Дело №а-327/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2019 года <адрес>
Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Шихгереева Г.И.
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании страховых взносов в размере 25 468,62 руб,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № по <адрес> (далее МРИ ФНС Росси № по РД) обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании страховых взносов в размере 25 468,62 руб.
В обоснование требований указано на то, что он ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, ДД.ММ.ГГГГ индивидуальная предпринимательская деятельность была прекращена. Согласно сведениям, содержащимся в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам за ним числится задолженность по страховым взносам в общей сумме 25 468,62 руб.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон № 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся организации и предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу пункта 1 статьи 10 Закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
При этом из пункта 2 статьи 16 Закона № 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
За время осуществления предпринимательской деятельности должник надлежащим образом не исполнял обязанности, возложенные на него Законом 212-ФЗ по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ.
В соответствии со ст. 22 Закона № 212-ФЗ ФИО1 было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от ДД.ММ.ГГГГ за №S01170120274, в котором сообщалось о наличии у него задолженности.
Налогоплательщик своевременно и полностью не исполнил направленное требование.
Неисполнение требования об уплате недоимки в установленный срок влечет возбуждение процедуры принудительного взыскания, порядок осуществления которой определен статьями 18, 19 и 20 Закона № 212-ФЗ.
Орган по контролю за уплатой страховых взносов - ОПФ, не принял меры принудительного взыскания и не обратился в суд.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017г. возложены на налоговые органы.
Инспекция не имела возможности обратиться в суд с соответствующим заявлением ввиду того, администрированием страховых взносов за спорный период занимался ОПФ.
Административный истец одновременно просит суд восстановить пропущенный срок подачи заявления в суд. Также просить дело рассмотреть в порядке упрощенного производства.
Судом дело рассмотрено в порядке упрощенного производства, исходя из п.2 ст.291 КАС РФ, поскольку административный истец заявил ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, а административный ответчик возражения против применения такого порядка рассмотрения административного дела суду не направил. Кроме того, административный ответчик не направил возражения против административного иска.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного иска МРИ ФНС Росси № по РД следует отказать на основании следующего.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, до введения в действие Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" регулировались Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"
С ДД.ММ.ГГГГ вопросы исчисления и уплаты страховых взносов в указанные фонды регулируются главой 34 Налогового кодекса РФ, а полномочия по их администрированию возложены на налоговые органы.
Правоотношения по исчислению и уплате страховых взносов ответчиком возникли в период действия ФЗ №212-ФЗ.
Статьей 18 Закона № 212-ФЗ было предусмотрено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1). В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 212-ФЗ, в случае неисполнения плательщиком страховых взносов - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов орган контроля за уплатой страховых взносов, направивший требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, вправе был обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Согласно ст. 22 названного Закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Данное требование должно было быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
На основании части 2 статьи 21 Закона № 212-ФЗ заявление о взыскании подлежало подавать в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Административный истец, считая, что им пропущен шестимесячный срок обращения в суд со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, просит восстановить срок обращения в суд, ссылаясь, что орган контроля за уплатой страховых взносов до ДД.ММ.ГГГГ, каковым являлось ОПФ РФ по РД, не принял своевременно меры для принудительного их взыскания и не обратился в суд.
К административному исковому заявлению административным истцом приложено требование, которое направлено ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ за №S01170120274 со сроком исполнения в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Последним днем исполнения данного требования, таким образом, являлся ДД.ММ.ГГГГ.
В Табасаранский районный суд Республики Дагестан с административным иском МРИ ФНС России № по настоящему делу обратилась ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административным истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки.
Поскольку административным истцом суду не представлены доказательства пропуска срока обращения в суд по уважительным причинам, суд не усматривает возможности и уважительных причин для восстановления срока обращения в суд.
Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления ОПФ РФ по РД до ДД.ММ.ГГГГ и административного истца после этой даты, наличия у них реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию ими права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении ходатайства Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> о восстановлении срока обращения в суд с административным иском отказать.
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО1 о взыскании страховых взносов в размере 25 468,62 руб., отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Г.И. Шихгереев