Апелляционное дело № 11-99/2019
мировой судья Долгова С.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2019 г. г. Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Тябуковой В.В.,
с участием представителей истца Павловой А.М., Григорьевой А.И.,
ответчика Зиминой О.Л., представителя ответчика Поповой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Забота» к Зиминой Ольге Леонидовне о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, пени, судебных расходов,
поступившее по апелляционной жалобе представителя Истца на решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Чебоксары от дата, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ООО «Забота» к Зиминой Ольге Леонидовне о взыскании задолженности по оплате услуг тепловой энергии (отопления) в размере ------ за период с дата., пени в размере ------ за период с дата., судебных расходов по госпошлине, расходов на оплату услуг представителя в размере ------, отказать»,
исследовав собранные по делу доказательства, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, суд апелляционной инстанции
установил:
ООО «Забота» обратилось в суд с иском к Зиминой О.Л. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, услуг тепловой энергии (отопления) в размере ------, в том числе основной долг в размере ------ за период с дата по дата, пени в размере ------ за период с дата по дата; уплаченную государственную пошлину, расходы на оплату услуг представителя в размере ------
В обосновании иска указано, что ответчику принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: адрес. Данный многоквартирный дом находится в управлении ООО «Забота» и соответственно управляющая компания предоставляет ответчику коммунальные услуги и услуги по управлению и обслуживанию указанного жилого дома, в котором находится квартира ответчика. Ссылаясь на ст.ст. 153-155 ЖК РФ ООО «Забота» с учетом уточнений оснований исковых требований, просит взыскать с Зиминой Ольги Леонидовны вышеуказанные суммы задолженности.
Представитель истца ООО «Забота» Григорьева А.И. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
Ответчик Зимина О.Л. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Зиминой О.Л. Попова Е.С. просит в удовлетворении исковых требований отказать, считает, что ответчик не является потребителем коммунальной услуги «теплоснабжение» ввиду того обстоятельства, что в указанной квартире установлено индивидуальное отопление.
Мировым судьей вынесено вышеуказанное решение, которое обжаловано Истцом.
В обосновании жалобы, со ссылкой на положения ст.ст. 290, 249, 158 ЖК РФ указано, что Ответчик является собственником вышеуказанного жилого помещения. Собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нём коммунальных услуг не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома. Размер расходов по содержанию общего имущества определяется пропорционально площади занимаемого помещения исходя из установленной платы.
Согласно п. 42(1) постановления Правительства от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев третьего и четвертого настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При выборе способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода, в случае если при открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в многоквартирном доме коллективные (общедомовые) приборы учета установлены раздельно в системе отопления и в системе горячего водоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с положениями аб. 3 и 4 настоящего пункта. Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(5) приложения 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии.
При отсутствии индивидуального прибора учета у всех жилых и нежилых помещений размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса (т.е. тепловой энергии).
Согласно вышеназванного пункта в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. Соответствии, при расчете за тепловую энергию была применена форму 3 вышеназванного постановления.
В материалах дела имеется акт проверки Государственной жилищной инспекции по Чувашской Республике ----- от дата, где указано: «…что истцом произведен расчет по отоплению согласно Постановлению Правительства №354 по формуле 3. Кроме того в ходе осмотра установлено, что через квартиру ответчика проходят стояки отопления (непокрытые теплоизоляционным материалом). Таким образом, собственником кВ. ----- было произведено переоборудование системы теплоснабжения адрес связи в чем, ООО «Забота» обоснованно произвело перерасчет платы за отопление за период с дата. В связи с чем, собственнику адрес необходимо произвести системы теплоснабжения в квартире в первоначальное проектное состояние.
Заслушав представителей Истца, поддержавших апелляционную жалобу, Ответчика и его представителя, возражавших против удовлетворения жалобы, изучив дело в пределах доводов жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 ЖК РФ и включает в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Часть 4 статьи 5 ЖК РФ предусматривает, что Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, к которым в том числе относятся отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, на основании и во исполнение данного кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу статей 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Согласно п. 40 Правил в редакции на момент возникновения спорных правоотношений потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 42(1) Правил было установлено, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Из материалов дела следует, что Ответчику Зиминой О.Л. на праве собственности принадлежит жилое помещение – адрес.
В 2004 году Зимина О.Л. обратилась в Администрацию г. Чебоксары, предоставив на согласование заявление о переустройстве жилого помещения, заключающемся в установке индивидуальной системы отопления, и документы, перечисленные пунктом 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно имеющимся в материалах дела документам, с разрешения Администрации города Чебоксары от дата. в дата года произведено переоборудование квартиры на индивидуальное отопление.
Установка системы индивидуального отопления произведена на основании технических условий, проекта, согласованного с жилищной инспекцией, администрацией г.Чебоксары, МУП «ЛРУ ЖКХ».
В квартире установлены приборы и системы индивидуального отопления и горячего водоснабжения - газовый котел «------
Между ответчиком и ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары» был заключен договор ----- от дата.
Из материалов дела следует, что задолженности по оплате не имеется, что подтверждается актом взаиморасчетов за период с дата. и справкой от дата -----, выданными ООО «Газпром Межрегионгаз Чебоксары».
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку в квартире Ответчика имеется индивидуальное отопление, коммунальная услуга по централизованному отоплению Ответчику не оказывается, соответственно не имеется и оснований для взыскания оплаты.
Вместе с тем, суд первой инстанции не учел, что специфику многоквартирного дома как целостную строительную системы, в которой отдельное помещение представляет собой лишь некоторую часть объема здания, имеющую общие ограждающие конструкции с иными помещениями, в частности помещениями служебного назначения, обусловливается, по общему правилу, невозможность отказа собственников и пользователей отдельных помещений в многоквартирном доме от коммунальной услуги по отоплению и тем самым - невозможность полного исключения расходов на оплату используемой для обогрева дома тепловой энергии. Исходя из этого плата за отопление включается в состав обязательных платежей собственников и иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме (часть 2 статьи 153 и часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Поскольку обогрев помещений общего пользования, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также отдельных жилых (нежилых) помещений обеспечивает не только их использование по целевому назначению, но и их содержание в соответствии с требованиями законодательства, включая нормативно установленную температуру и влажность в помещениях, и тем самым сохранность конструктивных элементов здания, обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по отоплению конкретного помещения не связывается с самим по себе фактом его использования.
Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги определена в статье 154 ЖК РФ и включает в том числе плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Отказ гражданина от услуги индивидуального потребления отопления в своем жилом помещении, как правильно указано в обжалуемом решении суда, не прекращает услуги теплоснабжения на общедомовые нужды.
Соответствующая правовая позиция приведена в апелляционном определении Верховного Суда РФ от 28.08.2018 № АПЛ18-346.
С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о том, что услуга отопления Ответчику не оказывалась являются ошибочными.
Вместе с тем, необходимо учитывать, что в силу ст. 8 Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Как отметил Конституционный Суд РФ в постановлении от 10.07.2018 № 30-П нормативное положение, в силу которого плата за коммунальную услугу по отоплению определяется по принципу распределения поступающего в многоквартирный дом в целом коммунального ресурса между собственниками (владельцами) отдельных помещений с учетом площади этих помещений, т.е. не принимая во внимание показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии, фактически, вопреки предписанию статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, создает - в ущерб интересам законопослушных собственников и пользователей помещений в конкретном многоквартирном доме - условия, поощряющие недобросовестное поведение потребителей данной коммунальной услуги, позволяя им расходовать тепловую энергию за счет отнесения части платы за нее на иных потребителей (в том числе экономно расходующих тепловую энергию). Кроме того, его реализация в нарушение статьи 58 Конституции Российской Федерации приводит к не отвечающему общественным интересам росту потребления тепловой энергии в многоквартирных домах и тем самым к ее перепроизводству, увеличивающему негативное воздействие на окружающую среду, что в конечном счете препятствует - вследствие необеспечения сохранности дорогостоящих приборов учета энергетических ресурсов и отсутствия экономических стимулов для их установки потребителями коммунальных услуг в добровольном порядке - достижению целей государственной политики по энергосбережению в долгосрочной перспективе.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 42(1) данных Правил в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Во взаимосвязи с абзацем третьим того же пункта это означает, что возможность учета фактического потребления тепловой энергии в помещениях многоквартирного дома, оснащенных соответствующими индивидуальными приборами учета, обусловливается наличием исправных приборов во всех иных помещениях многоквартирного дома (даже применительно к тем многоквартирным домам, все помещения в которых в соответствии с нормативными требованиями должны быть оборудованы таковыми, а на собственников и пользователей этих помещений возлагается обязанность по их надлежащей эксплуатации, обеспечению сохранности и своевременной замене). Тем самым нарушается конституционный принцип равенства, требующий, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, создания равных условий для реализации своих прав и законных интересов лицами, относящимися к одной категории (собственниками и пользователями помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета тепловой энергии, в многоквартирном доме, в котором не во всех помещениях имеются такие приборы, с одной стороны, и собственниками и пользователями помещений в многоквартирном доме, все помещения которого имеют соответствующее оснащение, - с другой), и не допускающий различий, не имеющих объективного и разумного оправдания.
С учетом изложенного, отсутствие учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, не отвечает требованиям справедливости и принципу равенства участников правоотношений, поскольку ставит установившего законным образом систему индивидуального отопления собственника в худшее положение по сравнению с иными собственниками помещений многоквартирного дома, так как он вынужден оплачивать услугу по отопление наравне с иными собственниками, а также нести дополнительные расходы по оплате газоснабжения.
Постановлением Конституционного суда РФ от 20.12.2018 № 46-П постановлено:
1. Признать абзац второй пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1 - 3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
2. Правительству Российской Федерации надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
3. Судебные решения, вынесенные в отношении граждан ФИО1 и ФИО2 и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке.
При этом в пункте 6 мотивировочной части постановления Конституционный Суд РФ указал, что Правительству Российской Федерации надлежит, исходя из требований Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, - лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. До внесения в правовое регулирование надлежащих изменений - в целях обеспечения теплоснабжения, соответствующего требованиям технических регламентов, достижения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, а также баланса прав и законных интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме - собственники и пользователи жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, не освобождаются от обязанности вносить плату за коммунальную услугу по отоплению в части потребления тепловой энергии на общедомовые нужды. Исчисление подлежащей внесению такими лицами платы за коммунальную услугу по отоплению должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения (пункт 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 года N 1038);
судебные решения, вынесенные в отношении заявителей по настоящему делу и основанные на положении абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой это положение признано настоящим Постановлением не соответствующим Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке. Что же касается основанных на указанном нормативном положении судебных решений, вынесенных в отношении лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства по настоящему делу, то данные решения - как не исполненные, так и исполненные частично - также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов. При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.
Исполняя постановление Конституционного Суда РФ постановлением Правительства 1708 от 28.12.2018 внесены изменение в п. 42(1) Правил и указано, что в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором хотя бы одно, но не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 3(1) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам на основании показаний индивидуального и (или) общего (квартирного) и коллективного (общедомового) приборов учета тепловой энергии.
Таким образом, предусмотрен соответствующий порядок расчета.
Постановлением Правительства РФ от 23.02.2019 № 184 изменена редакция п. 40 Правил, вместо «Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»
Указано «Потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу в соответствии с пунктами 42(1), 42(2), 43 и 54 настоящих Правил».
При этом начало действия постановления Правительства № 184 - 25.02.2019 в соответствии с пунктом 2 данного документа определено со дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 25.02.2019), а начало действия постановления Правительства № 1708 – 01.01.2019.
В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
Установленный Правилами порядок расчета для настоящей спорной ситуации не применим, поскольку применяется к жилищным отношениям, возникшим после дата.
Методические рекомендации по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны были быть утверждены в кратчайшие сроки согласно вышеуказанного постановления Конституционного Суда РФ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства и теплоснабжения, не разработаны.
Таким образом, ввиду имевшейся в спорный период правовой неопределенности сложилась ситуация, при которой на Ответчике лежит обязанность по оплате потребленной тепловой энергии на общедомовые нужды, но отсутствует установленный порядок расчета.
При этом начисление суммы оплаты без учета показаний индивидуальных приборов учета повлечет нарушение прав Ответчика, а обратная ситуация – нарушение прав иных собственников помещений многоквартирного дома.
В силу ст. 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Учитывая, что отсутствуют нормы, прямо регулирующие спорные правоотношения, в жилищном законодательстве отсутствую нормы, регулирующие сходные отношения, исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости, принимая во внимание необходимость обеспечения справедливого баланса интересов сторон, суд полагает, что Ответчик не может быть освобожден от обязанностей по оплате отопления на общедомовые нужды, при этом приходящаяся на Ответчика сумма оплаты не должна превышать сумму, которая могла бы быть начислена ему при отсутствии оборудования квартиры индивидуальным отоплением.
Начисленная истцом сумма задолженности по оплате услуг тепловой энергии (отопления) составляет ------ за период с дата по дата, пени ------ за период с дата по дата.
При этом, как следует из имеющихся в материалах дела расчетов, представленных ООО «Газпроммежрегионгаз Чебоксары» за указанный период Ответчиком было оплачено за индивидуальное отопление ------, соответственно, данную сумму следует вычесть из суммы задолженности и взыскать с Ответчика ------ (------).
Частью 14 ст. 155 ЖК РФ предусмотрена ответственность лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшего плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в виде уплаты пеней. Указанные пени по своей правовой природе являются законной неустойкой (ст. 332 ГК РФ).
В силу ст. 333 ГК РФ если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Учитывая требования справедливости, а также тот факт, что неуплата задолженности своевременно вызвана отчасти имеющейся вышеуказанной правовой неопределенностью в порядке определения подлежащих оплате сумм за отопление и учета показаний индивидуальных приборов учета, суд полагает подлежащую уплате неустойки несоразмерной последствиям нарушения обязательства и уменьшает ее сумму до ------
Поскольку решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения о частичном удовлетворении иска, в силу ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с Ответчика в пользу Истца подлежит взысканию госпошлина в сумме ------
Истец также заявляет о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере ------, в подтверждения несения которых прикладывает договор на оказание юридических услуг и расходный кассовый ордер на сумму ------
В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
С учетом объема выполненных работ, времени, затраченного на рассмотрение дела, количества судебных заседания с участием представителя, требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы на услуги представителя в размере ------
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ,
определил:
Решение мирового судьи судебного участка № 3 Ленинского района г. Чебоксары от дата по иску ООО «Забота» к Зиминой Ольге Леонидовне отменить и принять по делу новое решение:
Взыскать с Зиминой Ольги Леонидовны в пользу ООО «Забота» задолженность по оплате услуг тепловой энергии (отопления) в размере ------ за период с дата по дата, пени в размере ------ за период с дата по дата, в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины ------, расходов на оплату услуг представителя ------
В удовлетворении исковых требований в части взыскания остальных сумм задолженности и пени – отказать.
Председательствующий судья Е.М. Данилин