№ 2-54/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2018 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Царева В.СМ. при секретаре Трубицыной Ю.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шадриной Анны Валерьевны к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании решения незаконным и о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в Минусинский городской суд с исковым заявлением к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании решения незаконным и о понуждении к совершению действий, мотивируя требования тем, что является матерью двоих несовершеннолетних детей. 26.07.2017г. года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем направления их на улучшение жилищных условий. Ответчиком принято решение № об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Считает отказ незаконным, ответчик нарушает её право на реализацию мер государственной поддержки и данный отказ не предусмотрен перечнем оснований к отказу в статье 8 Закона N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Факт владения продавца жилым помещением на момент осуществления сделки подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Просит суд признать незаконным решение Государственного Учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и направлении средств в сумме 408 026,0 руб. на оплату приобретаемого жилого помещения, и обязать Государственное Учреждение -Управления Пенсионного фонда РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края перечислить средства материнского (семейного) капитала ей согласно заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ и всех представленных документов.
В судебном заседании истец - заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Рамбургер О.А. с заявленными исковыми требованиями не согласилась, суду пояснила, что Истец обратилась с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилья. Заявителем представлен пакет документов в соответствии с п.6 и п.13 Постановления Правительства РФ от 12.12.2007 г № 862 «О правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий», в том числе, представлена выписка из единого государственного реестра прав недвижимости в котором наименование построенного объекта недвижимости внесено как «жилое строение». Приобретенное жилое строение находится по адресу Минусинский район, сады «Строитель», ул. Мичурина, 1. При рассмотрении заявления Управление исходило, из того, что термин «жилое строение» имеет собственную правовую позицию, основанную на Федеральном законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан» и не отнесен Жилищным кодексом Российской Федерации к объектам жилищных прав. Согласно ст. 15 ЖК РФ - объектами жилищных прав являются жилые помещения, которые признаются изолированными помещениями в виде недвижимого имущества, пригодные для постоянного проживания (отвечают установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). В соответствии с п. 1 ст. 16 ЖК РФ к видам жилых помещений относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната. Полагает, что нарушений при вынесении решения об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала истцу не имелось. Так как подлежат удовлетворению заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, в качестве объекта права которого в соответствующих документах указано - «жилой дом», «жилой дом с правом регистрации».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования – Управление образования администрации Минусинского района Еськина Е.И. возражений против исковых требований не высказала.
Третье лицо Романов Р.С. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. 2 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» дополнительные мер государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки).
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом.
Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с требованиями ст. 3 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства - женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» распоряжение средствами частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее - заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» заявление о распоряжении подлежит рассмотрению территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в месячный срок с даты приема заявления о распоряжении со всеми необходимыми документами (их копиями, верность которых засвидетельствована в установленном законом порядке), по результатам которого выносится решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявления о распоряжении.
Решение об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении может быть обжаловано в вышестоящий орган Пенсионного фонда Российской Федерации или в установленном порядке в суд.
Пунктом 1 ч.1 ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Из содержания указанных норм следует, что владелец сертификата вправе распорядиться средствами материнского (семейного) капитала (их частью), если его участие в обязательствах либо совершение им любых не противоречащих закону сделок направлены на улучшение жилищных условий.
В соответствии с требованиями п. 5 ст. 10 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.10 (2) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862 для направления части средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий в соответствии с подпунктом "а" пункта 10(1) настоящих Правил лицо, получившее сертификат, одновременно с документами, указанными в пункте 6 настоящих Правил, представляет засвидетельствованные в установленном порядке:
- копию документа, подтверждающего право собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на земельный участок, на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства, или право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком, или право пожизненного наследуемого владения таким земельным участком, или право аренды такого земельного участка, или право безвозмездного срочного пользования земельным участком, который предназначен для жилищного строительства и на котором осуществляется строительство объекта индивидуального жилищного строительства;
- копию разрешения на строительство, выданного лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат;
- копию свидетельства о государственной регистрации права собственности лица, получившего сертификат, или супруга лица, получившего сертификат, на объект индивидуального жилищного строительства - в случае если средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на его реконструкцию;
- письменное обязательство лица (лиц), на которое оформлено разрешение на строительство, в течение 6 месяцев после получения кадастрового паспорта объекта индивидуального жилищного строительства оформить жилое помещение, построенное (реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.
Лицо, получившее сертификат, представляет также документ, подтверждающий наличие у него банковского счета с указанием реквизитов этого счета.
Судом установлено, что Шадрина А.В. имеет право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Согласно представленному государственному сертификату (л.д.5) имеет право на получение материнского(семейного) капитала в размере 453026 руб.
Шадрина А.В., является матерю двоих несовершеннолетних детей УОП ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и УТП ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении(л.д.23-24).
Из договора займа «Материнский» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9-11) следует, что истец получила кредит в размере 377801,85 руб., для целевого использования, для приобретения в общую долевую собственность жилого строения, расположенного по адресу: <адрес> обязавшись заключить договор купли-продажи недвижимости с использованием заемных средств № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между истцом, действующей за себя и за несовершеннолетних детей и Романовым Р.С. заключен договор купли-продажи жилого строения, расположенного по адресу: <адрес>
Цена договора составляет 409 000 руб.(п. 2.1 договора)
Жилое строение обременено ипотекой в силу закона, по договору займа «Материнский» от ДД.ММ.ГГГГ.
26.07.2017 г. Шадрина А.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края, с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем направления их на улучшение жилищных условий(л.д.28-32).
23.08.2017 г. ГУ - Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края принято решение № об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала в соответствии с п.2 пп.2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Согласно указанной нормы закона в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
Вместе с тем из оспариваемого решении не следует, что был нарушен установленный порядок, истицей были предоставлены следующие документы: заявление Шадриной А.В. копия паспорта заявителя, копия СНИЛС, копия кредитного договора, копия справки о размере остатка основного долга, копия выписки из ЕГРН, обязательство.
Таким образом, судом установлено, что в Деле лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки Шадриной А.В. находится исчерпывающий перечень документов, необходимых для реализации прав, предоставленных истице Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Ответчик в своих доводах указывает причину отказа в том, что было приобретено «жилое строение», а ст. 15 ЖК РФ к объектам жилищных прав такой объект не относит.
Судом не установлено, что истицей не предоставлены какие-либо документы, предоставить которые необходимо в соответствии с Правилами направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 года № 862, а также что истицей нарушен установленный порядок подачи заявления и документов или что имеются указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом, поэтому ссылка в оспариваемом решении ответчика на ст. 8 п.2 п.п. 2 Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» необоснованна.
Согласно, указанной нормы закона, в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
В результате анализа представленных доказательств в их совокупности суд установил, что ответчик своим решением № 266 от 20 июля 2017 года необоснованно отказал в удовлетворении заявления истицы о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала и указанное решение является незаконным.
Федеральный закон от 29.12.2006 года № 256-ФЗ не ограничивает держателя государственного сертификата в выборе способа улучшения жилищных условий.
Истец для приобретения жилого дома оформила договор займа от 03 июля 2017 года.
Имеется договор купли продажи жилого помещения зарегистрированный в установленном порядке.
Назначение объекта «жилое», а наименование объекта «жилое строение».
Совершенные истцом действия соответствуют требованиям закона, сделки не оспорены и не признаны недействительными, направлены на улучшение жилищных условий членов семьи истца, не влечет нарушения их прав.
При таких обстоятельствах, суд соглашается с позицией стороны истца о том, что в связи с приобретением жилого строения истица улучшила жилищные условия своей семьи. Она и члены ее семьи зарегистрированы по месту жительства в данном жилом помещении.
Судом установлено отсутствие злоупотребления правом истицей при обращении к ответчику с указанным заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.
Приобретение жилого помещения истицы за счет средств материнского капитала будет являться способом реализации положений Федерального Закона № 256-ФЗ от 29.12.2006 года «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» и одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно Выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 14.07.2017 г. видно, что приобретенное истцом строение является жилым строением, назначение объекта жилое.
Согласно акту обследования межведомственной комиссии администрации Минусинского района от 16.01.2018 г. комиссия обследовала помещение по адресу: <адрес>, №, год завершения строительства 2017. Установлено, что жилое строение общей площадью 27,8 кв.м., имеет фундамент - бетонный, находится в работоспособном состоянии, наружные стены из пеноблоков, кровля - асбестоцементные листы, в хорошем состоянии, окна – ПВХ, входная дверь металлическая, отопление -печное, канализация - септик, водоснабжение - скважина., электроснабжение - от поселковых сетей, внутренняя отделка отсутствует. Рекомендовано принять меры для обеспечения безопасности или создания нормальных условий для постоянного проживания, необходимо произвести внутреннюю отделку помещений.
На основании статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года N 7-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобами ряда граждан", в соответствии с абзацем 4 статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" дачные земельные участки, так же, как и садовые земельные участки, предоставляются гражданам или приобретаются в целях отдыха, однако при этом не исключается возможность возведения на дачном земельном участке не только жилого строения без права регистрации проживания в нем, но и жилого дома с правом регистрации проживания в нем.
Часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет понятие жилого помещения - изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).
В силу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Пунктами 6, 7 СНиП 30-02-97 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" предусмотрено, что на садовом участке допускается строительство жилого дома, гаража для автомобиля и прочих хозяйственных построек.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" устанавливает требования, которым должно отвечать жилое помещение. При этом запретов на расположение жилых домов на садовых земельных участках данное Положение также не содержит.
Актом обследования межведомственной комиссии администрации Минусинского района от 16.01.2018 г. помещение по адресу: <адрес>, № год завершения строительства 2017. Не установлено, что указанное жилое строение является не пригодным для проживания. В Акте указано, что в жилом помещении отсутствует внутренняя отделка, выполнив которую помещение будет пригодным для круглогодичного проживания.
Истица в судебном заседании пояснила, что уже приступила к внутренней отделки приобретенного жилого помещения.
Принимая во внимание системное толкование вышеуказанных норм, целью использования средств материнского (семейного) капитала является улучшение жилищных условий семей, имеющих детей. Для достижения этих целей средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на компенсацию затрат за приобретенное жилое помещение. Приведенный ответчиком довод о том, что жилое строение не отнесено Жилищным кодексом Российской Федерации к объектам жилищных прав не может явиться основанием к отказу в реализации прав истца на получение средств материнского (семейного) капитала.
Суд соглашается с доводами истца, так как они основаны на доказательствах, представленных при разрешении спора, и которым судом дана надлежащая оценка в решении в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что направление средств материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат на приобретение жилого строения на данном садовом земельном участке не может рассматриваться как нецелевое их использование.
Учитывая требования ст. 56 ГПК РФ необходимо отметить, что ответчиком не представлено доказательств того, что приобретенное истицей помещение не является жи лым или не пригодным для постоянного проживания.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шадриной А.В. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края о признании решения незаконным и о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Минусинске и Минусинском районе Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Обязать Государственное Учреждение - Управления Пенсионного фонда РФ в городе Минусинске и Минусинском районе Красноярского края перечислить средства материнского (семейного) капитала Шадриной А.В. согласно заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 28 января 2018 года.
Председательствующий: В.М.Царев