляет 90 %.

Данных о том, что в многоквартирном доме по <адрес> проводился или планируется проводится капитальный ремонт, не имеется.

Неудовлетворительное состояние жилого дома по <адрес> не оспаривается представителем ответчика администрации г. Томска, доказательств принятия органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома до реализации мероприятий по расселению дома в сроки, указанные в муниципальной программе, суду не представлено. С момента признания жилого дома аварийным в 2017 году, прошло более 6 лет. Дальнейшее пребывания материального истца в аварийном жилом доме представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Иного жилого помещения в собственности у истцов не имеется, что подтверждается уведомлениями из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ- и не оспаривается стороной ответчика.

Таким образом, вышеизложенные свидетельствует о том, что истцы, обладают в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на внеочередное предоставление жилого помещения взамен аварийного, которое ответчиком не оспорено.

Учитывая, что вышеуказанный жилой дом признан решением органа местного самоуправления непригодным для проживания, которое не оспорено и незаконным не признано, истцы относятся к категории нуждающихся в жилом помещении, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Внеочередной порядок предоставления жилья своей целью имеет именно скорейшее устранение угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих требованиям безопасности.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Проанализировав представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого истцами жилого помещения, суд приходит к выводу, что поскольку дом по <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования прокурора, действующий в защиту прав и законных интересов Захарова В.А., Ермакова Е.В. о предоставлении им взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.

Доказательства отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме признанном аварийном и подлежащем сносу, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Само по себе отсутствие бюджетных ассигнований на приобретение жилья для предоставления гражданам по договорам социального найма в многоквартирных домах,, признанных аварийными и подлежащими сносу, свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о предоставления жилого помещения вне очереди по договорам социального найма, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав истцов, проживающих в доме, подлежащем сносу, не должно лишать истцов возможности требовать защиты нарушенных прав, в том числе путем внеочередного предоставления жилья, если право на его получение гарантировано действующим законодательством.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

При определении площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцам, суд исходит из выписки из сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-, согласно которым жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м., состоит из двух комнат.

Таким образом, материальному истцам Захарову В.А., Ермакову Е.В. должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 36,1 кв.м., взамен ранее занимаемого по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в защиту прав и интересов Ермакова Е.В., Захарова В.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Ермакову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 6910 , выдан отделом УФМС России по Томской области в Ленинском районе г.Томска ДД.ММ.ГГГГ), Захарову В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 6901 , выдан Октябрьским РОВД г.Томска ДД.ММ.ГГГГ) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36,1 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/

Оригинал находится в материалах дела № 2-2960/2023 (УИД 70RS0004-01-2023-003451-21) в Советском районном суде г. Томска.

Мотивированный текст изготовлен 06.09.2023.

№ 2-2960/2023

70RS0004-01-2023-003451-21

Решение

Именем Российской Федерации

30 августа 2023 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Кравченко А.В.,

при секретаре Шведовой Т.А.,

с участием представителя процессуального истца помощника прокурора Ленинского района г. Томска Глумовым М.В.,

материального истца Ермакова Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в защиту прав и интересов Ермакова Е.В., Захарова В.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

установил:

прокурор Ленинского района г. Томска, действующий в защиту прав и законных интересов Захарова В.А., Ермакова Е.В. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска, в котором просил, с учетом уточнения исковых требований, предоставить материальному истцам, вне очереди, взамен аварийного жилого помещения, благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, в черте населенного пункта г. Томск, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому жилому помещению – двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью не менее 36,1 кв.м.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Ленинского района г. Томска по обращению Ермакова Е.В. проведена проверка нарушения жилищных прав истцов, в связи с расселением аварийного дома по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Ермаков Е.В. признан ответственным нанимателем по договору социального найма квартиры № <адрес> г.Томске. Совместно с ним зарегистрирован его брак Захаров В.А. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени ответчиком мер к отселению граждан из аварийного жилья не предпринято. Указанный многоквартирный жилой дом включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2017-2025 г. Вместе с тем, факт непригодности спорного жилого помещения для проживания является самостоятельным основанием для предоставления материальным истцам иного благоустроенного жилья по договору социального найма.

В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Ленинского района г. Томска Глумов М.В. исковые требования поддержал в полном объеме, указал на невозможность дальнейшего проживания истцов в спорном жилом помещении, поскольку такое проживание представляет угрозу жизни и здоровью граждан.

Материальный истец Ермаков Е.В. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить. Указал, что в настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИЦ-1 УФСИН России по Томской области. Иного жилого помещения, кроме как <адрес> не имеет.

Материальный истец Захаров В.А., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Ответчик муниципальное образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска в судебное заседание не явился, своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, просил слушать дело в отсутствии представителя, представил отзыв на иск, согласно которому полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению. Указал, что многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> включен в «Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2017-2015 годы», однако, в связи с отсутствием доказательств угрозы жизни и здоровью проживающих лиц в спорном жилом помещении, предоставлять истца жилое помещение без учетов сроков расселения жилого дома является неверным.

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, истца Захарова В.А.

Заслушав пояснения представителя процессуального и материального истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

Согласно ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, следует из материалов дела, что прокуратурой Ленинского района г. Томска на основании заявления Ермакова Е.В. проведена проверка нарушения жилищных прав истцов, в связи с длительным расселением аварийного дома по адресу: <адрес>.

Жилое помещение по адресу: <адрес>, занимаемое истцами, относится к муниципальному жилищному фонду.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м., состоит из двух комнат. Суд полагает при определении площади жилого помещения исходить из указанных сведений.

На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томка от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным распоряжением главы администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ » Ермаков Е.В. признан нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, вместо Ермаковой О.Н.

Как следует из справки паспортного отдела ТСЖ №ТАНТАЛ» от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрированы: Ермаков Е.В. –квартиросъемщик, Захаров В.А. – брат.

В соответствии с ч.1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и принятым на его основании постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ , многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Пунктом 6 указанного постановления на администрацию Ленинского района г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ принять меры к отселению физических лиц, проживающих в жилых помещениях, указанных в п.3 постановления, предоставленных по договору социального найма.

Многоквартирный жилой дом по <адрес> включен в Муниципальную программу «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда», утвержденной распоряжением администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ-2025 годы.

Вместе с тем, согласно экспертному заключению ООО «СЦИКиЭ» фотографий жилого дома, техническое состояние жилого дома по адресу: <адрес>, аварийное с технической точки зрения является небезопасным для постоянного проживания по причине большого физического износа здания. Физический износ здания составляет 90 %.

Данных о том, что в многоквартирном доме по <адрес> проводился или планируется проводится капитальный ремонт, не имеется.

Неудовлетворительное состояние жилого дома по <адрес> не оспаривается представителем ответчика администрации г. Томска, доказательств принятия органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома до реализации мероприятий по расселению дома в сроки, указанные в муниципальной программе, суду не представлено. С момента признания жилого дома аварийным в 2017 году, прошло более 6 лет. Дальнейшее пребывания материального истца в аварийном жилом доме представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Иного жилого помещения в собственности у истцов не имеется, что подтверждается уведомлениями из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ- и не оспаривается стороной ответчика.

Таким образом, вышеизложенные свидетельствует о том, что истцы, обладают в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на внеочередное предоставление жилого помещения взамен аварийного, которое ответчиком не оспорено.

Учитывая, что вышеуказанный жилой дом признан решением органа местного самоуправления непригодным для проживания, которое не оспорено и незаконным не признано, истцы относятся к категории нуждающихся в жилом помещении, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации возникла обязанность предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Внеочередной порядок предоставления жилья своей целью имеет именно скорейшее устранение угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих требованиям безопасности.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Проанализировав представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого истцами жилого помещения, суд приходит к выводу, что поскольку дом по <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования прокурора, действующий в защиту прав и законных интересов Захарова В.А., Ермакова Е.В. о предоставлении им взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.

Доказательства отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме признанном аварийном и подлежащем сносу, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.

Само по себе отсутствие бюджетных ассигнований на приобретение жилья для предоставления гражданам по договорам социального найма в многоквартирных домах,, признанных аварийными и подлежащими сносу, свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований о предоставления жилого помещения вне очереди по договорам социального найма, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав истцов, проживающих в доме, подлежащем сносу, не должно лишать истцов возможности требовать защиты нарушенных прав, в том числе путем внеочередного предоставления жилья, если право на его получение гарантировано действующим законодательством.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

При определении площади жилого помещения, которое должно быть предоставлено истцам, суд исходит из выписки из сведений ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №КУВИ-, согласно которым жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью 36,1 кв.м., состоит из двух комнат.

Таким образом, материальному истцам Захарову В.А., Ермакову Е.В. должно быть во внеочередном порядке по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное в пределах территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 36,1 кв.м., взамен ранее занимаемого по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска, действующего в защиту прав и интересов Ермакова Е.В., Захарова В.А. к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации <адрес> о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, - удовлетворить.

Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ИНН 7017004461) предоставить Ермакову Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 6910 , выдан отделом УФМС России по Томской области в Ленинском районе г.Томска ДД.ММ.ГГГГ), Захарову В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт 6901 , выдан Октябрьским РОВД г.Томска ДД.ММ.ГГГГ) вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36,1 кв.м., состоящее не менее чем из двух комнат, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья /подпись/

Оригинал находится в материалах дела № 2-2960/2023 (УИД 70RS0004-01-2023-003451-21) в Советском районном суде г. Томска.

Мотивированный текст изготовлен 06.09.2023.

2-2960/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ермаков Евгений Васильевич
Прокурор Ленинского района г.Томска
Захаров Василий Александрович
Ответчики
Муниципальное образование Город Томск в лице администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г.Томска
Судья
Кравченко А.В.
Дело на странице суда
sovetsky.tms.sudrf.ru
10.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.07.2023Передача материалов судье
12.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2023Подготовка дела (собеседование)
08.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
06.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее