Решение по делу № 33-8403/2023 от 11.08.2023

Судья суда 1-ой инстанции

Дело № 33-8403/2023

Шевченко В.В.

УИД 91RS0020-01-2023-000372-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28.09.2023 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего судьи

Крапко В.В.,

Судей

Корсаковой Ю.М.,

Чистяковой Т.И.,

при секретаре

Рыжкине Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Симферополе по докладу судьи Крапко В.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Советского района Республики Крым на решение Советского районного суда Республики Крым от 06.07.2023 года по иску прокурора Советского района Республики Крым в интересах Титенок Ю.И. к администрации Советского района Республики Крым, (третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Совет Министров Республики Крым), о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье,

у с т а н о в и л а:

В мае 2022 года прокурор Советского района Республики Крым обратился в суд с исковым заявлением в интересах Титенок Ю.И. о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилье.

Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению Титенок Ю.И. о нарушении ее права на получение жилья, прокуратурой района выявлены нарушения жилищного законодательства в действиях администрации Советского района Республики Крым. Постановлением администрации Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ Титенок Ю.И. включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечением жилыми помещениями. Однако, до настоящего времени органом местного самоуправления Титенок Ю.И. собственным жильем не обеспечена. Таким образом, проведенной прокуратурой проверкой установлено, что бездействие администрации Советского района Республики Крым в непринятии мер к предоставлению Титенок Ю.И. жилья, нарушает гарантированные ей законодательством РФ и Конституцией РФ жилищные права и свободы. На основании изложенного прокурор просил возложить на администрацию Советского района Республики Крым обязанность предоставить Титенок Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Советского районного суда Республики Крым от 06.07.2023 года исковые требования прокурора Советского района Республики Крым удовлетворены.

На Администрацию Советского района Республики Крым возложена обязанность предоставить Титенок Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение сспециализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное, применительно к условиям муниципального образования Советский район Республики Крым, не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель администрации Советского района Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение Советского районного суда от 06.07.2023 года отменить, и принять по делу решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Советского района Республики Крым отказать.

Основные доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что на органах местного самоуправления не лежит обязанность по предоставлению жилья детям-сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, за счёт средств местного бюджета, поскольку соответствующая обязанность ставится в зависимость от средств, предоставляемых местным бюджетам в виде субвенций из соответствующих бюджетов на выполнение делегированных полномочий. Указывают также, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление жилого помещения указанной категории лиц по договору социального найма вне очереди. Ссылаются на то, что в настоящее время отсутствует финансирование со стороны органа исполнительной власти Республики Крым при осуществлении органами местного самоуправления переданных им полномочий в виде субвенций из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования города Керчи на соответствующие цели.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Верховного Суда Республики Крым.

В судебном заседании прокурор просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Советского района без удовлетворения.

Представитель Администрации Советского района просил апелляционную жалобу удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, об уважительности причин отсутствия суду не довели. При изложенных обстоятельствах, с учетом положений статей 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав доклад материалов дела, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 2 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Оспариваемый судебный акт указанным требованиям соответствует.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что родителями Титенок Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются Титенок И.М. и Трегуб Е.А..

Согласно свидетельства о смерти серии 1-АЯ от ДД.ММ.ГГГГ, Титенок И.М. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Мать Титенок Ю.И. – Трегуб Е.А., лишена родительских прав в отношении дочери – Титенок Ю.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается заочным решением Советского районного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Советского района Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О включении Титенок Ю.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Советском районе Республики Крым» Титенок Ю.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Согласно сведений ЕГРН, в реестре отсутствуют сведения о зарегистрированных правах Титенок Ю.И. на объекты недвижимости.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Титенок Ю.И. является лицом, лишённым родительского попечения, на неё распространяется действие Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в связи с чем, она является лицом, имеющим право на получение жилья, которым до настоящего времени не обеспечена. При этом, недвижимого имущества на праве собственности Титенок Ю.И. не имеет, что подтверждено материалами дела.

Мотивы удовлетворения иска достаточно полно изложены в решении суда, основаны на материалах дела и представленных сторонами доказательствах и являются правильными.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов.

Право на жилище может быть реализовано путём предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путём приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексом, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на территории Республики Крым регулируются Законом Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым" (принят Государственным Советом Республики Крым 26.11.2014 года).

В силу ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 № 46-ЗРК/2014 органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений наделены полномочиями: по формированию Списка, установлению факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении; по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по осуществлению деятельности в части работ по ремонту жилых помещений, в которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; по обеспечению условий доступности жилых помещений для инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

Согласно ст. 3 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014, учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет и которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется путем формирования и ведения списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Список). Формирование и ведение Списка осуществляется органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) в отношении лиц, перечисленных в части 1 настоящей статьи, проживающих на территории соответствующего муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме предоставления не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет 5 лет.

Согласно статье 11 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.

Общий объем субвенций на осуществление полномочий, предусмотренных частями 1 - 4 статьи 8 настоящего Закона, определяется исходя из количества лиц, имеющих право на предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, нормы предоставления жилого помещения, установленной настоящим Законом, и стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Субвенции, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, распределяются между всеми городскими округами, муниципальными районами пропорционально количеству лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение в очередном финансовом году в соответствующем муниципальном образовании, и количеству лиц, имеющих жилые помещения, за которыми сохранено право пользования, и утверждаются законом Республики Крым о бюджете Республики Крым на очередной финансовый год и плановый период по каждому муниципальному образованию.

Советом министров Республики Крым принято Постановление от 27.07.2016 №359, которым утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - Порядок).

Согласно п. 4 данного Порядка, Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.

Распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований Республики Крым устанавливается законом Республики Крым о бюджете на очередной финансовый год и плановый период (пункт 5 Порядка).

При этом, п. 6 данного Порядка, устанавливает условия предоставления субвенций, наличие в бюджете Республики Крым бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Крым.

Условия предоставления субвенций, установленные пунктом 6 настоящего Порядка, должны быть исполнены органами местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым в полном объеме до даты заключения соглашения о предоставлении субвенции между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и администрацией муниципального образования. Предоставление субвенций осуществляется в соответствии с настоящим Порядком и соглашением о предоставлении субвенции, заключенным между Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым. Информация, указанная в заявке на перечисление субвенции, учитывается Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым при формировании прогноза кассовых выплат по расходам бюджета Республики Крым, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения бюджета Республики Крым (п. 7, 8, 9 данного Порядка).

При этом, ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные нормы вышеуказанных законов не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 20-КГПР15-11).

Таким образом, с момента включения Титенок Ю.И. в списки на получение жилья, у ответчика возникла обязанность по предоставлению ей жилого помещения.

До настоящего времени жилое помещение специализированного жилищного фонда Титенок Ю.И. не представлено. Учитывая приведенное, Титенок Ю.И. по достижению возраста 18 лет, жилым помещением не обеспечена.

Указанные обстоятельства участвующими лицами не оспариваются.

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, принял верное решение об удовлетворении иска и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности обеспечить Титенок Ю.И. жилым помещением.

Формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по своей сути означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Постановка на жилищный учет по предоставлению вне очереди жилого помещения по льготной категории "дети-сироты" в муниципальном образовании свидетельствует о признании права на получение жилого помещения на территории данного муниципального образования.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о необходимости защиты права Титенок Ю.И. и наличии правовых оснований для удовлетворения иска о предоставлении жилья, являются законными и обоснованными.

Осуществление конституционных прав граждан на обеспечение жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от условий финансирования уполномоченного органа. По мнению судебной коллегии, отсутствие материальных ресурсов не должно влиять на реализацию гарантированного Титенок Ю.И. права на предоставление жилого помещения в установленном законом порядке.

Иная оценка заявителем апелляционной жалобы обстоятельств спора, не свидетельствует о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.

Доводы апеллянта о необходимости учета финансирования со стороны Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, поскольку Министерством не приняты меры по предоставлению органу местного самоуправления отсутствующих финансовых и материальных средств для обеспечения детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями, подлежат отклонению, поскольку каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма органами местного самоуправления, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит.

Указанное в совокупности, а также предшествующий длительный срок неисполнения ответчиком возложенной не него нормативным регулированием обязанности, свидетельствует о законности состоявшегося решения суда и в части понуждения ответчика совершить определенные действия без установления дополнительного срока реализации этих обязанностей.

Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно применил нормы материального и процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому решение суда соответствует требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Таким образом, состоявшееся решение суда подлежит оставлению без изменений.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,-

о п р е д е л и л а:

Решение Советского районного суда Республики Крым от 06.07.2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации Советского района Республики Крым – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий судья:

Судьи:

апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 29.09.2023 года

33-8403/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Дело на странице суда
vs.krm.sudrf.ru
11.08.2023Передача дела судье
28.09.2023Судебное заседание
09.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023Передано в экспедицию
28.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее