РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 16 сентября 2022 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев в открытом заседании жалобу Щеклеиной Людмилы Владимировны на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 июня 2022 года № 012/04/19.5-438/2022, которым Щеклеина Л.В. привлечена к административной ответственности по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 июня 2022 года № 012/04/19.5-438/2022 заместитель главы, руководитель отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеина Л.В. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 8000 рублей.
Не согласившись с постановлением, Щеклеина Л.В. обратилась в Йошкар-Олинский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью административным органом совершения Щеклеиной Л.В. вмененного административного правонарушения.
Представитель УФАС по Республике Марий Эл Л.М.Б. в судебном заседании просила постановление, являющееся законным и обоснованным, оставить без изменения.
Щеклеина Л.В., надлежаще извещённая о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайство об отложении не представила.
Выслушав представителя административного органа, проверив материалы административного дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении либо недопущении ограничивающих конкуренцию действий или законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о совершении предусмотренных законодательством Российской Федерации действий, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 - 2.5 настоящей статьи.
Как следует из объема предъявленного правонарушения, что решением от 23 марта 2022 года по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 012/01/15-1036/2021 в действиях Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации <иные данные> муниципального района Республики Марий Эл установлено нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Комиссией управления решено выдать отделу администрации предписание от 24 марта 2022 года по делу №012/01/15-1036/2021 об устранении нарушений антимонопольного законодательства.
Ранее, 24 февраля 2021 года за № 02-16/29 УФАС по Республике Марий Эл указанному отделу было выдано предупреждение по делу № 012/01/15-158/2021 о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции путем исполнения возложенной частью 7 статьи 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации обязанности по проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 785 034 кв.м., в течение тридцати дней с момента получения предупреждения.
Поскольку аукцион в срок, установленный в предупреждении, проведен не был, 24 марта 2022 года за № 02-16/73 УФАС по Республике Марий Эл указанному отделу было выдано предписание по делу № 012/01/15-1036/2021 о необходимости в течение 30 дней со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о конкуренции, путем исполнения возложенной частью 7 статьи 39.18 Земельного Кодекса Российской Федерации обязанности по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 785 034 кв.м., обязать ответчика сообщить в УФАС по РМЭ в трехдневный срок со дня его исполнения с приложением подтверждающих документов.
Предписание от 24 марта 2022 года по делу №012/01/15-1036/2021 получено 30 марта 2022 года (отчет об отслеживании отправлений 80097970616368).
Предписание в срок до 29 апреля 2022 года не исполнено, ходатайств о продлении срока исполнения предписания в адрес Марийского УФАС России не поступило.
07 июня 2022 года в отношении руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельным ресурсам Волжского муниципального района Щеклеиной Л.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановлением от 20 июля 2022 года Щеклеина Л.В. привлечена к административной ответственности за указанное нарушение.
В постановлении изложены следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу пункта 24 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в том числе в случае, если границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии со статьей 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Бездействие отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации по устранению препятствий, вследствие которых невозможно проведение торгов по земельному участку нарушает права заявителей, подавших заявления о предоставлении земельных участков, а также неограниченного круга лиц, которые заинтересованы в предоставлении данного земельного участка.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона (далее - предупреждение).
Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 указанной статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3,5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 данного Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
УФАС по Республике Марий Эл 02 февраля 2021 на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции отделу по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл в связи с наличием в его действиях признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в бездействии по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства по обращению ООО «Основание», выдано предупреждение (исх. № 02-16/29) о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции в тридцатидневный срок с момента получения предупреждения.
О выполнении данного предупреждения необходимо было сообщить в УФАС по Республике Марий Эл в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
Однако 01 июля 2021 года (исх. № 2339) в адрес УФАС по Республике Марий Эл поступило ходатайство о продлении срока исполнения предупреждения.
В частности, в рамках рассмотрения указанного ходатайства установлено, что администрацией Волжского муниципального района подано в Арбитражный суд Республики Марий Эл исковое заявление о снятии данного земельного участка с кадастрового учета (номер дела А38-1844/2021), заседание по которому неоднократно откладывалось.
УФАС по Республике Марий Эл в общей сложности продлило срок выполнения предупреждения от 02 февраля 2021 года № 02-16/29 до 01 ноября 2021 года включительно.
Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл по делу № А38-1844/2021 вступило в силу 29 октября 2021 года.
09 ноября 2021 года (вх. № 10303) отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации представил в адрес Марийского УФАС России письмо, согласно которому администрация считает необходимым преобразовать данный земельный участок, путем перераспределения земельного участка, исключив допущенные при утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории вклинивания и вкрапливания, однако каких-либо документов, свидетельствующих о принятии мер в материалы дела не представлено.
Таким образом, данное бездействие отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации расценивается как неисполнение предупреждения антимонопольного органа от 02 февраля 2021 года, оснований для продления срока исполнения предупреждения установлено не было, отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Администрации в антимонопольный орган не представлено достаточных документальных доказательств о принятии мер к проведению и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №.
В рамках проведенного краткого обзора установлено, что рынок предоставления права пользования муниципальным имуществом - земельным участком с кадастровым номером №, площадью 785 034 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, не является закрытым и ограниченным в связи с тем, что любой хозяйствующий субъект вправе принять участие в соответствующих торгах, следовательно, является конкурентным.
В ходе рассмотрения дела №012/01/15-1036/2021 о нарушении антимонопольного законодательства указанное нарушение не устранено, аукцион не проведен. Иные документы, свидетельствовавшие об исполнении предупреждения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах, комиссия в соответствии с частями 1, 2 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции пришла к выводу, что в действиях ответчика имеется нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в бездействии по организации проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 785 034 кв.м., разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, что в свою очередь приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно распоряжению главы администрации Волжского муниципального района от 07 декабря 2020 года № 460 Щеклеина Л.В. назначена на должность заместителя главы, руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Волжского муниципального района.
Между тем с принятым постановлением УФАС по Республике Марий Эл согласиться нельзя.
Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Согласно постановлению о привлечении к административной ответственности, отделом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл нарушена часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в неисполнении в предусмотренные законом сроки предписания Марийского УФАС России о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 24.03.2022 №012/01/15-1036/2021.
Должностное лицо УФАС по Республике Марий Эл пришло к выводу, что имеются все основания утверждать, что в действиях заместителя главы, руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Волжского муниципального района Республики Марий Эл Щеклеиной Л.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ. Правонарушение совершено 30 апреля 2022 года.
Как указано в оспариваемом постановлении, объективная сторона данного правонарушения характеризуется бездействием должностного лица, выразившимся в неисполнении в предусмотренные законом сроки предписания Марийского УФАС России о прекращении нарушения антимонопольного законодательства от 24.03.2022 №012/01/15-1036/2021 (в непринятии мер по организации и проведению аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 785 034 кв.м., что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции).
Однако, материалы дела не содержат доказательств, что непринятие отделом по управлению имуществом и его руководителем мер по проведению аукциона повлекло недопущение, ограничение, устранение конкуренции либо установило возможность наступления таких последствий на соответствующем товарном рынке (на рынке сельскохозяйственного производства) учитывая, что все лица, претендующие на заключение договора, в равной мере такой возможности были лишены.
Пунктом 7 статьи 4 Закона о конкуренции дано понятие конкуренции. Конкуренция это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 2 части 1 статьи 15 Закона запрещено необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.
Данный запрет распространяется, прежде всего, на акты и действия органов власти в публично-правовой сфере в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду путем использования административных инструментов.
Антимонопольный орган, привлекая руководителя отдела по управлению муниципальным имуществом Щеклеину Л.В., не представил доказательства того, что бездействие в виде неприятия мер по проведению аукциона привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке сельхозпроизводства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ необходимо соблюдение двух условий – законности предписания и установление нарушения срока исполнения предписания.
Непроведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, само по себе не является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку доказательств того, что бездействием должностного лица органа местного самоуправления какие-либо преимущественные условия для кого-либо по получению земельного участка в аренду не имеется, которые привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, отсутствуют лица, которым созданы преимущественные условия непроведением аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Поскольку предписание от 24 марта 2022 года по делу №012/01/15-1036/2021 содержит обязательство устранить нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, которые судом не установлены, нельзя признать указанное предписание законным, а привлечение лица к административной ответственности за неисполнение незаконно возложенной на него обязанности является недопустимым.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Исходя из данной нормы, административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.
В силу частей 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, производство по настоящему делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
Жалобу Щеклеиной Людмилы Владимировны удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 20 июня 2022 года № 012/04/19.5-438/2022, которым Щеклеина Людмила Владимировна привлечена к административной ответственности по ч.2.6 ст.19.5 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня получения постановления.
Судья - Ермолаева М.Л.