Судья Картавых М.Н. |
№ 33а-3813/2021 (10RS0011-01-2021-013983-77) |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 ноября 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Данилова О.И.,
судейСоляникова Р.В., Щепалова С.В.
при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, администрации Петрозаводского городского округа на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 24 августа 2021г. по административному делу № 2а-5765/2021 по административному исковому заявлению Короткова С. Е. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коротков С.Е. обратился с административным иском по тем основаниям, что решением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженным в письме от 02.07.2021 № 17108/12.4-21, ему отказано в перераспределении земельного участка с кадастровым номером (...), собственником которого он является, и части земель, государственная собственность на которые не разграничена, в связи с наличием оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.Коротков С.Е. просил суд признать указанное решение незаконным и обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка.
Решением суда административные исковые требования удовлетворены.
С принятым судебным постановлением не согласны административный ответчик – Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее – Министерство) и заинтересованное лицо – администрация Петрозаводского городского округа (далее – администрация ПГО), в апелляционных жалобах просят решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Министерство в апелляционной жалобе указывает, что испрашиваемый к формированию земельный участок располагается в пределах двух территориальных зон: «Жи. Зона застройки индивидуальными и жилыми домами блокированной застройки» и на землях общего пользования, что противоречит требованиям пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ.
Администрация ПГОв своей апелляционной жалобе указывает, что судом первой инстанции не учтено, что земли, испрашиваемые административным истцом в целях перераспределения, расположены в границах улично-дорожной сети (существующей – «Медвежий переулок» и перспективной – «ул. Хейкконена»). Постановлением администрации от 13.07.2020 № 1831 утвержден проект планирования территории и проект межевания территории для размещения линейного объекта: «Реконструкция ул. Хейкконена в г. Петрозаводске», которым установлены красные линии ул. Хейкконена.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Пронин А.В. против доводов апелляционных жалоб возражал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Заслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Коротков С.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером (...), площадью 361 кв.м, вид разрешенного использования: для индивидуальной жилой застройки, адрес: Российская Федерация, Республика Карелия, город Петрозаводск, ул. Хейкконена, на земельном участке расположена блок-секция №3 жилого дома №15 (право собственности зарегистрировано 07.05.2014).
30.04.2021 административный истец обратился в Министерство с заявлением оперераспределении земельного участка с кадастровым номером (...) и земель, государственная собственность на которые не разграничена, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Решением Министерства, выраженным в письме от 02.07.2021№17108/12.4-21, Короткову С.Е.отказано в перераспределении земельного участка в связи с расположением образуемого земельного участка в границах земель общего пользования (проезда).
26.07.2021 административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.
Признавая решение административного ответчика незаконным, суд первой инстанции исходил из недоказанности административнымответчиком утверждения о частичном расположении испрашиваемого земельного участка на землях общего пользования.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 39.29 ЗК РФ в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Пунктом 8 статьи 39.29 ЗК РФ предусмотрено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, в частности, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ).
Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ одним из таких оснований является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Исходя из пункта 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
В силу пункта 12 статьи 1 ГрК РФ к территории общего пользования относятся территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
В соответствии с решением Петрозаводского городского Совета от 19.04.2016 № 27/48-755 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах Петрозаводского городского округа» улица Хейкконена включена в указанный перечень.
Постановлением администрации ПГО от 03.09.2019 № 2305 «Об утверждении Перечня элементов улично-дорожной сети и планировочной структуры города Петрозаводска, используемых в качестве реквизитов адреса» Медвежий переулок включен в перечень элементов улично-дорожной сети Петрозаводского городского округа (расположен от улицы Хейкконена до улицы Рокаччу).
Постановлением администрации ПГО от 13.07.2020 № 1831 утвержден проект планировки территории и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Реконструкция ул. Хейкконена в г.Петрозаводске». Указанными проектами установлены красные линии ул.Хейкконена.
Согласно представленным Министерством и администрацией ПГО данным, подтвержденным картографическим изображением испрашиваемыхк перераспределению земельных участков, изготовленным с использованием базы данных ГИС «ИнГЕО», путем наложения публичной кадастровой карты с картографическим материалом генерального плана, правил землепользования и застройки города, проектов планировки территории и межевания территории для размещения линейного объекта «Реконструкция ул. Хейкконена в г.Петрозаводске», испрашиваемые к перераспределению земельные участки частично находятся на землях общего пользования. Доказательств обратного административным истцом не представлено.
Согласно пункту 12 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, поскольку испрашиваемый земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка на кадастровым плане территории, частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектируемой улицы, разработанных и утвержденных в составе проекта планировки территории от 13.07.2020 № 1831 «Реконструкция ул. Хейкконена в г.Петрозаводске», постольку он не может быть предоставлен административному истцу в порядке перераспределения.
При таких обстоятельствах в связи с неправильным определением судом первой инстанции фактических обстоятельств дела решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петрозаводского суда Республики Карелия от 24 августа 2021 г.по настоящему делу отменить.Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления Короткова С. Е. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании решения незаконным, обязании совершить определенные действия.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи