Дело № 2-21/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 января 2018 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края
в составе: председательствующего судьи Чернышовой Р.В.,
при секретаре Мартынчук Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Вербицкого ВВ к администрации г.Канска о взыскании денежной компенсации стоимости жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Вербицкий В.В. обратился в суд с иском к администрации г.Канска о взыскании денежной компенсации стоимости жилого помещения. Мотивирует тем, что являлся собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением администрации г.Канска от 17 декабря 2003 г. №2491 « О признании домов ветхими» вышеуказанный дом признан ветхим. Постановлением администрации г.Канска от 24.11.2011г. №2296 срок отселения для жильцов ветхого жилого дома по адресу: <адрес> установлен до 2017 года. Постановление администрации от 17.12.2003г. отменено постановлением администрации г.Канска от 23 мая 2013г. №654. Ранее, заключением межведомственной комиссии при администрации г.Канска вышеуказанный жилой дом признавался аварийным и подлежащим сносу. Решением Канского городского суда от 29.05.2014г. установлено, что дальнейшее проживание в доме, расположенном по адресу: <адрес> невозможно, срок отселения до 2017г. является неразумным. В июне 2012г. произошло частичное обрушение жилого дома, дом снят с жилищно-коммунального обслуживания и после принудительного выселения из него жильцов в октябре 2014г. был разрушен. Снос многоквартирного жилого дома был осуществлен по решению администрации г.Канска в конце 2014г. 11.01.2016г. данный дом, а также расположенная в нем <адрес> сняты с кадастрового учета в связи со сносом многоквартирного жилого дома. Считает, что администрацией г.Канска процедура признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу, а также процедура изъятия жилого помещения для муниципальных нужд нарушена, в связи со сносом жилого дома возможность соблюдения такой процедуры утрачена. С даты принятия администрацией г.Канска решения о признании дома ветхим и до фактического сноса дома прошло более 13 лет, дом фактически снесен, однако администрацией г.Канска с ним до сих пор не заключено соглашение о выкупной цене, в связи с чем нарушаются его права. Просит суд взыскать с администрации г.Канска 930000 рублей в счет компенсации стоимости принадлежавшей ему квартиры, расположенной по адресу: <адрес> расходы по оплате государственной пошлины в сумме 12500 рублей. В последующем исковые требования были увеличены до суммы 1100000 рублей.
Истец Вербицкий В.В. в судебное заседание не явился, его интересы представляет Мощеев Э.А., который увеличил исковые требования, просил взыскать с администрации компенсацию стоимости жилого помещения в сумме 1156377 рублей, данная сумма была определена независимым оценщиком при исполнении определения суда о производстве оценочной экспертизы.
Представитель ответчика – администрации г.Канска Неретина Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в иске отказать.
Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также гарантированности неприкосновенности жилища, за исключением случаев произвольного лишения граждан жилища (ст.25,40 Конституции РФ)
На основании ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права пользования и распоряжения своим имуществом.
Положениями Жилищного кодекса РФ предусмотрен порядок предоставления жилых помещений гражданам взамен жилых помещений в многоквартирном доме признанном аварийным, используемых как по договору социального найма, так и принадлежащих гражданам на праве собственности.
Согласно ч.10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч.1-3, 5-9 данной статьи для изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
В соответствии с ч.6 настоящей статьи выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
Частью 7 настоящей статьи установлено, что при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими липами, в том числе упущенную выгоду.
Таким образом, при определении выкупной цены жилого помещения следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (ч.2 ст.16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), и в соответствии с ч.1 ст.36 ЖК РФ принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные, шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Кроме того, согласно ст.16 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта, в связи с чем, при определении выкупной цены жилого помещения следует учитывать убыток собственника от не произведенного бывшим наймодателем - муниципальным образованием капитального ремонта дома, если в этом была необходимость до приватизации жилого помещения гражданином.
Пунктом 22 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» закреплено, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Из пункта 22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного суда РФ следует, что соблюдение процедуры установленной ч. 10 ст.32 ЖК при признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу является обязательным, по общему правилу (ч.8 ст.32 ЖК РФ) другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности и только при условии равнозначного возмещения. Также стоит отметить, что предоставление жилого помещения, взамен изымаемого, может быть осуществлено также на ином праве, но только с согласия собственника.
Как установлено в судебном заседании, Вербицкий В.В. являлся собственником двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 06.06.2012г.
Постановлением администрации г.Канска от 17 декабря 2003 г. №2491 «О признании домов ветхими» вышеуказанный дом признан ветхим, что подтверждается архивной копией данного постановления.
Постановлением администрации г.Канска от 24.11.2011г. №2296 срок отселения для жильцов ветхого жилого дома по адресу: <адрес> установлен до 2017 года, что подтверждается архивной копией данного постановления.
Постановление администрации от 17.12.2003г. отменено постановлением администрации г.Канска от 23 мая 2013г. №654, что подтверждается копией данного постановления.
Ранее, заключением межведомственной комиссии при администрации г.Канска вышеуказанный жилой дом признавался аварийным и подлежащим сносу.
Решением Канского городского суда от 29.05.2014г. установлено, что дальнейшее проживание в доме, расположенном по адресу: <адрес> невозможно, срок отселения до 2017г. является неразумным, что подтверждает копия данного решения.
В июне 2012г. произошло частичное обрушение жилого дома, дом снят с жилищно-коммунального обслуживания и после принудительного выселения из него жильцов в октябре 2014г. был разрушен. Снос многоквартирного жилого дома был осуществлен по решению администрации г.Канска в конце 2014г., что подтверждается материалом проверки КУСП №6909.
11.01.2016г. данный дом, а также расположенная в нем квартира №5 сняты с кадастрового учета в связи со сносом многоквартирного жилого дома, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
С даты принятия администрацией г.Канска решения о признании дома ветхим и до фактического сноса дома прошло более 13 лет, дом фактически снесен, однако администрацией г.Канска с Вербицким В.В. до сих пор не заключено соглашение о выкупной цене, в связи с чем нарушаются его права.
Истцом было представлен в суд отчет об оценке №137/17 <адрес> по адресу: <адрес>, согласно которому рыночная стоимость составляет 930000 рублей.
Однако, поскольку с даны расчетом не был согласен ответчик, то определением суда была назначена оценочная экспертиза.
Согласно экспертному заключению №132 от 27.12.2017 г. составленному экспертом Погоденковой Г.Я. :
- рыночная стоимость двухкомнатной квартиры, расположенной в брусовом двухэтажном доме по адресу: <адрес> на момент проведения экспертизы составляет 1040000 рублей;
- размер убытков, причиненных собственнику вышеуказанного жилого помещения в связи с его изъятием составляет 33800 рублей;
- размер компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома на дату оценки составляет 10302 рубля;
- доля права собственника в общем домовом имуществе в данном доме на момент проведения экспертизы, на дату оценки составляет 61810 рублей;
- доля права в праве обще долевой собственности на земельный участок, на дату оценки составляет 10465 рублей.
С выводами вышеуказанного экспертного заключения суд соглашается, поскольку экспертами указаны и приложены необходимые сертификаты и полисы, позволяющие производить оценку недвижимого имущества, данная экспертиза содержит детальную исследовательскую часть, индивидуально-конкретизированную калькуляцию по каждой позиции. Эксперт при подготовке данного заключения предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта отвечает требованиям, предъявляемым ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, не содержат противоречий, является достаточно ясным и полным, не вызывает сомнений в объективности и беспристрастности эксперта, правильности или обоснованности данного им заключения, и принимается судом, как достоверное.
Таким образом, администрация г.Канска обязана осуществить возмещение истцу за утраченное жилое помещение в размере, который при отсутствии соглашения сторон спора, подлежит определению судом в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами ЖК РФ и Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», включая: рыночную стоимость жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме с учетом доли собственника в праве общей собственности на такое имущество; убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения, переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, а также убытки в результате не проведения капитального ремонта жилого дома.
Таким образом, с учетом совокупности доказательств по делу, суд приходит к выводу, что с ответчика за счет средств бюджета муниципального образования г.Канск в пользу истца подлежит взысканию возмещение стоимости утраченного жилого помещения в размере 1156377 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Вербицкого ВВ к администрации г.Канска о взыскании денежной компенсации стоимости жилого помещения удовлетворить.
Взыскать с администрации г.Канска в пользу Вербицкого ВВ 1156377 рублей в счет компенсации стоимости принадлежавшей ему на праве собственности квартиры, располагавшейся по адресу: <адрес>
Взыскать с администрации г.Канска в пользу Вербицкого ВВ расходы по оплате государственной пошлины в размере 12500 рублей.
Взыскать с администрации г.Канска в доход местного бюджета 1482 рубля.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.
Судья Р.В.Чернышова
Мотивированное решение изготовлено 23 января 2018 года