Решение по делу № 2а-610/2018 от 26.03.2018

Дело № 2а-610/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 мая 2018 года                                 город Елизово, Камчатский край

Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Никитиной М.В., при секретаре судебного заседания Мамедове Э.С., с участием административного истца Кравцова Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кравцова Эдуарда Владимировича, Зверева Владимира Васильевича, Волковой Анны Викторовны к Департаменту имущественных отношений Минобороны России об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

установил:

истцы обратились в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения заявленных требований 23.04.2018 года и 11.05.2018 года, к Департаменту имущественных отношений Минобороны России, в котором просили признать незаконными действия, связанные с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом, возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав истцов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес> и направления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение, с приложением схемы расположения земельного участка (л.д.5-7,69,70).

В обоснование заявленных требований административные истцы указывают на то, что являются собственниками помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> 29.07.2017 года истцы обратились в Департамент имущественных отношений МО РФ с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен дом, для его предоставления в общую долевую собственность собственникам помещений многоквартирного дома и заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на кадастровом плане территории. Пакет документов, полученный уполномоченным органом 04.12.2017 года, направлен адресатом на повторное рассмотрение в ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Срок рассмотрения обращения продлен до 22.03.2018 года. В своем письме от ДД.ММ.ГГГГ года, уполномоченный орган сообщил об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, на кадастровом плане территории, сославшись на отрицательное решение по данному вопросу морской инженерной службы Тихоокеанского флота. Действия административного ответчика административные истцы считают незаконными и нарушающими их права на оформление в собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В судебном заседании административные истцы Волкова А.В. и Зверев В.В. участия не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть в их отсутствие дело об оспаривании отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ( л.д.69).

Административный истец Кравцов Э.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, с учётом их уточнения 11.05.2018 года, по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по существу заявленных административными истцами требований, в суд не направил.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, не известил суд о причинах неявки, направил в суд письменный отзыв, из которого следует, что требования административных истцов удовлетворению не подлежат, поскольку Земельным кодексом РФ установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, ограниченных в обороте (л.д. 63-64).

Заслушав пояснения административного истца Кравцова Э.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно п. 2 ст. 15 ЗК РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.2 ЗК РФ образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии со ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего кодекса.

В силу пункта 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Кодексом.

Согласно ч. 1 ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (ч. 3).

В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.

Согласно пункту 4 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, отнесены к землям, изъятым из оборота.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограниченными в обороте признаются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности и таможенных нужд и не указанные в пункте 4 этой же статьи.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2008 г. N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, включающий в себя:

1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 названного кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Положениями статьи 39.2 ЗК РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административные истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в жилом доме <адрес> а именно: Кравцов Э.В. собственником жилого помещения Волкова А.В. и Зверев В.В. долевыми собственниками жилого помещения что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 24.01.2012 года и выпиской из ЕГРН от 21.12.2016 года (л.д. 17, 18).

Правообладателем земельного участка с кадастровым номером являются Российская федерация и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Вид разрешенного использования земельного участка – для эксплуатации военного городка № 1 (л.д 42-50).

27.11.2017 года истцы направили в Департамент имущественных отношений Минобороны России заявление, в котором просили сформировать земельный участок, на котором расположен жилой дом <адрес> и заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом (л.д. 9-13).

12.01.2018 года Министерством обороны РФ в адрес ответчика и для сведения истцам, направлено сообщение, из которого следует, что образуемый земельный участок расположен в границах земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., в границах участка, ориентир жилой дом, почтовый адрес ориентира: <адрес> находящегося на праве собственности РФ и праве постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России. Учреждением было отказано в согласовании предоставленной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Ответчику предложено совместно с заинтересованными органами военного управления повторно рассмотреть прилагаемый пакет документов, в случае необходимости организовать комиссионную проверку для определения территории, возможной для выделения в целях эксплуатации многоквартирного жилого дома (л.д. 33-34).

Ответчиком истцам 21.03.2018 года направлен ответ, из которого следует, что Департамент уполномочен утвердить представленную схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории только при наличии положительных решений балансодержателя и пользователя земельного участка – ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России и заинтересованных лиц органов военного управления. Вместе с тем, морская инженерная служба Тихоокеанского флота приняла отрицательное решение по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане. Дополнительно сообщено, что отсутствие оформленных земельных правоотношений в отношении земельного участка под многоквартирным домом не является препятствием для собственника квартиры владеть, пользоваться и распоряжаться своим недвижимым имуществом (л.д. 36).

Таким образом, учитывая, что статьей 27 ЗК РФ установлен запрет на предоставление в частную собственность земельных участков ограниченных в обороте, правообладателем земельного участка, с кадастровым номером является Российская Федерация и ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, земельный участок предназначен для обеспечения обороны и безопасности, вид разрешенного использования – для эксплуатации военного городка № 1, раздел указанного земельного участка и образование земельного участка истцов, приведет к нарушению запрета на распоряжение ограниченным в обороте земельным участком, что недопустимо, в связи, с чем требования административных истцов являются необоснованными.

Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 1 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Административными истцами в нарушение ч. 1 ст. 226 КАС РФ не представлено доказательств, подтверждающих нарушение административным ответчиком их прав, свобод и законных интересов.

Поскольку совокупность необходимых условий, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ для удовлетворения требования о признании действия незаконным, в рассматриваемом случае отсутствует, оснований для удовлетворения требований административных истцов, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Кравцову Эдуарду Владимировичу, Звереву Владимиру Васильевичу, Волковой Анне Викторовне в удовлетворении требований к Департаменту имущественных отношений Минобороны России о признании незаконными действия, связанные с отказом в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом, возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенное нарушение прав истцов путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, на котором расположен многоквартирный дом <адрес>, и направления в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в орган регистрации прав указанное решение, с приложением схемы расположения земельного участка, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 16 мая 2018 года.

Судья                              М.В. Никитина

2а-610/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кравцов Э.В.
Зверев В.В.
Зверев Владимир Васильевич
Волкова А.В.
Волкова Анна Викторовна
Кравцов Эдуард Владимирович
Ответчики
Департамент имущественных отношений Минобороны России
Суд
Елизовский районный суд Камчатский края
Дело на странице суда
elizovsky.kam.sudrf.ru
26.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
29.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2018[Адм.] Судебное заседание
11.05.2018[Адм.] Судебное заседание
16.05.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2018Регистрация административного искового заявления
27.03.2018Передача материалов судье
29.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2018Судебное заседание
11.05.2018Судебное заседание
16.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2018Дело оформлено
29.11.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее