Председательствующий: Путинцева О.С.
УИД 19RS0006-01-2021-000030-72
Дело № 33 - 1126 / 2021 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 мая 2021 года г. Абакан
Верховный суд Республики Хакасия в составе судьи Немежикова А.П.,
при секретаре – помощнике судьи Сидоровой И.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой С.А, к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации о возмещении материального вреда и компенсации морального вреда, причинённых незаконными действиями судебного пристава-исполнителя,
по частной жалобе истицы на определение Бейского районного суда Республики Хакасия от 16 марта 2021 года, которым данное дело передано на рассмотрение другого суда,
установил:
Данилова С.А., проживающая в Бейском районе Республики Хакасия, предъявила к Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации иск о возмещении материального вреда и компенсации морального вреда в суд по месту своего жительства - в Бейский районный суд Республики Хакасия (л.д.5-8).
Исковое заявление принято к производству этого суда и возбуждено гражданское дело (л.д.1-3).
Определением указанного суда дело передано на рассмотрение суда по адресу ответчика - Мещанского районного суда г. Москвы, поскольку было принято к производству с нарушением правил подсудности (л.д.148-150).
Истица подала частную жалобу на определение суда, просит его отменить, дело передать на рассмотрение Бейского районного суда Республики Хакасия, указывая, что суд не учёл, что ею было заявлено не одно, а два исковых требования - не только о возмещении прямого материального вреда, причинённого ей Ногинским районным отделом судебных приставов, но и о компенсации морального вреда, поскольку работники ответчика несколько месяцев подряд в 2019- 2020 годах, незаконно удерживая значительную часть её заработной платы, повредили её душевное здоровье и явно причинили вред её социальному благополучию. Согласно части 5 статьи 29 ГПК РФ иски о возмещении вреда, причинённого иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда. Термин «иное повреждение здоровья» не обозначает закрытый перечень случаев повреждения здоровья, а потому не подлежит ограничительному толкованию. Вред был причинён в период с мая 2019 г. по январь 2020 г. на территории Бейского района Республики Хакасия, когда бухгалтерия по месту её работы необоснованно перечислила <данные изъяты> копейку на расчётный счёт судебных приставов Московской области. Эти ежемесячные незаконные удержания из заработной платы разрушили её привычное социальное поведение, привели к провокации психических и соматических заболеваний. С медицинской точки зрения - это пытка, медленная, планомерная деструкция высшей нервной деятельности. Однако суд безосновательно посчитал всё это незаслуживающим никакого внимания, не дал ей возможности доказывания фактов «иного повреждения здоровья» и лишил её права на рассмотрение дела в том суде и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом в случае «иного повреждения здоровья» (л.д.162-164).
Возражений относительно частной жалобы не поступило.
Суд апелляционной инстанции приступил к рассмотрению частной жалобы в порядке части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса РФ без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив представленный материал, законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, Верховный суд Республики Хакасия находит частную жалобу не обоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Подсудность гражданских дел судам регулируется нормами главы третьей Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Действительно, как правильно указывает заявитель частной жалобы, в соответствии с частью 5 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса РФ иски о возмещении вреда, причинённого увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.
Приведённая норма направлена на защиту прав граждан, вред которым был причинён увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца.
Между тем из материалов дела, в том числе из искового заявления, видно, что требования истицы о возмещении материального вреда и компенсации морального вреда основаны на необоснованных, по её мнению, удержаниях денежных средств из её заработной платы и нравственных переживаниях по данному поводу, а не в результате реального причинения вреда её здоровью в результате таких действий.
Таким образом, поскольку исковые требования Даниловой С.А., в том числе о компенсации морального вреда, в данном случае не относятся к спорам, возникающим из причинения вреда здоровью, то отсутствуют основания, предусмотренные частью 5 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса РФ (возмещение вреда, причинённого здоровью), для предъявления иска по месту жительства истицы и, следовательно, суд пришёл к правильному выводу о том, что дело по настоящему иску было принято к производству Бейского районного суда Республики Хакасия с нарушением правил подсудности.
При таких обстоятельствах вывод суда о передаче дела на рассмотрение другого суда правильный, оснований для отмены определения суда по доводам частной жалобы не имеется.
Иное же толкование заявителем частной жалобы норм гражданского процессуального права не свидетельствует о их неправильном применении судом.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
Руководствуясь статьёй 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный суд Республики Хакасия
определил:
определение Бейского районного суда Республики Хакасия от 16 марта 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, частную жалобу Даниловой С.А. без удовлетворения.
Судья
Верховного суда Республики Хакасия А.П. Немежиков