Решение по делу № 33-2430/2021 от 05.07.2021

Судья Гельфенштейн В.П.

№ 33-2430/2021

10RS0005-01-2020-001191-52

2-25/2021

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 августа 2021 года

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Тарасовой Р.П.

судей Мишеневой М.А., Душнюк Н.В.

при секретаре Чесноковой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-25/2021 по апелляционной жалобе истца на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2021 года по иску xxx к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж и возложении обязанности по назначению пенсии.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

xxx является получателем пенсии за выслугу лет с 2007 года. ХХ.ХХ.ХХ обратился в ГУ УПФ РФ в г.Костомукша РК (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) в соответствии с п.6 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» по п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, в связи с недостаточным специальным (льготным) стажем работы по Списку № 1, а также с учетом п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с недостаточным страховым стажем работы. С указанным решением ответчика истец не согласен, считает, что ответчиком необоснованно не включен в специальный стаж работы по Списку №1 период работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в качестве слесаря-ремонтника обогатительного и агломерационного оборудования в Костомукшском специализированном управлении треста «Центрметаллургремонт». На основании изложенного, истец просил признать решение УПФР в г. Костомукша РК (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ об отказе в установлении пенсии незаконным, включить в специальный стаж работы по Списку № 1 обозначенный в иске период работы, обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) досрочно с ХХ.ХХ.ХХ.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Карельский окатыш".

Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 13.05.2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом первой инстанции должным образом не дана оценка представленной в материалах дела справке №350 от 30.06.1995, которой подтверждается факт работы истца в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в Костомукшском специализированном управлении Треста «Центрметаллургремонт» в должности слесаря - ремонтника горно-обогатительного оборудования, слесаря – ремонтника обогатительного и агломерационного оборудования в местах установки оборудования на участке обжига, где остальные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1. Обращает внимание на то, что при проведении по делу экспертизы условий труда эксперт использовал отсутствующее в материалах дела заключение Министерства труда и занятости Республики Карелия от 29.01.2007 №6.2-15/2. Полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайств истца о допросе эксперта и проведении повторной экспертизы по делу.

Определением от 09.08.2021 года произведена замена ответчика – Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) правопреемником – Государственным учреждением – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия в связи с реорганизацией в форме присоединения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец и представитель истца xxx доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ответчика xxx с доводами апелляционной жалобы не согласился. Просит решение суда оставить без изменения.

Иные лица в суд апелляционной инстанции не явились, надлежаще извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав объяснения истца, представителей истца и ответчика, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.6 ст. 3 ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных ФЗ «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе. органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных средств, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены ФЗ «О страховых пенсиях».

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с ФЗ № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, работы и иной деятельности, которые учтены при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным законом.

Лицам, указанным в ст. 1 ФЗ №4468-1, может быть назначена страховая пенсия по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) ранее достижения общеустановленного возраста при соблюдении условий для досрочного назначения в соответствии с п. 1 и п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ №400-ФЗ.

Досрочная страховая пенсия по старости на основании п.1 ч.1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы (п.1 ч.1 ст. 30) и на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам (п.2 ч.1 ст.30).

На основании ч.2 ст.33 ФЗ № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренный пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего ФЗ, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

При определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения пенсии в соответствии со ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», применяются:

-Список № 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов до 1 января 1992 года;

-Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров от 26 января 1991 года № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

-Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01.01.1992 года;

-Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение».

В соответствии с п. 5 разъяснений от 22.05.1996 года, утвержденных Постановлением Министерства труда РФ № 29 от 22.05.1996 года, право на пенсию в связи особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

В п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

xxx, ХХ.ХХ.ХХ года рождения, назначена пенсия за выслугу лет (федеральная таможенная служба) в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с ХХ.ХХ.ХХ пожизненно. Периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет: с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.

Решением ответчика от ХХ.ХХ.ХХ истцу назначена страховая пенсия по п.6 ч.1 ст. 32 ФЗ № 400-ФЗ от ХХ.ХХ.ХХ бессрочно.

Из материалов дела следует, что xxx ХХ.ХХ.ХХ был принят на работу в Костомукшское специализированное управление треста «Центрметаллургремонт» слесарем по ремонту горно-обогатительного оборудования третьего разряда со сдельно-премиальной оплатой на механо-монтажный участок № 4 (обжиг); ХХ.ХХ.ХХ переведен слесарем-ремонтником горно-обогатительного оборудования четвертого разряда на том же участке. Продолжая работать на том же предприятии, ХХ.ХХ.ХХ в его трудовой книжке произведена запись: «в связи с переходом управления на новую систему оплаты труда и проведения перетарификации работ и рабочих - считать слесарь-ремонтник обогатительного и агломерационного оборудования 3 разряда механо-монтажный участок № 2 (фабрика окомкования Костомукшского ГОКа)»; ХХ.ХХ.ХХ переведен слесарем ремонтником обогатительного агломерационного оборудования четвертого разряда на том же участке; ХХ.ХХ.ХХ уволен по переводу в Костомукшскую таможню.

Решением УПФР в г. Костомукша РК (межрайонное) от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточным стажем работы по Списку № 1, который составил календарно 02 года 07 мес. 27 дней, при требуемом на возраст 57 лет – 5 лет.

В стаж работы истца по Списку № 1 не включен период его работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в качестве слесаря-ремонтника обогатительного и агломерационного оборудования в Костомукшском специализированном управлении треста «Центрметаллургремонт».

В справке №350 от 30.06.1995, выданной xxx, указано, что xxx работал в Костомукшском специализированном управлении треста «Центрметаллургремонт» слесарем-ремонтником горнообогатительного оборудования, слесарем-ремонтником обогатительного и агломерационного оборудования на механо-монтажном участке №4-2 (цех производства окатышей Костомукшского ГОКа) с полным рабочим днем в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. Занятый на ремонте оборудования в местах установки на участке обжига, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1.

Заключением Министерства труда и занятости Республики Карелия №6.2-15/1 от 10.01.2008 подтверждается правомерность применения Списка №1 и Списка №2, утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, в отношении работников Костомукшского специализированного управления треста «Центрметаллургремонт», а именно: «Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях», раздела II «Рудоподготовка, обогащение, окускование» (поз. 1020100а-1753в) к периодам занятости рабочих механо-монтажных участков Костомушского специализированного управления треста «Центрметаллургремонт», занимавшихся ремонтом оборудования в местах его установки на участках производственных объектов Костомушского ГОКа, где основные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1, раздел II, код поз. 1020100а-1753в в качестве: слесарей-монтажников, слесарей по ремонту горного оборудования, слесарей по ремонту горного и агломерационного оборудования, слесарей-ремонтников, электрогазосварщиков, электросварщиков ручной сварки.

Согласно Списку профессий и должностей, работа в которых дает право на назначение государственных пенсий на льготных условиях по Костомукшскому государственному дочернему предприятию АО «Центрметаллургремонт», утвержденному 07.04.1995, правом на досрочное пенсионное обеспечение по Списку № 1, из ремонтного персонала цеха производства окатышей, пользуются слесари по ремонту обогатительного и агломерационного оборудования, которые заняты не менее 80% рабочего времени на торкретировании обжиговой машины. Слесари по ремонту обогатительного и агломерационного оборудования цеха производства окатышей, занятые непосредственно в цехах комбината цеха производства окатышей, имеют право на досрочное пенсионное обеспечение по разделу II Списка № 2 (код позиции 203000а-18559).

Из заключения Управления труда и занятости Республики Карелия №13.2-13/09 от 09.04.2021 следует, что документами, рассмотренными в ходе проведения государственной экспертизы условий труда, не подтверждается соответствие условий и характера труда xxx в период его работы с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в качестве слесаря-ремонтника обогатительного и агломерационного оборудования в Костомукшском специализированном управлении треста «Центрметаллургремонт» требованиям Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, а также Списка №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в спорный период истец выполнял работы, предусмотренные Списком № 2.

Такие выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными, соответствующими установленным фактическим обстоятельствам, правовому регулированию спорных правоотношений, подтвержденными совокупностью собранных по делу доказательств.

Согласно ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Истец, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представил доказательств соответствия условий осуществляемого им труда и характера выполняемой работы требованиям Списка №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10, а также Списка №1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 №1173.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что справкой №350 от 30.06.1995 подтверждается факт его работы в местах установки оборудования на участке обжига, где остальные рабочие, ведущие технологический процесс, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку №1, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.

Из указанной справки следует, что xxx в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ работал в Костомукшском специализированном управлении треста «Центрметаллургремонт» слесарем-ремонтником горнообогатительного оборудования, слесарем-ремонтником обогатительного и агломерационного оборудования на механо-монтажных участках №4-2. Конкретные периоды осуществления истцом трудовой деятельности на каждом механо-монтажном участке в справке не указаны.

Согласно заключению Управления труда и занятости Республики Карелия №13.2-13/09 от 09.04.2021 в Костомукшском специализированном управлении треста «Центрметаллургремонт» функционировало несколько механо-монтажных участков. Каждый из механо-монтажных участков проводил работы в определенном структурном подразделении Костомукшского горно-обогатительного комбината. Рабочие механо-монтажного участка №2 были заняты на монтаже и ремонте дробильно-обогатительной фабрики комбината, рабочие механо-монтажного участка №4 – на участке обжига в цехе производства окатышей комбината.

Из трудовой книжки xxx следует, что в период с ХХ.ХХ.ХХ до ХХ.ХХ.ХХ он осуществлял трудовую деятельность на механо-монтажном участке №4, данный период трудовой деятельности включен истцу в специальный стаж работы по Списку №1. В период с ХХ.ХХ.ХХ до ХХ.ХХ.ХХ истец осуществлял трудовую деятельность на механо-монтажном участке №2, который не имеет отношения к участку обжига в цехе производства окатышей.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что эксперт при проведении экспертизы использовал отсутствующее в материалах дела заключение Министерства труда и занятости Республики Карелия судебная коллегия полагает несостоятельными. Суд первой инстанции надлежащим образом оценил экспертное заключение Управления труда и занятости Республики Карелия от 09.04.2021 года №13.2-13/09, в том числе и с точки зрения его достоверности. В соответствии с ч.2 ст.86 ГПК РФ экспертное заключение содержит описание проведенного исследования, сделанные в результате такого исследования выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Выводы эксперта последовательны, основаны на материалах дела. Перед началом проведения экспертизы эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст.307 УК РФ. Обстоятельств, позволяющих усомниться в правильности экспертного заключения, которое обоснованно принято судом первой инстанции в качестве надлежащего доказательства, не усматривается. Оснований ставить под сомнение достоверность и обоснованность выводов эксперта судебная коллегия не находит.

Вопреки доводам апелляционной жалобы ходатайство о допросе эксперта и проведении повторной экспертизы истцом не заявлялось, что подтверждается протоколом судебного заседания от 13.05.2021.

Выводы суда первой инстанции основаны на выяснении всех обстоятельств по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 13 мая 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий:

Судьи:

33-2430/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Матвейчук Владимир Иванович
Ответчики
Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костомукша Республика Карелия (межрайонное)
Другие
АО "Карельский окатыш"
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Тарасова Раиса Петровна
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
05.07.2021Передача дела судье
09.08.2021Судебное заседание
18.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2021Передано в экспедицию
09.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее