Дело № 2-163/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом |
16 февраля 2016 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
под председательством судьи Ю.Н. Ерчина,
при секретаре судебного заседания О.Н. Решетиной,
с участием представителя ответчика К.А. Рейнгард,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юшковой С.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе Республики Коми об оспаривании действий, возложении обязанности включения периодов работы в льготный стаж и назначение досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
Юшкова С.И. обратилась в районный суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе Республики Коми, в котором оспаривала действия, выраженные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ по зачету периодов работы в специальный стаж и назначении страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе производства по делу истец уточнила свои исковые требования, согласно которому просила:
- признать решение пенсионного органа № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным в части не включения в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации в период работы акушеркой Усть-Куломской ЦРБ, МУ «Усть-Куломская ЦРБ», ГБУЗ РК «Усть-Куломская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периодов отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать ответчика включить в стаж работы, связанной с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, дающей ей право на досрочное назначение пенсии периодов нахождения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации в период работы акушеркой из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, а периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в период её работы в должности медсестры палаты новорожденных из расчета один год за один год и три месяца;
- обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента возникновения такого права, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование уточненного иска Юшковой С.И. указано, что ДД.ММ.ГГГГ она повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении ей трудовой пенсии. Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в назначении пенсии по причине отсутствия права на страховую пенсию по п.п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, не выработан льготный стаж работы. Согласно расчетам пенсионного органа стаж лечебной деятельности истца на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> Считает, что заявленные периоды работы, согласно федеральному законодательству, подлежат зачету в стаж работы в льготном исчислении связанной с лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Истец Юшкова С.И. просила о рассмотрении гражданского дела без её участия, уточненные исковые требования поддерживает.
Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе Республики Коми Рейнгардт К.А. (по доверенности от № от ДД.ММ.ГГГГ) просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку полагает, что курсы повышения квалификации являются одной из форм обучения. Периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место после ДД.ММ.ГГГГ (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-1), поэтому указанные периоды не подлежат включению в стаж, дающей право на назначение страховой пенсии по старости досрочно.
Заслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ истец Юшкова С.И. обратилась в ГУ – Управление Пенсионного фонда в Усть-Куломском районе Республики Коми за досрочным назначением трудовой пенсии по старости. Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда в Усть-Куломском районе Республике Коми от ДД.ММ.ГГГГ № Юшковой С.И. отказано в назначении пенсии по причине отсутствия права на страховую пенсию по п.п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, не выработан льготный стаж работы.
В протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № и данных об учете стажа указано, что на день обращения Юшковой С.И. с учетом представленных документов и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П, общий трудовой стаж истца составляет <данные изъяты>, лечебная деятельность по охране здоровья в сельской местности 24 года 11 месяцев 29 дней. При этом, из подсчета льготного стажа исключены спорные периоды: курсы повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а так же нахождение истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С 1 января 2015 года вступили в действие Федеральный закон N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральный закон N 424-ФЗ "О накопительной пенсии". С этой же даты перестает применяться Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 3 ст. 36 Закона N 400-ФЗ). Применение Закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" возможно только для расчета страховой части трудовой пенсии за период до 1 января 2015 года. Все остальные законы и нормативные акты, регулирующие вопросы пенсионного обеспечения, подлежат применению только в той части, которая не противоречит Закону N 400-ФЗ и Закону N424-ФЗ.
В соответствии со статьей 8 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 статьи 30 вышеуказанного Закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 и ч. 4 ст.30).
Поскольку спорные периоды работы истца имели место до вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при рассмотрении данного спора суд руководствуется законодательством, действовавшим в период выполнения спорных периодов работы (деятельности), дающим право на досрочное назначение пенсии.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании п. 5 указанных Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В указанный перечень включена, в том числе и должность акушерки. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", вступившим в силу с 01.11.1999. Периоды работы до 01.11.1999 засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464.
В соответствии с пунктом 2 данного постановления исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца; врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, для категорий работников, в данном случае медицинского работника, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации и учеба, является обязательным условием выполнения работы по должностным обязанностям.
Судом установлено, что истец Юшкова С.И., работая с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время в ГБУЗ РК «Усть-Куломская центральная районная больница» (ранее - Усть-Куломская ЦРБ, МУ «Усть-Куломская ЦРБ») в спорные периоды направлялась на повышение квалификации. Сведения о работе истца в ГБУЗ РК «Усть-Куломская центральная районная больница» подтверждаются записями в трудовой книжке истца №, а также представленными приказами работодателя.
Направление Юшковой С.И. на прохождение повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждается справкой, уточняющей периоды работы, необходимые для назначения трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГБУЗ РК «Усть-Куломская центральная районная больница», приказами работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № параграф 4, от ДД.ММ.ГГГГ №-о параграф 4 и свидетельствами о прохождении повышения квалификации.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня, включает в себя не только обновление теоретических, но и практических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем условиям, в которых осуществлялось основная трудовая деятельность работника. Поэтому повышение квалификации является обязательным условием работы медицинского работника.
Истцом заявлено требование о включении в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях, периоды отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку выплачивалось социальное пособие, за неё работодатель производил отчисления в Пенсионный Фонд, кроме того был оформлен листок нетрудоспособности.
По трудовому законодательству, отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он через пособие по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам. Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности, который служит документом, подтверждающим временную нетрудоспособность.
В соответствии со ст. 165 КЗоТ РФ и статей 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам предоставляются отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности - восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов - восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей - сто десять) календарных дней после родов.
Ранее действовавшая редакция части 4 статьи 23 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан предусматривала возможность увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации.
Закон Республики Коми от 20 октября 1992 года "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства", установивший для женщин, работающих в Республике Коми, отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов, в этой части не противоречил федеральному законодательству.
Вместе с тем, вышеуказанное законодательство применимо в случае если имело место нахождения истца в спорные периоды, связанные с временной нетрудоспособностью, то есть имелось медицинское заключение о временной нетрудоспособности с получением пособия по государственному страхованию. Таких доказательств суду не представлено, не установлены такие обстоятельства и судом.
Кроме того следует указать, что выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком имеет другую правовую природу, которая выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком (ст.14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей").
В соответствии с п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике применения рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Поскольку периоды нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имели место после ДД.ММ.ГГГГ, постольку эти периоды не включаются в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца в части.
При условии включения в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения спорных периодов подлежащих зачету с учетом зачтенного решением пенсионного органа стажа лечебной деятельности по охране здоровья в сельской местности, совокупный специальный стаж Юшковой С.И. на момент её обращения ДД.ММ.ГГГГ в пенсионный орган составляет более ДД.ММ.ГГГГ
На основании части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суд, присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Юшковой С.И. удовлетворить в части.
Признать незаконными действия государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми в части отказа включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях, периодов прохождения повышении квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми включить Юшковой С.И. в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды прохождения повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, исходя из расчета 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми досрочно назначить Юшковой С.И. страховую пенсию по старости в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований Юшковой С.И. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии на льготных условиях, периоды отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми в пользу Юшковой С.И. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На решение суда сторонами может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий – подпись.
Мотивированное решение составлено 19.02.2016.
Копия верна: судья - Ю.Н. Ерчин