Изготовлено:«02» июня 2022 года Дело 2-1310/22
УИД 76RS0014-01-2021-004103-69
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 мая 2022 года
Кировский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Русиновой Л.М.,
при ведении протокола помощником судьи Уткиной Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле гражданское дело по иску мэрии г.Ярославля к МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Федеральному агентству железнодорожного транспорта об установлении границ земельного участка под многоквартирным домом и признании зарегистрированного права отсутствующим
УСТАНОВИЛ:
Мэрия г.Ярославля обратилась в суд с указанным иском, в котором просит (в редакции уточненного иска) установить под многоквартирным домом по адресу
<адрес> границы земельного участка в соответствии с данными
схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по
<адрес>, подготовленной КУМИ мэрии г.Ярославля, с сохранением
земельного участка с кадастровым номером № в измененных границах в
соответствии с данными указанной схемы; признать отсутствующим зарегистрированное
право собственности МТУ Федеральное агентство по управлению государственным
имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на
земельный участок под многоквартирным домом №а по <адрес> в границах в
соответствии с данными схемы расположения земельного участка на кадастровом плане
территории по <адрес>, подготовленной КУМИ мэрии г.Ярославля.
Требования мотивирует тем, что многоквартирный дом по адресу <адрес> на основании заключения городской межведомственной комиссии
был признан аварийным и подлежащим сносу. Фактически дом расположен на
сформированном и поставленном на кадастровый учет в 2006 году земельном участке с кадастровым номером №. Земельный участок находится в собственности РФ и передан по договору аренды ОАО «РЖД». Формирование земельного участка и последующая постановка на кадастровый учет произведены с нарушениями действующего законодательства, в том числе положений ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ». В настоящее время принять решение об изъятии расположенного по многоквартирным домом земельного участка для муниципальных нужд не представляется возможным ввиду отсутствия сформированного для нужд многоквартирного дома земельного участка и невозможности его формирования в установленном административном порядке.
В судебном заседании представитель истца Семенова Ю.Р. (по доверенности), третье лицо Колеушко Е.Р. доводы и требования искового заявления поддержали.
Остальные стороны в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены.
Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд считает, что требования не подлежат удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Категории земель по целевому назначению перечислены в статье 7 ЗК РФ, в том числе: земли населенных пунктов (ранее - земли поселений), правовой режим использования которых установлен главой XV ЗК РФ, и земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, особенности формирования и использования которых определены главой XVI ЗК РФ.
Согласно части 4 статьи 87 ЗК РФ земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 24 настоящего Кодекса могут предоставляться в безвозмездное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования (часть 6 статьи 87 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 90 ЗК РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного, трубопроводного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 части 2 статьи 90 ЗК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для установления полос отвода (ранее - установления полос отвода и охранных зон железных дорог). Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Из материалов дела следует, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, расположен на земельном участке с кадастровым номером 76:23:000000:22, находящимся в собственности Российской Федерации.
Земельный участок с кадастровым № площадью 1874303 кв.м. поставлен на кадастровый учет 20.11.2006 года, как ранее учтенный, с разрешенным использованием «для размещения промышленных объектов».
Вышеуказанный земельный участок передан по договору аренды земельного участка ОАО «Российские железные дороги», а также по договорам субаренды, в том числе АО «ФПК».26.03.2012 года в ЕГРНП произведена регистрация ограничения земельного участка с кадастровым номером № - полоса отвода и охранная зона железной дороги.
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач; к землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и
3
укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты,
необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы
их развития.
Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут предоставляться земли на условиях аренды.
Порядок использования земель железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода определяется федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта с учетом требований земельного законодательства Российской Федерации.
Размеры земельных участков, включая полосу отвода, предоставляемых железнодорожному транспорту, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно-сметной документацией, а отвод участков осуществляется с учетом очередности их освоения.
Понятие полосы отвода дано в статье 2 вышеназванного Закона, согласно которой полоса отвода - земли железнодорожного транспорта, занимаемые земляным полотном, искусственными сооружениями, линейно-путевыми и другими зданиями, устройствами железнодорожной связи, железнодорожными станциями, защитными лесонасаждениями и путевыми устройствами.
Согласно письму Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 17.10.1997 N 2-30/1934 и Министерства путей сообщения Российской Федерации от 14.10.1997 N М-8429 "О порядке предоставления во временное пользование земель федерального железнодорожного транспорта", все земли, находящиеся в пользовании железных дорог и предприятий, входящих в их состав, в пределах фактически сложившихся границ, до завершения проведения инвентаризации земель железнодорожного транспорта и получения государственного акта на право постоянного землепользования, считаются закрепленными за ними.
Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, которое действует до принятия Правительством Российской Федерации нормативного акта о порядке использования полосы отводы железных дорог.
В соответствии с установленным порядком, размер полосы отвода определяется в соответствии с нормами и правилами проектирования отвода земель для железных дорог, утверждаемыми МПС России, а также проектно-сметной документацией и генеральными схемами развития и реконструкции объектов федерального железнодорожного транспорта и станций (п. 4 названного Положения).
Пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляется уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 5 названного Положения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 № 611 "О
порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог" утверждены Правила установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог, согласно п. 2 которых в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования, или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков,
4
необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска, так как, исходя из категории земельного участка с кадастровым № и вида разрешенного использования, земельный участок, в границах которого находится многоквартирный дом по адресу <адрес>, в силу абз.7 п.5 ст.27 ЗК РФ в настоящее время является ограниченным в обороте, ввиду чего его часть не может быть передана кому-либо в собственность. С учетом изложенного нормы ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ» при разрешении спора не применимы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований мэрии г.Ярославля к МТУ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, Федеральному агентству железнодорожного транспорта об установлении границ земельного участка под многоквартирным домом и признании зарегистрированного права отсутствующим- отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Ярославля.
Судья Русинова Л.М.