дело № 2-134/2022
10RS0018-01-2022-000246-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Суоярви 13 апреля 2022 года
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи В.Г. Ерохиной,
при секретаре Н.В. Кузнецовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куртиной С.И. к администрации муниципального образования «Суоярвский район» об осуществлении государственного кадастрового учета квартиры,
установил:
Куртина С.И. обратилась в суд с настоящим иском по тем основаниям, что хх.хх.хх г. умер ее отец Куртин И.С., хх.хх.хх г. г.р. При жизни Куртин И.С. обратился в адрес ГУП РК «РГЦ Недвижимость» с заявлением на приватизацию жилого помещения по адресу: ..., однако, оформление приватизации приостановилось в связи с тем, что ..., в том числе и квартира, не состоит на государственном кадастровом учете. Спорная квартира под № в ... в ... является муниципальной собственностью, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от хх.хх.хх г.. Обратившись в адрес ответчика с просьбой подготовить необходимые документы для постановки квартиры на кадастровый учет, истцу было отказано по причине отсутствия у администрации денежных средств. Учитывая, что без постановки квартиры на государственный кадастровый учет невозможно решить вопрос признания права собственности на вышеуказанную спорную квартиру в порядке наследования, истец просит суд обязать ответчика поставить спорную ..., расположенную по адресу: .... на государственный кадастровый учет.
Истец и ее представитель Чуманевич Н.А., в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Ответчик администрация муниципального образования «Суоярвский район» в судебное заседание своего представителя не направила, представили возражения относительно заявленных исковых требований, указав, что в соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 04.12.2015 № 394-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Лоймольского и Найстеньярвского сельских поселений» спорная квартира была включена в перечень имущества, находящегося в муниципальной собственности Лоймольского сельского поселения, предаваемого в собственность муниципального образования «Суоярвский район». Сведений о том, что ... не стоит на кадастровом учете в администрацию не передавались. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Третьи лица ГУП РК «РГЦ Недвижимость» и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия» своих представителей в судебное заседание не направили, о его проведении судом извещены. От филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» представлен отзыв по существу требований, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия их представителя.
Выслушав истца и его представителя, исследовав письменные материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что при жизни Куртин С.П. (отец истца) был зарегистрирован и фактически проживал по адресу: .... хх.хх.хх г. Куртин И.С., хх.хх.хх г. г.р., умер, о чем составлена запись акта о смерти № от хх.хх.хх г..
Жилое помещение, в котором проживал отец истца, является муниципальным, что подтверждается договором социального найма жилого помещения от хх.хх.хх г., имеющегося в материалах дела.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 04.12.2015 № 394-П «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности Лоймольского и Найстенъяврвского сельских поселений», ... была передана в собственность муниципального образования Суоярвский район (Приложение № позиция №).
Согласно справке о регистрации по месту жительства, представленной ОМВД России по РК в Суоярвском районе от хх.хх.хх г., Куртин И.С. с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. (по день смерти) был зарегистрирован по вышеуказанному адресу. хх.хх.хх г. истец, действующая по доверенности от имени отца Куртина И.С., обратилась в адрес ГУП РК «РГЦ Недвижимость» с заявлением о безвозмездной передачи в собственность в порядке приватизации спорной квартиры.
Письмом ГУП РК «РГЦ Недвижимость» от хх.хх.хх г. истцу было указано на необходимость предоставить дополнительные сведения о наличии технической документации на ..., а также информацию о внесении сведений в ЕГРН по ..., расположенной по адресу: .... В случае отсутствия технической документации и информации о внесении сведений в ЕГРН по спорной квартире, необходимо внести сведения ЕГРН на дом, а ... поставить на государственный кадастровый учет и внести изменения в договор социального найма жилого помещения № от хх.хх.хх г..
В связи с чем, истец согласно письма от хх.хх.хх г. обратилась в адрес ответчика с просьбой подготовить необходимые документы и поставить ... на государственный кадастровый учет, однако, истцу было отказано по причине отсутствия денежных средств в бюджете администрации МО «Суоярвский район». При этом, указано, что решение данного вопроса включено в план работы на 2022 год.
Пунктом 36 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к числу вопросов местного значения муниципального района относится, в том числе организация выполнения комплексных кадастровых работ.
В соответствии с подп. 4.1 п. 4 ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон № 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального использования или наемного дома коммерческого использования.
Субъектом, обладающим полномочиями по инициированию государственного кадастрового учета в отношении жилых помещений, расположенных в границах муниципального образования, является орган местного самоуправления, в границах которого расположены жилые дома (помещения).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Пунктом 4 статьи 7 Закона № 218-ФЗ определено, что орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст.3 Закона о регистрации, Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. № 457, органом регистрации прав, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на территории Республики Карелия является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия.
Согласно ч.7 ст.1 Закона о регистрации кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных данным законом сведений об объектах недвижимости. Статья 8 Закона о регистрации определяет состав основных и дополнительных сведений об объекте недвижимости, вносимых в реестры ЕГРН.
В связи с чем, поскольку в настоящее время объект с характеристиками, а именно: помещение - ..., расположенная по адресу: ..., в ЕГРН отсутствует, документов, направленных на осуществление государственного кадастрового учета указанного помещения в орган регистрации прав не поступало, следовательно, государственный кадастровый учет объекта не осуществлен, объект недвижимости не возник.
Учитывая обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией, как собственником мер к постановке на учет вышеуказанного ..., нарушает законные права и интересы истца. Возложение на администрацию МО «Суоярвский район» обязанности организовать работы по постановке на государственный кадастровый учет: ..., расположенную по адресу: ..., является правомерным.
Учитывая, что без постановки квартиры на государственный кадастровый учет невозможно решить вопрос признания права собственности истца на вышеуказанную спорную квартиру в порядке наследования, суд считает необходимым обязать ответчика поставить спорную ..., расположенную по адресу: ... на государственный кадастровый учет.
Ссылка ответчика на невозможность выполнения работ в связи с отсутствием финансирования, не может быть принята во внимание, поскольку, в данном случае с очевидностью нарушаются права истца.
С учетом положений ст. 206 ГПК РФ при определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд полагает необходимым обязать ответчика совершить известные действия в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Указанный срок суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
При таких обстоятельствах, исковые требования Куртиной С.И. подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку Куртиной С.И. при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., она подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования Куртиной С.И. удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Суоярвский район» в течение двух месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу поставить ..., находящуюся по адресу: ... на государственный кадастровый учет.
Взыскать с Администрации муниципального образования «Суоярвский район» в пользу Куртиной С.И. возврат государственной пошлины в сумме 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Суоярвский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья В.Г. Ерохина
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2022
Последний день подачи апелляционной жалобы 19.05.2022