Центральный районный суд города Новосибирска
Максима Горького, ул., д.89, г. Новосибирск, 630099
Дело № 2а- |
2381 |
/2018 |
|||
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | |||||
11 |
апреля |
2018г. |
|||
Центральный районный суд города Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Александровой Е.А.,
при секретаре Бруеве Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сучкова А. И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости,
у с т а н о в и л:
Административный истец Сучков А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области (далее Росреестр), изложенный в сообщении от 14 декабря 2017 года №, обязать осуществить государственную регистрацию права собственности Сучкова А.И. на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указал, что Сучков А.И. обратился в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: <адрес>. Уведомлением от 10 марта 2017 года государственная регистрация была приостановлена административным ответчиком до 13 июня 2017 года, а в последующем приостановлена до 05 декабря 2017 года. Решением административного ответчика Сучкову А.И. было отказано в государственной регистрации права собственности в связи с истечением срока приостановления и неустранения причин, препятствующих регистрации права. По мнению государственного регистратора препятствием для проведения государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества является:
- Акт приема-передачи имущества АОЗТ агрофирма «Иня» от 11 сентября 1996 г. (с приложением), который не содержит отметок о проведении регистрации в Комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству;
- В акте приема-передачи имущества АОЗТ агрофирма «Иня» от 11 сентября 1996 г. не отражена информация, необходимая для кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Административный истец не согласен с выводом государственного регистратора, что в акте приема-передачи имущества АОЗТ агрофирма «Иня» от 11 сентября 1996 года не отражена информация, необходимая для кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Сучковым А.И. было представлено на государственную регистрацию решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 06 апреля 2016 г., согласно которому был установлен факт действительного местонахождения объектов недвижимости, принадлежащих АОЗТ «Агрофирма «Иня». В данном решении суда указаны основные сведения о зданиях, что позволяет идентифицировать со зданиями, указанными в акте приема-передачи имущества АОЗТ агрофирма «Иня» от 11 сентября 1996 года.
Кроме этого, административный истец не согласен с изложенным в уведомлении выводом государственного регистратора об отсутствии права собственности Сучкова А.И. на объекты, в связи с отсутствием регистрации документов в Администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, поскольку Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области не обладала и не могла обладать полномочиями по регистрации указанных документов.
Муниципальное образование Новолуговской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области было создано 25 ноября 1998 года, то есть после проведения данных сделок. В связи с чем считает, что ссылка государственного регистратора о полномочиях Администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области по государственной регистрации документов на объекты недвижимости в 1996 году, является несостоятельной. Также административный истец считает, что несостоятелен вывод государственного регистратора об отсутствии права собственности Сучкова А.И. на здания в связи с отсутствием сведений о совершенной сделке в ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области». Государственную регистрацию внесения Сучковым А.И. в уставной фонд ООО «Иня-Алтай» недвижимого имущества осуществлял орган государственной власти – Территориальная Администрация Новосибирского района Новосибирской области, которая была ликвидирована 31 января 2006 года. Кроме этого заявитель считает, что единственным препятствием для регистрации права собственности Сучкова А.И. является отсутствие заявления от АОЗТ агрофирма «Иня» в Росреестр к Сучкову А.И., в связи с ликвидацией АОЗТ «Агрофирма «Иня». Полагает, что регистрация права собственности Сучкова А.И. возможна при наличии принятого судом решения об обязании Росреестра совершить действия по государственной регистрации права собственности.
Определением суда от 29 марта 2018 года к участию в деле привлечены заинтересованные лица – Администрация Новосибирского района Новосибирской области и Администрация Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области.
Административный истец Сучков А.И. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители административного истца – Волков О.В., Худайкулова Н.М., действующие на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании доводы, изложенные в административном иске поддержали, просили удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
Представитель административного ответчика Гурина Е.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска полностью, представила письменный отзыв.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новосибирского района Новосибирской области – Терскова Я.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении административного иска. Пояснила, что объекты недвижимости, перечисленные в административном иске, являются бесхозяйными и в настоящее время они обратились в суд с иском о признании права собственности на данные объекты.
Представитель заинтересованного лица Администрации Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области – Худяков В.М., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 27 февраля 2017 года Сучков А.И. – через представителя Машинистову Е.В., обратился с заявлением в Росреестр о государственной регистрации права собственности недвижимого имущества, находящегося по адресу: <адрес> (л.д. 44-47).
Также судом установлено, что на основании уведомления Росреестра от 14 декабря 2017 года, административному истцу было отказано в осуществлении действий по государственной регистрации права собственности Сучкова А.И. в отношении объектов недвижимого имущества:
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №;
- Здания, площадью № кв.м. с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес> (л.д. 48-51).
В обоснование отказа в государственной регистрации права собственности, Росреестр указал, что Сучковым А.И. представлен Акт приема-передачи имущества от 11 сентября 1996 года, в соответствии с которым АОЗТ агрофирма «Иня» передает Сучкову А.И. регистрируемые объекты недвижимого имущества. Согласно же действующему на момент подписания представленного акта приема-передачи Указу Президента от 11 декабря 1993 года № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, производил Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах. Указанный акт приема-передачи не содержит никаких отметок о проведенной регистрации в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством. Кроме этого, по запросам Росреестра в ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области», Администрацию Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области и полученному ответу, акт приема-передачи от 11 сентября 1996 года регистрацию не проходил.
Также административным ответчиком представлен акт приема-передачи имущества АОЗТ агрофирма «Иня» акционеру Сучкову А.И. от 11 сентября 1996 года, в котором отсутствует отметка о государственной регистрации.
Суд полагает, что уведомление Росреестра об отказе Сучкову А.И. в осуществлении государственной регистрации недвижимого имущества, является законным на основании следующего.
На момент подписания Акта приема-передачи от 11 сентября 1996 года, действовал Указ Президента РФ от 11 декабря 1993 года № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость», который утратил силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 25 января 1999 года № 112 «О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации».
В соответствии с Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года № 2130, организация ведения государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость возложена на Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
На основании ст. 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до введения в действие закона о регистрации юридических лиц и закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации юридических лиц и регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ
«О государственной регистрации недвижимости», основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:
1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
4) свидетельства о праве на наследство;
5) вступившие в законную силу судебные акты;
6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ;
7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
На основании изложенного, выводы административного ответчика о том, что для проведения государственной регистрации, Сучкову А.И. необходимо было представить правоустанавливающие документы, свидетельствующие о возникновении права собственности либо судебный акт о признании права собственности в отношении объектов недвижимого имущества, являются законными и обоснованными.
Кроме этого, суду представлены ранее принятые решения Арбитражного суда Новосибирской области.
Так, по делу № А45-23887/2012 Арбитражным судом Новосибирской области от 23 октября 2012 года было установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства принадлежности спорного имущества правопредшественнику ООО «Иня-Алтай» - Сучкову А.И., без которых государственная регистрация права на заявленные объекты невозможна. Не представлены документы, по которым можно установить цепь правопреемства и движения указанного имущества. Представленные копии документов, в том числе акт приема-передачи имущества от 11 сентября 1996 года не подтверждает принадлежность Сучкову А.И. указанного недвижимого имущества на праве собственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Кроме того, на основании ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Вместе с тем, представленный на регистрацию правоустанавливающий документ не содержит достаточное для идентификации описание объекта недвижимого имущества.
При этом, ссылка представителя административного истца на решение Дзержинского районного суда от 06 апреля 2016 года, не свидетельствует об идентификации объектов недвижимого имущества, а данным решением установлен факт действительного местонахождения объектов недвижимого имущества по адресу: <адрес>.
Доводы административного истца о том, что Муниципальное образование - Новолуговской сельсовет <адрес> было создано 25 ноября 1998 года, то есть после проведения сделок указанного недвижимого имущества, судом отвергается. Так, из уведомления усматривается, что Росреестром были направлены запросы не только в администрацию Новолуговского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, но и в ГКУ Новосибирской области «Государственный архив Новосибирской области». Согласно полученному ответу, акт приема-передачи от 11 сентября 1996 года в составе архивных фондов «Департамент имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области», «Фонд государственного имущества Новосибирской области Российского Фонда федерального имущества», акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ, в указанных органах – отсутствует.
На основании изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Сучкова А. И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Новосибирской области о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости – отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с даты изготовления мотивированного решения суда с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Новосибирска.
Решение суда в окончательной форме изготовлено «18» апреля 2018 года.
Судья Е.А. Александрова
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2а-2381/2018 Центрального районного суда г. Новосибирска.