Дело № 33АПа-4493/18 Судья первой инстанции
Докладчик Никитин В.Г. Волошин О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
« 17 » января 2019 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Никитина В.Г.,
судей коллегии Ковалевой Ю.В., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Гонжинского сельсовета Баннова И.И. на решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 11 сентября 2018 года.
Заслушав дело по докладу судьи Никитина В.Г., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Магдагачинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области по непринятию мер к установке приборов учета тепловой энергии на находящиеся в собственности котельной <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> и котельной <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, и котельной <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>; возложении обязанности оборудовать находящиеся в собственности котельные приборами учета тепловой энергии. В обоснование требований было указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 годов. По результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования – Гонжинский сельсовет расположено 2 котельных – котельная <данные изъяты>, находящаяся по адресу: <адрес> котельная <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, которые являются муниципальной собственностью и принадлежат муниципальному образованию Гонжинский сельсовет. В нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», названные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии. 22 июня 2018 года прокурором района в адрес администрации Гонжинского сельсовета внесено представление по факту отсутствия прибора учета тепловой энергии. Законные требования прокурора исполнены не были. Бездействие администрации Гонжинского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по установлению в котельных приборов теплового учета, нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 11 сентября 2018 года требования прокурора Магдагачинского района были удовлетворены.
В апелляционной жалобе глава администрации Гонжинского сельсовета Баннов И.И. просит отменить указанное решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Считает, что требования Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации электроснабжения, теплоснабжения, администрацией выполняются, жалоб от населения не поступает. Указывает, что денежные средства на установку приборов учета в бюджете муниципального образования на 2018 год не предусмотрены, иных денежных средств муниципальное образование не имеет. Принимая во внимание процедуру утверждения бюджета муниципального образования, полагает срок на исполнение решения суда недостаточным.
Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. в судебном заседании возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Глава администрации Гонжинского сельсовета Баннов И.И. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме от 17 января 2019 года просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Частью 5 статьи 19 названного Федерального закона установлено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч.ч. 3, 4 ст. 13 Федерального закона).
Из материалов дела следует, что муниципальному образованию Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области на праве собственности принадлежит здание котельной <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> а также здание котельной с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 4 статьи 5 Устава муниципального образования Гонжинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, утвержденного решением Гонжинского сельского Совета народных депутатов от 19 апреля 2011 года, № 10, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения Гонжинского сельсовета.
По результатам проведенной прокуратурой Магдагачинского района проверки соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 годов установлено, что на котельных: <данные изъяты> <адрес> приборы учета тепловой энергии отсутствуют. Собственник котельных – администрация Гонжинского сельсовета учет на указанных объектах не организовала. 22 июня 2018 года в адрес главы Гонжинского сельсовета вынесено представление прокурора Магдагачинского района об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении и энергосбережении.
Из ответа администрации Гонжинского сельсовета от 1 августа 2018 года следует, что приборы учета тепловой энергии в котельных не установлены из-за дефицита финансирования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что администрацией Гонжинского сельсовета не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Доводы заявителя о том, что в бюджете Гонжинского сельсовета на 2018 год не предусмотрены денежные средства на установку приборов учета, иных денежных средств муниципальное образование не имеет, а также об отсутствии жалоб со стороны населения относительно организации теплоснабжения, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку сами по себе не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для неисполнения действующего законодательства в области теплоснабжения и энергоснабжения.
При этом установленный судом первой инстанции срок оборудования котельных приборами учета тепловой энергии судебная коллегия находит разумным и обоснованным, принимая во внимание, что в силу действующего законодательства данные приборы должны были быть установлены административным ответчиком до 1 января 2011 года.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и не свидетельствуют о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены судебного решения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, обжалуемое решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 11 сентября 2018 года подлежит оставлению без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 11 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Гонжинского сельсовета Баннова И.И. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
Дело № 33АПа-4493/18 Судья первой инстанции
Докладчик Никитин В.Г. Волошин О.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
« 17 » января 2019 года город Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Никитина В.Г.,
судей коллегии Ковалевой Ю.В., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Шевкун Я.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации Гонжинского сельсовета Баннова И.И. на решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 11 сентября 2018 года.
Заслушав дело по докладу судьи Никитина В.Г., пояснения прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Магдагачинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области по непринятию мер к установке приборов учета тепловой энергии на находящиеся в собственности котельной <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес> и котельной <данные изъяты>, расположенной по адресу: <адрес>, и котельной <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>; возложении обязанности оборудовать находящиеся в собственности котельные приборами учета тепловой энергии. В обоснование требований было указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 годов. По результатам проверки установлено, что на территории муниципального образования – Гонжинский сельсовет расположено 2 котельных – котельная <данные изъяты>, находящаяся по адресу: <адрес> котельная <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, которые являются муниципальной собственностью и принадлежат муниципальному образованию Гонжинский сельсовет. В нарушение положений Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», названные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии. 22 июня 2018 года прокурором района в адрес администрации Гонжинского сельсовета внесено представление по факту отсутствия прибора учета тепловой энергии. Законные требования прокурора исполнены не были. Бездействие администрации Гонжинского сельсовета, выразившееся в непринятии мер по установлению в котельных приборов теплового учета, нарушает принцип эффективного и рационального использования энергетических ресурсов и стимулирования энергосбережения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц.
Решением Магдагачинского районного суда Амурской области от 11 сентября 2018 года требования прокурора Магдагачинского района были удовлетворены.
В апелляционной жалобе глава администрации Гонжинского сельсовета Баннов И.И. просит отменить указанное решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Считает, что требования Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации электроснабжения, теплоснабжения, администрацией выполняются, жалоб от населения не поступает. Указывает, что денежные средства на установку приборов учета в бюджете муниципального образования на 2018 год не предусмотрены, иных денежных средств муниципальное образование не имеет. Принимая во внимание процедуру утверждения бюджета муниципального образования, полагает срок на исполнение решения суда недостаточным.
Прокурор отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А. в судебном заседании возражала относительно доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Глава администрации Гонжинского сельсовета Баннов И.И. в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме от 17 января 2019 года просил рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта на основании статьи 308 КАС Российской Федерации, приходит к следующим выводам.
Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов.
Частью 5 статьи 19 названного Федерального закона установлено, что владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).
До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч.ч. 3, 4 ст. 13 Федерального закона).
Из материалов дела следует, что муниципальному образованию Гонжинский сельсовет Магдагачинского района Амурской области на праве собственности принадлежит здание котельной <данные изъяты>, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> а также здание котельной с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Согласно пункту 4 статьи 5 Устава муниципального образования Гонжинского сельсовета Магдагачинского района Амурской области, утвержденного решением Гонжинского сельского Совета народных депутатов от 19 апреля 2011 года, № 10, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относятся к вопросам местного значения Гонжинского сельсовета.
По результатам проведенной прокуратурой Магдагачинского района проверки соблюдения муниципальными образованиями законодательства о теплоснабжении и энергосбережении в части готовности муниципальных образований района к отопительному периоду 2018-2019 годов установлено, что на котельных: <данные изъяты> <адрес> приборы учета тепловой энергии отсутствуют. Собственник котельных – администрация Гонжинского сельсовета учет на указанных объектах не организовала. 22 июня 2018 года в адрес главы Гонжинского сельсовета вынесено представление прокурора Магдагачинского района об устранении нарушений законодательства о теплоснабжении и энергосбережении.
Из ответа администрации Гонжинского сельсовета от 1 августа 2018 года следует, что приборы учета тепловой энергии в котельных не установлены из-за дефицита финансирования.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, судебная коллегия находит обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что администрацией Гонжинского сельсовета не выполнены требования действующего законодательства в части организации учета используемых энергетических ресурсов, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.
Доводы заявителя о том, что в бюджете Гонжинского сельсовета на 2018 год не предусмотрены денежные средства на установку приборов учета, иных денежных средств муниципальное образование не имеет, а также об отсутствии жалоб со стороны населения относительно организации теплоснабжения, судебной коллегией признаются несостоятельными, поскольку сами по себе не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для неисполнения действующего законодательства в области теплоснабжения и энергоснабжения.
При этом установленный судом первой инстанции срок оборудования котельных приборами учета тепловой энергии судебная коллегия находит разумным и обоснованным, принимая во внимание, что в силу действующего законодательства данные приборы должны были быть установлены административным ответчиком до 1 января 2011 года.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и не свидетельствуют о наличии предусмотренных процессуальным законом оснований для отмены судебного решения.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, обжалуемое решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 11 сентября 2018 года подлежит оставлению без изменения.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магдагачинского районного суда Амурской области от 11 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы администрации Гонжинского сельсовета Баннова И.И. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: