КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Семенихин В.А. УИД 39RS0001-01-2020-006132-42
Дело № 2-675/2021
№ 33-3449/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июля 2021 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Поникаровской Н.В.
судей Ивановой О.В., Харитоненко Н.О.
при секретаре Глодян В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Трофимчука Александра Ивановича на решение Московского районного суда г. Калининграда от 7 апреля 2021 года по гражданскому делу по иску Трофимчука Александра Ивановича к АО «Янтарьэнергосбыт» о понуждении к заключению договора электроснабжения с применением регулируемых цен (тарифов) за потребление электроэнергии для населения и приравненных к ним категориям потребителей.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.В., объяснения представителя Трофимчука А.И. – Перцева Д.В., судебная коллегия
установила:
Трофимчук А.И. обратился в суд с иском к «Янтарьэнергосбыт», указав, что 30 июня 2011 года между ним и ОАО «Янтарьэнерго», в настоящее время - АО «Янтарьэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения № 357/32, по условиям которого, гарантирующий поставщик подает абоненту (физическому лицу) электрическую энергию, а абонент принимает и оплачивает принятую электрическую энергию на условиях, предусмотренных договором. Электрическая энергия используется им для личного бытового потребления в принадлежащем ему на праве собственности здании, расположенном по <адрес> В ЕГРН здание учтено как «нежилое здание - дом для отдыха», кадастровый №. Согласно пункту 5.3 договора тарифы на электрическую энергию устанавливаются (изменяются) в соответствии с нормативными актами Правительства РФ, органов исполнительной власти РФ и Калининградской области по государственному регулированию тарифов без согласия с абонентом. В настоящий момент оплата потребленной электрической энергии по договору производится по свободным (нерегулируемым) ценам, предельные уровни которых рассчитываются гарантирующим поставщиком по ценовым категориям (ему присвоена первая ценовая категория), формируемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года № 154-08э/19 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком АО «Янтарьэнергосбыт» покупателям на розничном рынке Калининградской области, объединенной в неценовую зону оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2020 год». Он, являясь физическим лицом, использующим электроэнергию исключительно для личных, семейных, домашних нужд, а не с коммерческой целью, считает отказ ответчика по отнесению его (абонента) к тарифной группе «Население» и применение в расчетах по договору нерегулируемых цен за потребляемую электрическую энергию не обоснованным. В этой связи считает, что электроэнергия должна оплачиваться по регулируемым тарифам, предусмотренным для категории потребителей «Население», согласно методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года № 20-э/2 (Методические указания № 20-э/2), постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 г.ода № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике» (Постановление № 1178), Приказу Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 29 ноября 2019 года № 105-01э/19 «Об установлении тарифов на электроэнергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по КО на 2020 год».
С целью подтверждения использования электроэнергии абонентом исключительно на коммунально-бытовые нужды, а также того, что на объекте не осуществляется коммерческая (производственная) деятельность 21 июня 2019 года, Трофимчук А.И. направил в адрес гарантирующего поставщика заявление вх. № 22332 от 21 июня 2019 года с просьбой оформления акта осмотра объекта.
Акт «Инструментальной проверки» от 27 июня 2019 года № 242-06, составленный представителями Нестеровского РЭС, не отвечал цели, изложенной им в заявлении. В свою очередь, гарантирующий поставщик в ответе от 16 июля 2019 года исх. № ЯЭС/16764 на его заявление, ссылаясь на те же нормативные акты, также подтвердил свою позицию по разграничению категорий потребителей на «население и приравненные к нему категории потребителей» и «остальные потребители», а также условие, при котором электроэнергия оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам. При этом в этом же письме, в противоречие своей позиции, ответчик, не имея доказательств использования абонентом электрической энергии для коммерческой (производственной) деятельности, обосновывает применение тарифа «для коммерческих нужд» исключительно принадлежностью объекта к нежилому помещению.
По причине несогласия с позицией АО «Янтарьэнергосбыт» и с целью урегулирования спора в досудебном порядке, им в адрес ответчика были направлены досудебные претензии. В ответах на досудебные претензии ответчик не изменил свою позицию по применению к абоненту тарифа для категории «прочие потребители» с применением свободных (нерегулируемых цен), ссылаясь исключительно на статус помещения, и не принимая во внимание категорию потребителя и цель использования электроэнергии.
При таких обстоятельствах, Трофимчук А.И., полагая свои права нарушенными, просил обязать АО «Янтарьэнергосбыт» заключить с ним договор энергоснабжения с гражданами-потребителями на объекты нежилого назначения, с применением регулируемых цен (тарифов) за потребление электроэнергии для категории потребителей «Население и приравненными к нему категориями потребителей» на объект, расположенный по <адрес> (кадастровый №), расторгнув действующий договор № 357/32 от 30 июня 2011 года.
Решением Московского районного суда г. Калининграда от 7 апреля 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Трофимчук А.И. выражает несогласие с выводами суда и продолжает настаивать на приведенных в иске доводах о коммунально-бытовом потреблении им электроэнергии исключительно в личных целях, ссылается на аналогичные изложенным в исковом заявлении обстоятельства. Указывает на то, что суд неправильно установил имеющие значение для дела обстоятельства, дал неправильную оценку представленным доказательствам, неправильно применил нормы материального права, а также применил закон, не подлежащим применению, в связи с чем суд пришел к необоснованным выводам, изложенным в решении, которые не соответствуют обстоятельствам дела. Подробно в апелляционной жалобе приводит свою оценку установленным по делу обстоятельствам применительно к указанным в жалобе положениям действующего законодательства. Считает, что правовых оснований для отказа в удовлетворении искового заявления у суда не имелось.
На апелляционную жалобу представителем АО «Янтарьэнергосбыт» принесены письменные возражения, в которых выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Трофимчук А.И., представитель АО «Янтарьэнергосбыт» в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, истец направил для участия в деле своего представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 167, частями 1, 2 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определил возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных выше лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору электроснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать (абоненту) потребителю через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором норматив ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Трофимчук А.И. является собственником нежилого здания, с кадастровым №, расположенного по <адрес>, с назначением «нежилое здание - дом для отдыха».
30 июня 2011 года между Трофимчуком А.И. (потребитель, абонент) и ОАО энергетики и электрификации «Янтарьэнерго», в настоящее время - ОАО «Янтарьэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) заключен договор энергоснабжения № 357/32, по условиям которого гарантирующий поставщик подает абоненту электрическую энергию, а абонент принимает и оплачивает принятую электрическую энергию на условиях, предусмотренных договором.
Оплата потребленной электрической энергии по договору производится по свободным (нерегулируемым) ценам, предельные уровни которых рассчитываются гарантирующим поставщиком по ценовым категориям, формируемым в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», Приказом Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30 декабря 2019 года № 154-08э/19 «Об установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующим поставщиком АО «Янтарьэнергосбыт» покупателям на розничном рынке Калининградской области, объединенной в неценовую зону оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2020 год».
Материалами дела также подтверждается, что Трофимчук А.И., ссылаясь на то, что он является физическим лицом, использующий электроэнергию исключительно для личных, семейных, домашних нужд, а не с коммерческой целью, в связи с чем он, как потребитель электроэнергии, должен относится к тарифной группе «Население» и применение в расчетах по договору нерегулируемых цен за потребляемую электрическую энергию, обратился к ответчику с соответствующей досудебной претензией, в которой просил произвести перерасчет платы за электроснабжение в соответствии с регулируемыми тарифами для категории потребителей «население», расторгнуть договор № 357/32 от 30 июня 2011 года и заключить договор энергоснабжения на объекты нежилого назначения, применив тариф за потребление электроэнергии для категории потребителей «население», которым электроэнергии поставляется по регулируемым ценам и тарифам согласно Федеральному закону от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», в удовлетворении которой ответчиком отказано.
Не соглашаясь с обоснованностью отказа АО «Янтарьэнергосбыт» в заключении договора электроснабжения с применением регулируемых цен (тарифов), истец в исковом заявлении настаивает, что он использует электроэнергию не с коммерческой целью, в связи с чем как потребитель электроэнергии должен относиться к тарифной группе «население», и применение в расчетах по договору нерегулируемых цен за потребляемую электрическую энергию считает не обоснованным.
Разрешая заявленные Трофимчуком А.И. исковые требования, суд первой инстанции, полно и правильно установив все юридически значимые обстоятельства и дав им надлежащую правовую оценку, обоснованно исходил из того, принадлежащий истцу объект недвижимости (учитывая также разрешенный вид использования земельного участка) является нежилым зданием, не используемым для личных бытовых нужд; потребление электроэнергии таким объектом не может быть признано коммунально-бытовым и тариф "население" в данном случае не применим, в связи с чем оснований для удовлетворения заявленных им требований не имеется.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к названным выводам со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает сомнений у судебной коллегии.
Выводы суда основаны на совокупности исследованных в судебном заседании доказательств, которым суд дал в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правильную оценку, и подтверждены материалами дела.
Приведенные в жалобе указания истца о несогласии с выводами суда на оценку законности состоявшегося судебного постановления не влияют, отмену судебного постановления они не влекут.
Согласно положениям Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-Ф3 «Об электроэнергетике», существует две категории потребителей электрической энергии: население и приравненные к нему категории потребителей, которым электрическая энергия, используемая на коммунально-бытовые нужды, поставляется по регулируемым ценам и тарифам; остальные потребители, которым в ценовых зонах электрическая энергия поставляется по конечным нерегулируемым ценам.
В силу пункта 9 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии» гарантирующий поставщик обязан заключать договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика.
Согласно пункту 71(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) устанавливаются и применяются равными ценам (тарифам), установленным для населения, в отношении следующих приравненных к населению категорий потребителей: физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах.
Федеральной службой по тарифам приказом от 6 апреля 2004 года № 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, с учетом Приказа ФСТ России от 16 сентября 2014 года № 1442-э (ред. от 25.06.2019) "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей".
Пунктом 27 Методических указаний (действовавшим до 30.11.2020 года) предусмотрены 4 тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): базовые потребители, население, прочие потребители и организации, оказывающие услуги по передаче электрической энергии, приобретающие ее в целях компенсации потерь в сетях, принадлежащих данным организациям на праве собственности или ином законном основании.
При этом применимость тарифа, установленного для той или иной группы потребителей, определяется в зависимости от того, к какой из этих групп относится лицо, осуществляющее пользование электрической или тепловой энергией.
К группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется но регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объемов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности) приведен в приложении № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178. Так, к ним относятся:
исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования;
садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества;
юридические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления осужденными в помещениях для их содержания при условии наличия раздельного учета электрической энергии для указанных помещений;
юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населенных пунктах, жилых зонах при воинских частях, рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по общему прибору счета электрической энергии;
содержащиеся за счет прихожан религиозные организации;
гарантирующие поставщики, энергосбытовые, энергоснабжающие организации, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях дальнейшей продажи населению и приравненным к нему категориям потребителей в объемах фактического потребления населения и приравненных к нему категорий потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования в целях потребления на коммунально-бытовые нужды граждан и нс используемой для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности;
объединения граждан, приобретающих электрическую энергию (мощность) для использования в принадлежащих им хозяйственных постройках (погреба, сараи). Некоммерческие объединения граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы) и граждане, владеющие отдельно стоящими гаражами, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды и не используемую для осуществления коммерческой деятельности.
Из содержания приведенных положений следует, что действительно основным критерием определения применяемых тарифов на электрическую энергию, поставляемую потребителем на территории субъектов Российской Федерации, является направление использования электрической энергии.
Судом дана надлежащая оценка приведенным истцом в обоснование иска доводам о неиспользовании нежилого здания в коммерческих целях, тем самым о коммунально-бытовом потреблении электрической энергии, и по изложенным в решении мотивам суд правоверно признал приведенную истцом правовую позицию несостоятельной.
Так, суд обоснованно исходил из того, что объект «Нежилое здание - дом для отдыха», не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в понимании статьи 15 и статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Положению о признании помещения жилым помещением, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Принадлежащий Трофимчуку А.И. объект недвижимости применительно к положениям статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не относится к нежилым помещениям.
Объектом недвижимости, который находится в собственности Трофимчука А.И., площадью 341, 9 кв.м, поставленным на кадастровый учет 18 декабря 2013 года, является нежилое здание.
Назначение здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимости, то есть к сведениям, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах или вносятся в уведомительном порядке (часть 3, пункт 9 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
До принятия Федерального закона от 3 июля 2016 года № 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившего в силу с 1 января 2017 года, назначение здания определялось как нежилое и жилое, после указанной даты - нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение.
В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, нежилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от жилого здания - ОК 013-2014 (СНС 2008).
К группировке «Здания (кроме жилых)» относятся нежилые здания целиком или их части, не предназначенные для использования в качестве жилья и представляющие собой архитектурно-строительные объекты, назначением которых является создание условий (защита от атмосферных воздействий и пр.) для труда, социально-культурного обслуживания населения, хранения материальных ценностей и т.п. Нежилыми зданиями могут являться такие объекты, как склады, гаражи и промышленные здания, коммерческие (торговые) здания, здания для проведения развлекательных мероприятий, гостиницы, рестораны, школы, больницы, тюрьмы и т.д.
Учитывая, что нежилое назначение здания создает презумпцию его использования не для целей проживания в них граждан и не для использования коммунальных ресурсов и услуг для личных бытовых нужд граждан, использование тарифов на электроэнергию, установленных для группы "население", не предполагается. Назначение нежилого здания позволяет его использовать в коммерческой деятельности.
При этом судом установлено и не оспаривается истцом, что 20 ноября 2015 года с Трофимчуком А.И. заключен договор аренды земельного участка № 270-р, с кадастровым №, для осуществления рекреационной деятельности, со сроком действия до 20 ноября 2064 года, на котором расположено указанное выше нежилое здание. Земельный участок, на котором расположено нежилое здание - дом для отдыха, расположен на землях лесного фонда.
Таким образом, исходя из назначения объекта недвижимости и категории, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено нежилое здание, суд пришел к правильному выводу о том, что приведенные фактические данные в их совокупности не предполагают постоянного проживания гражданина в спорном нежилом здании и не предусматривают потребление электроэнергии на коммунально-бытовые нужды, при этом само по себе фактическое проживание истца в данном нежилом здании, как и отсутствие у истца на сегодняшний день статуса индивидуального предпринимателя не свидетельствует об обратном, при этом истец в любой момент не лишен возможности использовать спорный объект недвижимости в коммерческих целях.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы правильность выводов суда не исключают и основанием для отмены решения суда не являются, поскольку они основаны на ошибочном толковании приведенных в жалобе положений действующего законодательства применительно к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом доводов апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда г. Калининграда от 7 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 июля 2021 года.
Председательствующий:
Судьи: