Докладчик Вассияров А.В.
Апелляционное дело № 33-591/2024
Судья Мамуткина О.Ф.
Гражданское дело № 2-4706/2023
УИД 21RS0025-01-2023-004401-96
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 февраля 2024 года город Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Нестеровой Л.В., судей Александровой А.В., Вассиярова А.В.,
при секретаре судебного заседания Владимировой С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Козлова М.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, установить повышенную фиксированную выплату к пенсии, поступившее по апелляционной жалобе истца Козлова М.В. на решение Московского районного суда города Чебоксары от 21 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Вассиярова А.В., судебная коллегия
установила:
Козлов М.В. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее ОПФР по Чувашской Республике-Чувашии), в котором просил: признать решение ответчика №015-000-3600-О5/1577 от 18 ноября 2022 года об отказе в установлении повышенной фиксированной выплаты незаконным; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты размера страховой пенсии по части 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы на Чебоксарской птицефабрике с 22.03.1976 по 01.07.1988, и установить ему (истцу) повышение фиксированной выплаты с 15 ноября 2022 года.
В обоснование иска Козлов М.В. указал, что 15 ноября 2019 года обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с длительным сельским стажем. 18 ноября 2022 года ответчик принял решение об отказе в перерасчете размера пенсии. При этом в стаж работы истца в сельском хозяйстве ответчик необоснованно не включил приведенный выше период работы в качестве председателя рабочкома Чебоксарской птицефабрики Чебоксарского райкома профсоюза работников агропромышленного комплекса.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Козлов М.В. просил удовлетворить исковые требования, представитель ответчика в письменном отзыве их не признал (л.д. 15).
Решением Московского районного суда города Чебоксары от 21 ноября 2023 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит отменить судебное постановление по мотивам того, что ..., где работал истец в спорный период, относилась к сельскохозяйственным предприятиям. Вывод суда об обратном не соответствует обстоятельствам дела, поскольку суд не установил виды деятельности, которые осуществлял работодатель, не выяснил, относился ли работодатель истца к предприятиям сельского хозяйства (сельскохозяйственным товаропроизводителям), не учел, что в стаж, дающий право на получение фиксированной выплаты, ответчиком был включен период работы освобожденным секретарем парткома племптицесовхоха «...», являющегося правопреемником ПО «...» по птицеводству, в которое также входила и ....
Выслушав истца Козлова М.В. и его представителя Евдокимову Т.В., настаивавших на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя ответчика Волкова В.А., просившего оставить обжалуемое решение суда без изменения, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами гражданского дела, по заявлению Козлова М.В. от 18 ноября 2022 года об установлении повышения фиксированной выплаты в соответствии с ч.14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ответчик принял решение №015-000-3600-05/1577 от 18 ноября 2022 года об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты, определив стаж работы истца в сельском хозяйстве в 25 лет 6 месяцев 10 дней при требуемых 30 (л.д. 6-8).
Указанным решением в стаж работы в сельском хозяйстве, помимо прочего, не включён период работы истца председателем рабочкома ....
Как видно из содержания архивной справки администрации Чебоксарского района Чувашской Республики №022/02-06-03-5857 от 21.06.2019 (л.д. 39), с 1959 года ... была организована на базе колхоза имени ..., ведущей свою историю с 1929 года. Приказом Чувашского треста «...» от 19.11.1982 №88-О птицефабрика «...» 22 ноября 1982 года была разукрупнена на птицефабрики «...», «...», «...» и организовано в составе Чувашского треста «...» производственное объединение «...» по птицеводству в составе, в том числе, птицефабрики «...» - головного предприятия. На основании приказа Государственного агропромышленного комитета РСФСР от 8 апреля 1986 года №302 производственное объединение «...» по птицеводству переименовано в производственное объединение «...». Во исполнение приказов Госагропрома РСФСР от 4 декабря 1987г. №1070 Чувашский трест «...» реорганизован в производственное объединение «...» по птицеводству, ликвидировано и исключено из состава треста «...».
В трудовой книжке истца имеются записи: от 22 марта 1976 года - об избрании освобожденным председателем рабочкома ... (протокол №1 организационного заседания рабочкома от 22 марта 1976 года); от 1 июля 1988 года – об увольнении в связи с избранием секретарем парткома племптицесовхоза «...» ПО «..., ст. 29 КЗоТ РСФСР (протокол №8 заседания парткома от 01.07.1988.)
Проанализировав представленные доказательства и разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 «Об утверждении списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ» (далее Список №1440), и Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающими право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ», пришел к выводу о законности решения ответчика и отсутствия правовых оснований для включения в страховой стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты спорного периода работы истца, при этом суд исходил из того, что организация, в которой работал истец, не поименована в пункте 4 Списка № 1440, а сам истец не занимал должности, указанные в пункте 2 данного Списка в разделе «Наименование работ, производств сельского хозяйства» «птицеводство».
Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может.
Как следует из пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ, для целей данного Закона применяется понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии, под которой понимается обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Согласно пункту 14 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 Закона о страховых пенсиях, на весь период их проживания в сельской местности.
Исчисление стажа работы в сельском хозяйстве для определения права на повышение фиксированной выплаты осуществляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ и Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2018 года № 1440 (далее Список №144).
В силу требований п. 3 вышеуказанных Правил в стаж работы в сельском хозяйстве включаются: а) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; б) периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Союза Советских Социалистических Республик до 1 января 1992 года, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком.
Согласно п. 5 названных Правил исчисление стажа работы в сельском хозяйстве производится в календарном порядке. При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», с учетом особенностей, установленных пунктом 6 настоящих Правил.
При этом независимо от занятости на работах, производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком №144, в стаж работы в сельском хозяйстве включаются периоды работы (деятельности), если они имели место в колхозах, машино-факторных станциях, межколхозных предприятиях (организациях), совхозах, крестьянских (фермерских) хозяйствах, артелях (сельскохозяйственных), которые выполнялись на территории Российской Федерации (РСФСР) до 1 января 1992 года.
Пунктом 6 Правил установлено, что при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в подпункте «а» пункта 3 настоящих Правил, имевшие место со дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, для включения периодов работы в сельский стаж необходимо, чтобы выполняемая работа была связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, и наименование такой профессии было включено в вышеназванный Список №144, а в случае, если из названия профессии не усматривается связь с сельским хозяйством, то необходимо иметь в виду, что профессия должна быть связана с работой или производством в сельском хозяйстве, указанным в соответствующих разделах Списка.
Согласно Списку №144 при подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Работа, которая выполнялась до 1992 года в колхозах, машинно-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.
Из раздела 2 Списка №144 усматривается, что в графу «Наименования работ, производств сельского хозяйства» включено такое направление деятельности, как животноводство, в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами (верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное, молочно-мясное, мясное скотоводство, собаководство), и такие виды деятельности, как разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов.
Как разъяснено в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 19 марта 2004 года., если по информации, содержащейся в трудовой книжке, из наименования организации и структурного подразделения можно сделать вывод о производстве и выполняемой работе, а наименование профессии или должности прямо предусмотрено Списками № 1 и № 2, утвержденными Постановлением СМ СССР от 22 августа 1956 года N 1173 или Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года, а также «малыми» Списками, то период работы в данной организации и должности, протекавший до января 1992 года Отделение рекомендует засчитывать в стаж на соответствующих видах работ без дополнительной проверки, в том числе постоянной занятости в течение полного рабочего дня, учитывая, что до указанной даты работа предприятий, отраслей народного хозяйства носила стабильный характер.
Спорные периоды относятся к работе истца до 1992 года, т.е. стабильный характер деятельности организации в указанный период предполагается, то что организация занималась разведением птицы в качестве основной деятельности, следует из самого названия предприятия. Ответчиком не оспаривалось, что организация, в которой работал истец в спорный период на выборной должности, относится к числу предприятий сельского хозяйства.
Согласно части первой статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Исходя из содержания данной нормы перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения пенсионных прав граждан, не является исчерпывающим.
Статьей 375 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии освобожденным от основной работы в организации профсоюзным работникам, в их числе право на зачет времени работы освобожденного профсоюзного работника на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации в его общий и специальный трудовой стаж.
По смыслу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и ранее действовавшего Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности при определении права на пенсию; специальный трудовой стаж, принимаемый пенсионным органом при определении права на пенсию, это стаж работы на определенных должностях, работах, по профессиям или специальностям, в учреждениях, организациях, на производствах, связанных со специфическими условиями труда, в определенных местностях.
Согласно статье 1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов (далее - профсоюзы). Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами, а также определяет правовое положение профессиональных союзов (профсоюзных организаций) и их объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения как видов общественных организаций, ассоциаций или союзов соответственно.
В статье 26 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» определены гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным (делегированным) в профсоюзные органы, в том числе установлено, что время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных (делегированных) в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.
Из приведенных нормативных положений следует, что гарантии, предоставляемые профсоюзным работникам, освобожденным от работы в организации вследствие избрания на выборные должности в профсоюзные органы, в том числе в области их пенсионного обеспечения, закреплены в Федеральном законе от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и Трудовом кодексе Российской Федерации. К таким гарантиям относится реализация права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы при определении права на пенсию в общий и специальный трудовой стаж, в том числе и в специальный стаж для назначения пенсии на льготных основаниях.
Таким образом, отсутствие в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», а также в Списке работ, производств, профессий, должностей, специальностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 года № 1440 соответствующих изменений, позволивших бы включать период осуществления истцом профсоюзной деятельности в страховой стаж работы, в целях повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных им требований.
Нормы Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» не ставят в зависимость от каких-либо условий реализацию права освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет такого периода работы в общий или специальный трудовой стаж при назначении такому работнику страховой пенсии.
Между тем районный суд, принимая решение об отказе в удовлетворении иска о возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж работы в сельском хозяйстве в целях повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ период его работы в должности председателя рабочкома Чебоксарской птицефабрики и произвести перерасчет назначенной ему пенсии положения приведенных нормативных правовых актов не применил.
Ввиду того, что нормами Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и статьей 375 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено право освобожденного профсоюзного работника, находящегося на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации, на зачет этого периода работы в общий и специальный трудовой стаж при назначении страховой пенсии, вывод суда об отсутствии оснований для включения в страховой стаж спорного периода работы в сельском хозяйстве, перерасчете размера страховой пенсии, нельзя признать правомерным.
Такая же правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2010 № 81-В10-4.
С учетом периода работы с 22.03.1976 по 01.07.1988 (12 лет 3 месяца 9 дней) стаж работы истца в сельском хозяйстве превышает 30 лет (25 лет 6 месяцев 10 дней + 12 лет 3 месяца 9 дней).
В силу положений пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (часть 14 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ) осуществляется с 1 января 2019 года без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 года. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона № 400-ФЗ. В соответствии с п.2 ч.1 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ в случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
С учетом приведенных норм закона и установленных по делу обстоятельств, обжалуемое решение подлежит отмене, с принятием нового о признании решения ответчика об отказе Козлову М.В. в установлении повышенной фиксированной выплаты незаконным, возложением на ответчика обязанности включить в страховой стаж Козлова М.В., дающий право на повышение фиксированной выплаты размера страховой пенсии по части 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периода работы на Чебоксарской птицефабрике с 22.03.1976 по 01.07.1988 и произвести Козлову М.В, перерасчет размера страховой пенсии с 15 ноября 2022 года.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского районного суда города Чебоксары от 21 ноября 2023 года отменить, принять по делу новое решение, которым:
признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии №015-000-3600-О5/1577 от 18 ноября 2022 года об отказе Козлову М.В. в установлении повышенной фиксированной выплаты;
возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОГРН 1022101269409) обязанность включить в страховой стаж Козлова М.В. (паспорт ...), дающий право на повышение фиксированной выплаты размера страховой пенсии по части 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы на ... с 22.03.1976 по 01.07.1988;
возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (ОГРН 1022101269409) обязанность произвести Козлову М.В. (паспорт ...) перерасчет размера страховой пенсии в соответствии с ч. 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 15 ноября 2022 года.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.
Председательствующий Нестерова Л.В.
Судьи: Александрова А.В.
Вассияров А.В.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 февраля 2024 года.