УИД 24RS0056-01-2023-007537-28
Дело № 2-1738/2024
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года г. Красноярск
Центральный районный суд города Красноярска в составе председательствующего судьи Савельевой М.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Алешиным Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солим Анны Леонидовны к администрации г. Красноярска, Министерству строительства Красноярского края, администрации Советского района г. Красноярска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Солим А.Л. обратилась в суд с иском к администрации г. Красноярска, Министерству строительства Красноярского края, администрации Советского района г. Красноярска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что истец является матерью двоих детей ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., и ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. В период с 2018 года по 2021 год истец узнала о реализации программы о предоставлении субсидий на улучшение жилищных условий и, попадая под её условия, ежегодно обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о включении её в список участников «Субсидии бюджетам муниципальных образований <адрес> на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильём граждан».
На основании распоряжения администрации Советского района г. Красноярска № 386 от 28.05.2018, семья истца в составе трёх человек (истец и её дети) принята на учёт как молодая семья нуждающаяся в жилом помещении.
Вместе с тем, несмотря на неоднократное включение истца в указанные периоды в список молодых семей-участников программы, в связи с недостаточным размером субсидий, наличием очерёдности, социальная выплата истцу за период с 2018 года по 2021 год не предоставлялась.
ДД.ММ.ГГГГ у истца родился третий ребёнок - ФИО2. В связи с рождением третьего ребёнка истец в августе 2021 года обратилась в администрацию Советского района г. Красноярска, распоряжением № от 06.08.2021 внесено изменение в ранее вынесенное распоряжение в части состава семьи истца.
При этом сведения об изменении в составе семьи администрация Советского района г. Красноярска не передала в администрацию г. Красноярска, в связи с чем в 2021 году семья истца не попала в список семей, которым хватило выделенного финансирования для получения субсидии.
Статус многодетной семьи, который даёт возможность на приоритетное участие и очередность в указанной жилищной программе, был учтён у семьи истца только в 2022 году.
В январе 2022 года истец обратилась с заявлением об участии в программе как многодетная семья, 27.01.2022 заявление было принято и приобщено к материалам учётного дела, 31.05.2022 распоряжением администрации г. Красноярска № 51-орг семья истца включена в список в первую очередь, присвоен номер 6.
02.08.2022 между истцом и ПАО Сбербанк заключен кредитный договор № на приобретение в собственность жилого помещения по адресу: <адрес>, на сумму 2 900 000 руб., при этом истец рассчитывала на получение социальной выплаты для погашения указанного кредита.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 05.10.2022 № 93-орг истец исключена из списка участников программы в связи с достижением 02.09.2022 возраста 36 лет.
Истец полагает, что её права были нарушены ввиду не совершения необходимых действий администрацией Советского района г. Красноярска и администрацией г. Красноярска по учёту статуса многодетной семьи в 2021 году. Если бы в этот период компетентные органы своевременно сообщили данные об увеличении состава семьи истца в Министерство строительства Красноярского края, то она, в силу льгот, имела бы право на получение субсидии в 2022 году.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации Советского района г. Красноярска и администрации г. Красноярска, выразившееся в не представлении сведений о многодетности семьи Солим А.Л. в августе 2021 года в Министерство строительства Красноярского края для учёта её преимущественного права в ведомственной целевой программе «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильём и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы России «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан РФ» на 2022 год; обязать Министерство строительства Красноярского края восстановить Солим А.Л. в список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2022 году по г. Красноярску в рамках мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» с учётом статуса многодетности её семьи, выплатить ей социальную выплату молодым семьям на приобретение (строительство) жилья в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда.
Истец Солим А.Л., представитель истца Демин Д.Э., действующий на основании устного ходатайства, в судебном заседании требования искового заявления поддержали. Дополнительно пояснили, что бездействие администрации Советского района г. Красноярска связано с отсутствием четкого регулирования взаимоотношений между администрациями района и города. Если бы информация была передана своевременно, то истец могла бы получить субсидию до достижения 36 лет. При этом администрация района является публичным правовым образованием городского округа Красноярск и то, что истец не обратилась напрямую в администрацию, не имеет значения при рассмотрении настоящего дела.
Представитель ответчика администрации г. Красноярска Харисова М.Х., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования искового заявления не признала, поддержала доводы письменных возражений. Дополнительно пояснила, что правовые основания для удовлетворения требований отсутствуют, т.к. порядок предоставления субсидии урегулирован, в данном случае правового пробела нет. Программа носит заявительный характер, следовательно, заявитель имеет определенные обязанности, в том числе, предоставлять сведения об изменении состава семьи.
Представитель ответчика администрации Советского района г. Красноярска в судебное заседание не явился, направил в суд возражения, согласно которым, в иске просил отказать, указал, что в соответствии с постановлением администрации города Красноярска от 01.03.2012 № 86, передача копии распоряжения администрацией района в администрацию города не предусмотрено. Такие документы поступают от заявителя (участника программы).
Иные участвующие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены своевременно, надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
Дело в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесена социальная защита, включая социальное обеспечение.
В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Во исполнение предписаний ст. 40 Конституции РФ, конкретизированных в ст. 2 Жилищного кодекса РФ, и в целях формирования рынка доступного жилья эконом класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем установленных федеральным законодательством категорий граждан Правительство Российской Федерации постановлением от 17.12.2010 года N1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2015-2020 годы, а в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", включающую Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно пунктам 20 и 22 указанных Правилам список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируют органы местного самоуправления и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
После утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов Российской Федерации на соответствующий финансовый год и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на текущий год из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, что предусмотрено в пункте 23 указанных Правил.
Как следует из материалов дела, Солим А.Л. является материю троих детей: ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.); ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.); ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.), что повреждается свидетельствами о рождении.
Согласно справке, выданной ТО КГКУ «УСЗН» по Советскому району в г. Красноярске от 12.07.2021 семья Солим А.Л. (составом 4 человека) признана многодетной.
Распоряжением администрации Советского района в г. Красноярске от 28.05.2018 №836 молодая семья Солим А.Л. (составом 3 человека: Солим А.Л. и ее дети) принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признании их имеющими достаточные доходы либо иные денежные средства для участия в целевых жилищных программах.
29.05.2018 Солим А.Л. обратилась в администрацию г. Красноярска с заявлением о признании молодой семьи (составом 3 человека) участником мероприятия «Субсидия бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья».
Распоряжением администрации г. Красноярска №84-орг от 06.06.2018 молодая семья Солим А.Л. признана участником мероприятия «Субсидии бюджетным муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан».
С заявлениями на включение в список молодых семей – участников указанного выше мероприятия в 2020, 2021, 2022 годах Солим А.Л. (состав семьи 3 человека) обращалась, соответственно 01.04.2019, 21.04.2020, 01.03.2021.
06.08.2021 администрация Советского района в г. Красноярске вынесла распоряжение №1303 о внесении изменений в распоряжение №836 от 28.05.2018 в части изменения состава семьи Солим А.Л. – 4 члена семьи, включив сына ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С заявлением на включение в список молодых семей с составом семьи 4 человека (Солим А.Л. и трое детей) на 2023 год истец обратилась 24.01.2022.
Уведомлением от 27.01.2022 администрация г. Красноярска сообщила Солим А.Л. о включении ее семьи в список участников мероприятий «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья», список молодых семей – участников краевой программы, изъявивших получение социальной выплаты в 2023 году, который будет утвержден в срок до 01.06.2022.
Распоряжением администрации г. Красноярска №51-орг от 31.05.2022 утверждён список молодых семей – участников мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году по г. Красноярску, сформированный с учетом средств, которые планируются выделить на предоставление социальных выплат из бюджета города.
В соответствии с представленными ответчиками списками молодых семей очередность истца на получение спорной меры социальной поддержки в 2020 году №143, в 2021 году №121, в 2022 году №93, в 2023 году №6.
В соответствии с принятым решением жилищной комиссии администрации г. Красноярска, оформленного выпиской из протокола от 21.09.2022, семья Солим А.Л. (составом 4 человека) исключена из числа участников мероприятия в связи с достижением Солим А.Л. возраста 36 лет.
Распоряжением администрации г. Красноярска от 05.10.2022 №93-орг семья Солим А.Л. исключения из числа участников указанной выше программы в связи с достижением 36 лет одним из супругов, о чем Солим А.Л. была уведомлена 06.10.2022.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 19.10.2023 в удовлетворении заявленных Солим А.Л. требований к администрации г. Красноярска, Министерству строительства Красноярского края о признании незаконным решения об исключении из числа участников ведомственной целевой программы, о возложении обязанности предоставить социальную выплату отказано.
При этом суд учел, что, закрепив в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотрело специальные условия для получения выплаты, в частности условие о соответствии молодой семьи всем установленным названными Правилами требованиям, в том числе возрастному критерию: возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты не должен превышать 35 лет (подпункт "а" пункта 6 Правил). Такое регулирование, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, нельзя расценивать как нарушающее конституционные права граждан (Определения от 27 мая 2010 г. N 738-О-О и от 15 января 2015 г. N 3-О).
В целях реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 Постановлением Правительства Красноярского края от 31.12.2019 N812-п утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.
Согласно подп. 6 п. 2.7, п. 3.3 Постановления Правительства Красноярского края от 31.12.2019 №812-п решение об исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников принимается органом местного самоуправления в случае достижения возраста 36 лет одним из супругов молодой семьи. При формировании министерством списка молодых семей - претендентов в него не подлежат включению молодые семьи, возраст хотя бы одного члена которых превышает 35 лет.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
При этом само по себе включение органом местного самоуправления в состав участников мероприятия не означает, что такие семьи обладают субъективным правом на получение мер государственной поддержки. Молодые семьи должны соответствовать требованиям программ на протяжении всего времени до момента получения выплаты.
Учитывая, что бюджетные средства имеют адресный и целевой характер, то норма, на основании которой производится исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы в случае выявления отсутствия у нее оснований для участия в подпрограмме, в том числе в связи с достижением одним из супругов или одним родителем в неполной семье предельного возраста, принята в целях недопущения нецелевого использования бюджетных средств.
При таких обстоятельствах, действия администрации г. Красноярска по исключению семьи Солим из списка участников целевой программы суд признал законными и обоснованными.
Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Обосновывая требования настоящего искового заявления, Солим А.Л. указывает, что администрацией Советского района г. Красноярска и администрацией г. Красноярска не были совершены необходимые действия по учёту статуса ее многодетной семьи в 2021 году. Если бы в этот период компетентные органы своевременно сообщили данные об увеличении состава семьи истца в Министерство строительства Красноярского края, то она, в силу льгот, имела бы право на получение субсидии в 2022 году и не была бы исключена из списка участников.
Разрешая требования искового заявления, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 24 Правил, предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в исполнительный орган субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2.6 Постановления Правительства Красноярского края от 31.12.2019 № 812- п «Об утверждении Порядка предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» установлено, что в случае изменения у молодой семьи, состоящей в списках молодых семей - участников, обстоятельств, влияющих на участие молодой семьи в мероприятии, фамилии, имени, отчества, паспортных данных членов молодой семьи, места жительства молодой семьи, жилищных условий молодой семьи, а также изменения состава семьи, влияющего на уменьшение размера социальной выплаты (расторжение брака, смерть членов семьи), лицом, указанным в абзаце втором пункта 2.3 Правил, в течение 10 дней со дня произошедших изменений в порядке, установленном пунктом 2.4 Правил, подается в орган местного самоуправления заявление об указанных фактах в произвольной форме.
Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней по результатам рассмотрения заявления принимает решение о внесении изменений в список молодых семей - участников. В течение 7 рабочих дней с момента принятия указанного решения его копия направляется в министерство. Указанная в решении органа местного самоуправления о внесении изменений в список молодых семей - участников информация вносится в список молодых семей - претендентов при его формировании министерством в порядке, установленном пунктом 3.1 Правил.
Как следует из данного пункта, перечень обстоятельств, являющихся основанием для внесения изменений в список молодых семей-участников программы, является исчерпывающим, закрытым. Таким образом, изменение состава семьи в сторону увеличения (рождение третьего ребенка) не является основанием для внесения изменений в списки молодых семей, и не подлежит учету при формировании списка получателей социальной выплаты. Данная информация подлежит учету при формировании списков в следующем году. Доводы стороны истца об обратном основаны на неверном толковании действующих положений законодательства.
Как установлено выше, ФИО2 (третий ребенок истца) родился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после утверждения списка молодых семей-участников программы на получение социальной выплаты в 2022 году (утвержден распоряжением от 27.05.2021).
Распоряжение о внесении изменений относительно состава семьи Солим А.О. принято администрацией Советского района в г. Красноярске 06.08.2021 (на основании заявления Солим А.Л. от 02.08.2021).
Данное распоряжение поступило в Управление учета и реализации жилищной политики администрации г. Красноярска 24.01.2022 (вх. № С-638/22) как приложение к заявлению о включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2023 году.
Соответствующее распоряжение о включении семьи Солим в список принято администрацией г. Красноярска 31.05.2022, Солим А.Л., как многодетная, в льготном порядке была учтена под номером 6.
Вместе с тем, 02.09.2022 Солим А.Л. исполнилось 26 лет, в связи с чем она была исключена из числа участников программы.
Таким образом, судом не усматривается незаконное бездействие администрации района и города, выразившееся в не предоставлении сведений о многодетности истца в Министерство строительства Красноярского края.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для возложения на Министерство строительства Красноярского края обязанности по восстановлению семьи Солим в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2022 году у суда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Солим Анны Леонидовны к администрации г. Красноярска, Министерству строительства Красноярского края, администрации Советского района г. Красноярска о признании незаконным бездействия, возложении обязанности отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Подписано председательствующим.
Копия верна.
Судья М.Ю. Савельева
Мотивированное решение составлено 11.06.2024