№ 12-107/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Артемовский 04 октября 2017 года
Судья Артемовского городского суда Свердловской области Кобяшева С.П., с участием представителя Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области Васьковой Н.Ю., представителя ООО «ПОРЯДОК» Чураковой С.С., при секретаре Хмелевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Артемовского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ПОРЯДОК» по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Артемовского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ПОРЯДОК» по ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Начальник отдела контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области (далее начальник отдела контроля по Восточному управленческому округу Департамента ГЖиСН СО) ФИО2 с указанным постановлением мирового судьи не согласилась, обратилась в суд с жалобой, в которой указала, что в управлении ООО «ПОРЯДОК» находятся многоквартирные дома: <адрес> и <адрес>. В указанных многоквартирных домах расположены места для сбора ТБО, контейнерные площадки имеют бетонное основание, сборники для ТБО на контейнерных площадках отсутствуют, на территории контейнерных площадок имеется бытовой мусор. Не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.), что является нарушением обязательных требований, установленных п.п. 3.7.1, 3.7.4, 3.7.15 Правил № 170, п. 26 (1) Постановления № 290. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. Управляющая организация ООО «ПОРЯДОК» обязана осуществлять мероприятия по организации и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, осуществлять надлежащую организацию сбора, вывоза и транспортировки твердых бытовых отходов. В ходе проверки специалисту Департамента ГЖиСН СО не была предоставлена информация о мероприятиях по организации мест для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию. Приведенные ООО «ПОРЯДОК» в качестве доказательств решения Артемовского городского суда Свердловской области №, № от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению автора жалобы, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела. Указанные решения обязывают Администрацию Артемовского городского округа организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок ТБО, расположенных в г. Артемовском и пригородах. На Администрацию Артемовского городского округа не возложена обязанность по организации места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.). Как считает автор жалобы, в действиях ООО «ПОРЯДОК» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Просит постановление мирового судьи отменить, возвратить дело на новое рассмотрение мировому судье (л.д. 139-144).
В судебном заседании представитель Департамента ГЖиСН СО Васькова Н.Ю., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
Представитель ООО «ПОРЯДОК» Чуракова С.С. возражала против удовлетворения жалобы, считая постановление мирового судьи законным и обоснованным. В настоящее время Администрация Артемовского городского округа исполнила решение суда от 25.12.2014, установив контейнеры для сбора мусора на оборудованных площадках.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Юридический статус ООО «ПОРЯДОК» подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 17-21, 45-53), свидетельством о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 34), свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 35), Уставом (л.д. 36-43).
10.05.2017 Департаментом ГЖиСН СО был вынесен приказ о проведении внеплановой выездной проверки ООО «ПОРЯДОК» (л.д. 8), в этот же день в ООО «ПОРЯДОК» направлено уведомление о проведении проверки (л.д. 9). Проверка проведена 17.05.2017, о чем составлен соответствующий акт, согласно которому в ходе проверки в многоквартирных домах, расположенных по адресам:. Артемовский, <адрес> и <адрес>, выявлены следующие нарушения: контейнерные площадки имеют бетонное основание, сборники для ТБО на контейнерных площадках отсутствуют, на территории контейнерных площадок имеется бытовой мусор. Не организованы места для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензию (л.д. 6-7).
Согласно ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации лицензионными требованиями являются иные требования, установленные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя также содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4, 3.7.15 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Крупногабаритные отходы: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
В соответствии с пунктом 26 (1) Постановления Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» к обязательным работам относятся работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов, в том числе организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку контейнерных площадок, а так же организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению таких отходов.
При этом, согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в части вопросов местного значения городского округа, относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные положения закреплены в п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Данная обязанность является вопросом местного значения Артемовского городского округа в соответствии с п. 26 ст. 6 Устава Артемовского городского округа, утвержденного решением Артемовской Думы от 16 июня 2005 года № 530. При том. что п. 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» требует осуществлять регулярную очистку территории муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Анализ вышеприведенных норм указывает на то, что прямая обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления.
Исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Артемовский городской округ» является Администрация Артемовского городского округа (ст. 30 Устава Артемовского городского округа, утвержденного решением Артемовской Думы от 16 июня 2005 года № 530).
На основании указанных нормативно-правовых актов Артемовским городским судом принято решение по делу № от 30.12.2014 об обязании Администрации Артемовского городского округа организовать в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарными правилами и нормами: СанПиН 42-1284690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест на территории не более 100 м от жилых от жилых домов. Решение вступило в законную силу 02.02.2015 (л.д. 124-128).
Согласно определению Артемовского городского суда от 22.05.2017 по делу № разъяснено, что решением Артемовского городского суда от 25.12.2014 на Администрацию Артемовского городского округа возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу организовать обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Санитарными правилами и нормами СанПиН 42-1284690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории не более 100 м от жилых домов, предусматривающая приобретение и установку мусорных контейнеров. Размещение площадок для установки контейнеров необходимо произвести в соответствии с Генеральной схемой очистки территории Артемовского городского округа. Определение вступило в законную силу 25.07.2017 (л.д. 113-115).
Кроме того, согласно решению Арбитражного суда Свердловской области по делу № от 04.08.2016 по иску Администрации Артемовского городского округа к ООО «Чистый Домъ», ООО «Темп», ООО «Порядок» (ИНН 6677003198, ОГРН 1136677000460), в удовлетворении исковых требований об обязании ответчиков в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу приобрести и установить солидарно контейнеры (мусоросборники) в соответствии с количеством контейнеров (мусоросборников), утвержденным Генеральной схемой санитарной очистки территории Артемовского городского округа, для каждой контейнерной площадки на оборудованных контейнерных площадках, отказано. Решение оставлено в силе Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда № от 08.11.2016, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа № от 13.02.2017 (л.д. 82-107).
Названные решения Артемовского городского суда Свердловской области и Арбитражного суда Свердловской области имеют преюдициальное значение для рассматриваемого дела, поскольку предметом рассмотрения указанных дел являлась организация обустройства контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа, предусматривающая приобретение и установку мусорных контейнеров, что также является и предметом рассмотрения настоящего дела.
Довод представителя Департамента ГЖиСН СО о том, что указанные решения обязывают Администрацию Артемовского городского округа организовать мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в г. Артемовском и пригородах судом не принимается, поскольку в решении № от 25.12.2014 указано, что на Администрацию Артемовского городского округа возложено обустройство контейнерных площадок на территории жилой застройки (домовладений) Артемовского городского округа.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выражается в осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Мировой судья правильно сделала вывод о том, что отсутствие контейнерных площадок, сборников для твердых отходов (бункеров-накопителей) по адресам: <адрес> и <адрес>, не является нарушением ООО «ПОРЯДОК» осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в части соблюдения требований, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества, поскольку установка контейнеров является обязанностью Администрации Артемовского городского округа.
Отсутствие мест для сбора и накопления отходов I-IV класса опасности (отработанных ртуть содержащих ламп и др.), выявленное в ходе проверки 12.05.2017, не может являться основанием для привлечения ООО «ПОРЯДОК» к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, поскольку при проведении проверки не проверялась деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов I - IV классов опасности, что подтверждается актом проверки от 17.05.2017 (л.д. 6-7).
Кроме того, из материалов дела следует, что лицензию от 16.11.2015 на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности, сбор, транспортирование, обезвреживание отходов I класса опасности имеет ООО «Урал-ЭКО», с которым у ООО «ПОРЯДОК» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 67-71, 72-73).
Так как Администрация Артемовского городского округа не обеспечила исполнение названных выше решений суда, не обеспечила обустройство контейнерных площадок, в том числе по адресам: <адрес> и <адрес>, также не установила мусорные контейнеры, следовательно, указанные нарушения не являются нарушениями ООО «ПОРЯДОК» осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований в части соблюдения требований, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества.
Таким образом, мировой судья правильно сделала вывод о том, что в действиях ООО «ПОРЯДОК» отсутствует состав вменяемого правонарушения, и производство по указанному делу обоснованно прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Артемовского судебного района Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении ООО «ПОРЯДОК» прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу начальника отдела контроля по Восточному управленческому округу Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области ФИО2 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: С.П. Кобяшева