Решение по делу № 33-9461/2023 от 22.11.2023

Хасавюртовский районный суд РД

Судья: Азизов С.А.

Номер дела в суде первой инстанции: № 2-87/2023 (2-1567/2022;)

Номер дела в суде апелляционной инстанции: № 33-9461/2023

УИД: 05RS0047-01-2022-003598-74

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2023 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО10,

судей ФИО9 и ФИО12

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии на улучшение жилищных условий, в отсутствие предусмотренных законом оснований и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на решение Хасавюртовского районного суда от 31 января 2023 г.,

Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия,

установила:

Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД обратился с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии на улучшение жилищных условий в размере 2 439 900 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 716758 рублей 91 копейка.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Министерство) издан приказ от 28 июня 2017 г. № 925/пр.

Согласно вышеуказанному приказу ответчику предоставлена единовременная денежная выплата на строительство жилого помещения размере 2 439 900 рублей.

Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий установлено, что согласно данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Дагестан, у супруги ФИО1 - ФИО8, после подачи им заявления от 15 февраля 2013 г., в период с 28 февраля 2017 г. по 30 августа 2017 г. было зарегистрировано права собственности на недвижимое имущество в виде жилого здания площадью 103,7 кв.м., расположенного в Республике Дагестан, <адрес>.

Таким образом, по мнению истца, ФИО1 и члены его семьи в нарушение пункта 1.3.3. постановления Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. № 280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы», имея в собственности жилые помещения неправомерно получили на улучшение жилищных условий из федерального бюджета субвенции в вышеуказанном размере.

Решением Хасавюртовского районного суда от 31 января 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с постановленным решением, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на те же доводы и обстоятельства, которые были изложены им в исковом заявлении.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Одной из мер социальной поддержки, предоставляемых в Российской Федерации гражданам, уволенным с военной службы по основаниям, предусмотренным федеральным законом, и совместно проживающих с ними членам их семей является обеспечение их жилыми помещениями.

Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).

В соответствии с делегированными федеральным законодательством полномочиями и во исполнение Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Правительством Республики Дагестан принято постановление от 19 августа 2011 г. N 280 "Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы".

Пунктом 2 вышеуказанного постановления Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.

Как следует из пункта 2.1 Порядка, для обеспечения жилым помещением гражданин или его представитель (далее - заявитель) подает в уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 342-ФЗ (далее - уполномоченный орган) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, к заявлению должны быть приложены документы, перечень которых приведен в вышеуказанном пункте.

Уполномоченный орган принимает от заявителя заявление и в течение 10 рабочих дней формирует учетное дело, которое должно содержать документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, или возвращает заявление с приложенными к нему документами заявителю (пункт 2.2).

Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня окончания формирования учетного дела осуществляет проверку представленных гражданином документов на соответствие условиям обеспечения жилым помещением, установленным абзацем первым пункта 2.1 статьи 15, абзацем третьим пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в части наличия или отсутствия оснований для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, вида службы, основания увольнения, общей продолжительности службы в календарном исчислении на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Проверка, указанная в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется путем направления запросов в администрации муниципальных образований по месту принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в органы (учреждения) по последнему месту их службы.

Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения ответов на запросы принимает решение об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения либо об отказе в обеспечении жилым помещением.

Решение, указанное в абзаце третьем настоящего пункта, принимается по рекомендации комиссии, созданной уполномоченным органом в целях проверки учетных дел граждан на наличие оснований для отказа в обеспечении жилым помещением. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются правовым актом уполномоченного органа (пункт 2.5).

Основанием для отказа заявителю в обеспечении жилым помещением является:

отсутствие у гражданина права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в соответствии с настоящим Порядком;

представление документов, оформленных с нарушением законодательства;

получение уполномоченным органом информации об использовании гражданином или членами его семьи ранее права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;

выявление факта неправомерного нахождения гражданина или членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

получение уполномоченным органом информации об использовании гражданином или членами его семьи ранее права на обеспечение жилым помещением в форме получения земельного участка для строительства жилого дома (пункт 2.6).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Министерство) издан приказ от 28 августа 2017 г. № 152 о предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения в размере 2439 900 рублей.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что согласно данным Управления Росреестра по РД у супруги ФИО2 - ФИО7, после подачи им заявления от 15.02.2013 г., в период с 28.02.2017 по 30.08.2017 г. было зарегистрировано на праве собственности недвижимое имущество в виде жилого здания, площадью 103,7 кв.м, расположенное по адресу: РД, <адрес>.

Таким образом, по мнению истца, ФИО2 и члены его семьи в нарушение пункта 1.3.3. постановления Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. № 280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы», имея в собственности жилое помещение общей площадью 103,7 кв.м, неправомерно получили на улучшение жилищных условий из федерального бюджета субвенции в вышеуказанном размере.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.

По настоящему делу с учетом заявленных исковых требований юридически значимым обстоятельством является установление, имелись ли в действиях ответчика - получателя единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья недобросовестность в получении социальной выплаты.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, судом первой инстанции принято во внимание, что на момент подачи ответчиком документов в целях получения единовременной денежной выплаты по вышеприведенным основаниям, за ФИО2 и членами его семьи какое либо недвижимое имущество не числилось.

При этом постановлением следователя по ОВД СЧ СУ УМВД России по г. Махачкала от <дата> отказано в возбуждении уголовного дела по факту мошенничества (по сокрытию сведений о наличии в собственности жилого здания площадью 103,7 кв.м, по данным Управления Росреестра РД, зарегистрированного на ФИО8 в период с <дата> по <дата>) в отношении ФИО2 по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Следствием в частности сделаны выводы, что в действиях ФИО2 отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, так как у ФИО2 продолжительность работы в правоохранительных органах МВД по РД составляла более 10 лет и до <дата> он обращался с заявлением в орган местного самоуправления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное заявление ФИО2 было зарегистрировано в книге учета регистрации заявлений, следователь обстоятельства подделки ФИО1 выписки из постановления о постановке его на учет в органе местного самоуправления, не установлены.

Таким образом, собранными материалами проверки установлено, что ФИО2 не владел сведениями о наличии зарегистрированного за его супругой ФИО7 жилого недвижимого имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что заявление о получении единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий ФИО1 подано <дата> (л.д. 23 том 1).

К вышеуказанному заявлению ФИО1 приложено, в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок и обязательство об осуществлении строительства дома за счет средств единовременной денежной выплаты.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, а после внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшений жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).

В соответствии с п. 1.2. Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. N 280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы», действовавшего в период возникновения спорных отношений, обеспечение жилыми помещениями граждан может осуществляться, в том числе, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения.

Согласно приказу министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 28 августа 2017 г. № 152 единовременная денежная выплата ФИО1 была предоставлена на строительство жилого помещения (л. д. 19 том 1).

Как видно из приведенных положений закона в их системном единстве, а также обстоятельств дела, единовременная денежная выплата на строительство жилого помещения предназначена ответчику, как бывшему сотруднику правоохранительных органов, для улучшения условий его проживания, обеспечивающих ему достойную жизнь, и непосредственно связана с реализацией его права на жилище.

Спорная выплата, по своей правовой природе, является выплатой предоставленной ответчику в качестве средств к существованию и для удовлетворения его необходимых потребностей в жилище. В данной связи, возвращение этих сумм поставило бы его в трудное материальное положение.

Судебная коллегия отмечает, что характер спорных правоотношений в настоящем деле предусматривает только одно основание для возврата денежных средств, предоставленных ответчику в качестве единовременной выплаты для улучшений жилищных условий – его недобросовестность.

О недобросовестности ответчика, в контексте настоящего спора, может свидетельствовать только то обстоятельство, что полученные им денежные средства были потрачены на цели, отличные от предоставленного им в адрес истца обязательства об осуществлении строительства жилого дома за счет средств единовременной денежной выплаты.

Вместе с тем, соответствующих доказательств истцом не предоставлено, а добросовестность ответчика, в соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации презюмируется.

Само по себе, наличие у супруги ФИО1, за период с 28 февраля 2017 г. по 30 августа 2017 г. жилого дома, еще не может свидетельствовать о недобросовестности ФИО1, поскольку указанный период является незначительным. Более того, из пояснений данных супругой ответчика следователю УМВД России по г. Махачкале следует, что указанный жилой дом ей достался по наследству и что они в нем не проживали.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, а бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего спорную выплату лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм и таких доказательств указанной стороной не представлено, то судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не имеется.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Хасавюртовского районного суда от 31 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в мотивированной форме изготовлено «25» декабря 2023 г.

Хасавюртовский районный суд РД

Судья: Азизов С.А.

Номер дела в суде первой инстанции: № 2-87/2023 (2-1567/2022;)

Номер дела в суде апелляционной инстанции: № 33-9461/2023

УИД: 05RS0047-01-2022-003598-74

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 декабря 2023 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО10,

судей ФИО9 и ФИО12

при секретаре судебного заседания ФИО6,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии на улучшение жилищных условий, в отсутствие предусмотренных законом оснований и взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан на решение Хасавюртовского районного суда от 31 января 2023 г.,

Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия,

установила:

Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РД обратился с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в качестве субсидии на улучшение жилищных условий в размере 2 439 900 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 716758 рублей 91 копейка.

В обоснование заявленных требований указано, что в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные п. 2.1 ст. 15 и ст. 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Министерство) издан приказ от 28 июня 2017 г. № 925/пр.

Согласно вышеуказанному приказу ответчику предоставлена единовременная денежная выплата на строительство жилого помещения размере 2 439 900 рублей.

Вместе с тем, в ходе проверочных мероприятий установлено, что согласно данным ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Дагестан, у супруги ФИО1 - ФИО8, после подачи им заявления от 15 февраля 2013 г., в период с 28 февраля 2017 г. по 30 августа 2017 г. было зарегистрировано права собственности на недвижимое имущество в виде жилого здания площадью 103,7 кв.м., расположенного в Республике Дагестан, <адрес>.

Таким образом, по мнению истца, ФИО1 и члены его семьи в нарушение пункта 1.3.3. постановления Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. № 280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы», имея в собственности жилые помещения неправомерно получили на улучшение жилищных условий из федерального бюджета субвенции в вышеуказанном размере.

Решением Хасавюртовского районного суда от 31 января 2023 г. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с постановленным решением, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

В обоснование апелляционной жалобы истец ссылается на те же доводы и обстоятельства, которые были изложены им в исковом заявлении.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации).

Одной из мер социальной поддержки, предоставляемых в Российской Федерации гражданам, уволенным с военной службы по основаниям, предусмотренным федеральным законом, и совместно проживающих с ними членам их семей является обеспечение их жилыми помещениями.

Пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:

1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;

2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;

3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 3).

В соответствии с делегированными федеральным законодательством полномочиями и во исполнение Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Правительством Республики Дагестан принято постановление от 19 августа 2011 г. N 280 "Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы".

Пунктом 2 вышеуказанного постановления Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан определено уполномоченным органом исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы.

Как следует из пункта 2.1 Порядка, для обеспечения жилым помещением гражданин или его представитель (далее - заявитель) подает в уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан по обеспечению на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 342-ФЗ (далее - уполномоченный орган) заявление по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку, к заявлению должны быть приложены документы, перечень которых приведен в вышеуказанном пункте.

Уполномоченный орган принимает от заявителя заявление и в течение 10 рабочих дней формирует учетное дело, которое должно содержать документы, указанные в пункте 2.1 настоящего Порядка, или возвращает заявление с приложенными к нему документами заявителю (пункт 2.2).

Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней со дня окончания формирования учетного дела осуществляет проверку представленных гражданином документов на соответствие условиям обеспечения жилым помещением, установленным абзацем первым пункта 2.1 статьи 15, абзацем третьим пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статьей 2 Федерального закона от 8 декабря 2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" в части наличия или отсутствия оснований для снятия с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, вида службы, основания увольнения, общей продолжительности службы в календарном исчислении на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета.

Проверка, указанная в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется путем направления запросов в администрации муниципальных образований по месту принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также в органы (учреждения) по последнему месту их службы.

Уполномоченный орган в течение 10 рабочих дней со дня получения ответов на запросы принимает решение об обеспечении гражданина жилым помещением с учетом выбранной им формы обеспечения либо об отказе в обеспечении жилым помещением.

Решение, указанное в абзаце третьем настоящего пункта, принимается по рекомендации комиссии, созданной уполномоченным органом в целях проверки учетных дел граждан на наличие оснований для отказа в обеспечении жилым помещением. Состав комиссии и порядок ее работы утверждаются правовым актом уполномоченного органа (пункт 2.5).

Основанием для отказа заявителю в обеспечении жилым помещением является:

отсутствие у гражданина права на обеспечение его и членов его семьи жилым помещением в соответствии с настоящим Порядком;

представление документов, оформленных с нарушением законодательства;

получение уполномоченным органом информации об использовании гражданином или членами его семьи ранее права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;

выявление факта неправомерного нахождения гражданина или членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

получение уполномоченным органом информации об использовании гражданином или членами его семьи ранее права на обеспечение жилым помещением в форме получения земельного участка для строительства жилого дома (пункт 2.6).

Как следует из материалов дела и установлено судом, в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 г. были приняты на учет органами местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях и совместно проживающих с ними членов их семей, Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (далее - Министерство) издан приказ от 28 августа 2017 г. № 152 о предоставлении ФИО2 единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения в размере 2439 900 рублей.

В ходе проверочных мероприятий установлено, что согласно данным Управления Росреестра по РД у супруги ФИО2 - ФИО7, после подачи им заявления от 15.02.2013 г., в период с 28.02.2017 по 30.08.2017 г. было зарегистрировано на праве собственности недвижимое имущество в виде жилого здания, площадью 103,7 кв.м, расположенное по адресу: РД, <адрес>.

Таким образом, по мнению истца, ФИО2 и члены его семьи в нарушение пункта 1.3.3. постановления Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. № 280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы», имея в собственности жилое помещение общей площадью 103,7 кв.м, неправомерно получили на улучшение жилищных условий из федерального бюджета субвенции в вышеуказанном размере.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.

По настоящему делу с учетом заявленных исковых требований юридически значимым обстоятельством является установление, имелись ли в действиях ответчика - получателя единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья недобросовестность в получении социальной выплаты.

Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, судом первой инстанции принято во внимание, что на момент подачи ответчиком документов в целях получения единовременной денежной выплаты по вышеприведенным основаниям, за ФИО2 и членами его семьи какое либо недвижимое имущество не числилось.

При этом постановлением следователя по ОВД СЧ СУ УМВД России по г. Махачкала от <дата> отказано в возбуждении уголовного дела по факту мошенничества (по сокрытию сведений о наличии в собственности жилого здания площадью 103,7 кв.м, по данным Управления Росреестра РД, зарегистрированного на ФИО8 в период с <дата> по <дата>) в отношении ФИО2 по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава преступления.

Следствием в частности сделаны выводы, что в действиях ФИО2 отсутствует состав преступления, предусмотренного ст. 159.2 УК РФ, так как у ФИО2 продолжительность работы в правоохранительных органах МВД по РД составляла более 10 лет и до <дата> он обращался с заявлением в орган местного самоуправления о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Данное заявление ФИО2 было зарегистрировано в книге учета регистрации заявлений, следователь обстоятельства подделки ФИО1 выписки из постановления о постановке его на учет в органе местного самоуправления, не установлены.

Таким образом, собранными материалами проверки установлено, что ФИО2 не владел сведениями о наличии зарегистрированного за его супругой ФИО7 жилого недвижимого имущества.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на правильно установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, которым судом дана надлежащая правовая оценка в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При этом судебная коллегия обращает внимание на то, что заявление о получении единовременной денежной выплаты на улучшение жилищных условий ФИО1 подано <дата> (л.д. 23 том 1).

К вышеуказанному заявлению ФИО1 приложено, в том числе свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок и обязательство об осуществлении строительства дома за счет средств единовременной денежной выплаты.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (абзац первый пункта 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2020 г. N 2-П.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставлялось право на первоочередное бесплатное получение жилых помещений в домах государственного и муниципальных жилищных фондов, а после внесения изменений Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ право на меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 г., которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшений жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 г., и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма или в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ).

В соответствии с п. 1.2. Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Дагестан от 19 августа 2011 г. N 280 «Об утверждении Порядка обеспечения на территории Республики Дагестан за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы», действовавшего в период возникновения спорных отношений, обеспечение жилыми помещениями граждан может осуществляться, в том числе, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на строительство жилого помещения.

Согласно приказу министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан от 28 августа 2017 г. № 152 единовременная денежная выплата ФИО1 была предоставлена на строительство жилого помещения (л. д. 19 том 1).

Как видно из приведенных положений закона в их системном единстве, а также обстоятельств дела, единовременная денежная выплата на строительство жилого помещения предназначена ответчику, как бывшему сотруднику правоохранительных органов, для улучшения условий его проживания, обеспечивающих ему достойную жизнь, и непосредственно связана с реализацией его права на жилище.

Спорная выплата, по своей правовой природе, является выплатой предоставленной ответчику в качестве средств к существованию и для удовлетворения его необходимых потребностей в жилище. В данной связи, возвращение этих сумм поставило бы его в трудное материальное положение.

Судебная коллегия отмечает, что характер спорных правоотношений в настоящем деле предусматривает только одно основание для возврата денежных средств, предоставленных ответчику в качестве единовременной выплаты для улучшений жилищных условий – его недобросовестность.

О недобросовестности ответчика, в контексте настоящего спора, может свидетельствовать только то обстоятельство, что полученные им денежные средства были потрачены на цели, отличные от предоставленного им в адрес истца обязательства об осуществлении строительства жилого дома за счет средств единовременной денежной выплаты.

Вместе с тем, соответствующих доказательств истцом не предоставлено, а добросовестность ответчика, в соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации презюмируется.

Само по себе, наличие у супруги ФИО1, за период с 28 февраля 2017 г. по 30 августа 2017 г. жилого дома, еще не может свидетельствовать о недобросовестности ФИО1, поскольку указанный период является незначительным. Более того, из пояснений данных супругой ответчика следователю УМВД России по г. Махачкале следует, что указанный жилой дом ей достался по наследству и что они в нем не проживали.

Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, а бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего спорную выплату лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм и таких доказательств указанной стороной не представлено, то судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения исковых требований.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, по делу не имеется.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, иное толкование норм материального и процессуального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона судебной коллегией не установлено, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Хасавюртовского районного суда от 31 января 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в мотивированной форме изготовлено «25» декабря 2023 г.

33-9461/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Министерство строительства, архитектуры и жилищно - коммунального хозяйства Республики Дагестан
Ответчики
Абдуллаев Мавсар Мавлаевич
Другие
Абдуллаев Абдулла Мавсарович
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
23.11.2023Передача дела судье
18.12.2023Судебное заседание
19.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2024Передано в экспедицию
18.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее