Дело № 2-514/2023
УИД№ 21RS0017-01-2023-000767-73
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2023 года г. Шумерля
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Никитина А.В., при секретаре Степановой Н.Г., с участием помощника Шумерлинского межрайонного прокурора Чернова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Шумерлинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральная городская управляющая компания» об обязании организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного ........................ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с требованиями к Товариществу собственников жилья «Аляска» об обязании организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного ........................ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения ТСЖ «Аляска» законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды при размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного ......................... Проведенной проверкой установлено, что контейнерные площадки, оборудованные администрацией городского округа, в пользовании ТСЖ «Аляска» не передавались, их использование осуществляется в отсутствие на то законных оснований. Просит возложить на ТСЖ «Аляска» обязанность в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного ........................ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Далее Шумерлинский межрайонный прокурор уточнил исковое заявление и просил Общество с ограниченной ответственностью «Центральная городская управляющая компания» (далее по тексту – ООО «Центральная городская управляющая компания») обязать организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, № ___________ ........................ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Чернов В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в уточненном иске и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Центральная городская управляющая компания» в судебное заседание не явился, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица администрации ........................ Республики в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителя ответчика и третьего лица.
Выслушав прокурора, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 этого кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от "___" ___________ г. № ___________ организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В силу п. 4 СанПиН "___" ___________ г.-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от "___" ___________ г. № ___________, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В соответствии с п. 26 (1) минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от "___" ___________ г. № ___________, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Федеральный закон от "___" ___________ г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (статьи 1, 13.4), постановление Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. № ___________ «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. № ___________», постановление Правительства Российской Федерации от "___" ___________ г. № ___________ «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» для целей регулирования общественных отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления различают понятия места сборов твердых коммунальных отходов и площадок накопления твердых коммунальных отходов, применительно к благоустройству муниципальных образований законодательством используется термин места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В силу ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.Согласно п. п. 3, 4 ст. 16 Федерального закона от "___" ___________ г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от "___" ___________ г. № ___________ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в отсутствие сформированного под конкретным многоквартирным домом земельного участка право собственников помещений многоквартирного дома распространяется на ту площадь участка, которая является необходимой и достаточной для эксплуатации этого дома.
Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (п. 5 ст. 16 Федерального закона от "___" ___________ г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»).
Согласно предоставленной информации ООО «Центральная городская управляющая компания» в управлении данной управляющей организации находится 15 многоквартирных домов, расположенных в ........................ по следующим адресам: ........................ д........................., ........................ ........................ д........................., ........................, ........................ д......................... д........................., .........................
Из письма администрации ........................ от "___" ___________ г. № ___________ следует, что контейнерные площадки, оборудованные администрацией ........................ для накопления твердых коммунальных отходов, в пользование управляющим организациям или ТС(Н)Ж не передавались, нормативных правовых актов в связи с этим не издавалось. В администрации ........................ отсутствуют сведения об обращении ТСЖ и управляющих организаций с вопросом согласования размещения мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, земельные участки под многоквартирными домами, являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
Следовательно, обязанность по организации контейнерной площадки в районе данных многоквартирных домов возлагается на ООО «Центральная городская управляющая компания», а не на орган местного самоуправления.
Установлено, что контейнерные площадки, оборудованные администрацией городского округа, в пользование управляющим организациям и ТСЖ не передавались, их использование осуществляется в отсутствие на то законных оснований.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ принятие решения о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в данном многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 ЖК РФ собственники, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в многоквартирном доме, вправе обратиться в письменной форме в управляющую организацию или правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива для организации проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. В обращении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть сформулированы вопросы, подлежащие внесению в повестку дня собрания. По обращению собственников управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива обязаны осуществить мероприятия, необходимые для проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в течение сорока пяти дней с момента поступления обращения, но не позднее чем за десять дней до даты проведения общего собрания, уведомить о проведении этого общего собрания каждого собственника помещения в данном доме в установленном порядке, а также оформить необходимые документы по результатам проведения этого общего собрания и обеспечить их доведение до сведения собственников помещений в данном доме в порядке, установленном частью 3 статьи 46 настоящего Кодекса.
Таким образом, общее собрание собственников в многоквартирном доме, инициировать которое вправе собственники ТСЖ и управляющие организации, должно определить возможность размещения места накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов по следующим адресам: ........................ д........................., ........................, ........................ д........................., ........................ ........................ д......................... д........................., ........................, ........................, на земельных участках, относящихся к общему имуществу собственников помещений данного дома, место расположения контейнерной площадки, источник финансирования работ, связанных с ее установкой, а управляющие организации и ТСЖ по итогам проведения общего собрания в случае принятия собственниками положительного решения должны оборудовать данную площадку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а в последующем обслуживать ее.
Установлено, что по состоянию на "___" ___________ г. такое собрание не инициировалось и не проводилось.
Таким образом, имеется незаконное бездействие управляющей организации по неисполнению требований действующего законодательства, выражающееся в непринятии мер по не размещению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. В результате неисполнения ООО «Центральная городская управляющая компания» требований закона нарушены права граждан-потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Доказательств исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении вышеуказанным многоквартирным домом ответчиком по правилам ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.
В соответствии с ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ООО «Центральная городская управляющая компания» не освобождено от уплаты госпошлины, с данной управляющей компании подлежала бы взысканию пошлина в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 333.20 НК РФ суд уменьшает размер взыскиваемой госпошлины до 500 рублей, учитывая материальное положение ООО «Центральная городская управляющая компания».
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шумерлинского межрайонного прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральная городская управляющая компания» об обязании организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, 11, 14 по ........................, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, № ___________ ........................ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.
Возложить на Общество с ограниченной ответственностью «Центральная городская управляющая компания» (ОГРН _____________, ИНН _____________, КПП _____________) обязанность в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать размещение места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирных домов № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, №№ ___________, № ___________ по ........................, № ___________ по ........................, № ___________ ........................ в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центральная городская управляющая компания» (ОГРН _____________, ИНН _____________, КПП _____________) государственную пошлину в размере 500 (пятьсот) рублей в доход местного бюджета.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шумерлинский районный суд.
Председательствующий: