Дело №а-518/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 февраля 2022 года г.Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Просолова В.В.,
при секретаре Скулкиной А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ТСН СНТ «Заря» к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решения незаконным,
установил:
ТСН СНТ «Заря» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просило признать незаконным отказ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-9473/2021 в предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также возложить на административного ответчика обязанность предоставить государственную услугу по предварительному согласованию предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 19126 кв.м.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что обратился к административному ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 19126 кв.м. В предоставлении государственной услуги истцу было отказано со ссылкой на пп.8 п.9 ст.39.29 ЗК РФ поскольку площадь земельного участка в результате перераспределения земельных участков будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков. Административный истец указывает на незаконность оспариваемого решения административного ответчика, поскольку с заявлением о перераспределении земельных участков ТСН СНТ «Заря» не обращалось.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
В силу ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Учитывая, что административный истец, административный ответчик извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, их явка не признана судом обязательной, суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, оценив их по своему внутреннему убеждению на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона N 217-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление садоводческому некоммерческому товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
В соответствии с пп. 4 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.
В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № общего собрания учредителей Товарищества собственников недвижимости «Садоводческого некоммерческого товарищества «Заря» ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица ТСН «СНТ «Заря».
ТСН СНТ «Заря» через МФЦ обратилось в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности города Севастополя, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 19126 кв.м.
Решением №ГУ-исх.9473/21 от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу отказано в предоставлении государственной услуги со ссылкой на положения подпункта 8 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с превышением площади испрашиваемого земельного участка предельного максимального размера земельного участка для ведения садоводства, установленного постановлением Правительства Севастополя №-ПП от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя» в размере 1000 кв.м.
Согласно положениям подпункта 8 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если в результате перераспределения земельных участков площадь земельного участка, на который возникает право частной собственности, будет превышать установленные предельные максимальные размеры земельных участков.
Между тем, пунктом 9 статьи 39.29 предусмотрен перечень оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, с которым ТСН СНТ «Заря» к административному ответчику не обращалась.
Таким образом, положения пп.8 п.9 ст.39.29 ЗК РФ не подлежали применению при рассмотрении заявления ТСН СНТ «Заря» о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а следовательно ссылка административного ответчика на указанную норму как на основание для отказа в предоставлении государственной услуги является незаконной.
Согласно п.п.1 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в частности если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
В соответствии с п.п.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ снованием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В силу ч.1 ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п.2.11 Региональных нормативов градостроительного проектирования города Севастополя, утверждённых Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 317-ПП предельный максимальный размер садового земельного участка составляет 1000 кв.м.
Между тем, предельный максимальный размер садового земельного участка, предусмотренный вышеуказанными Региональными нормативами и ссылка на который явилась основанием для отказа административному истцу в предоставлении государственной услуги, подлежит применению лишь к случаям образования земельного участка в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
Следовательно, отказ ТСН СНТ «Заря» в предварительном согласовании предоставления земельного участка как садоводческому некоммерческому товариществу со ссылкой на Региональные нормативы градостроительного проектирования города Севастополя является незаконным.
Согласно статье 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).
Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
На основании установленных обстоятельств по делу в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным ответчиком не предоставлены доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления в части признания незаконным решения административного ответчика об отказе ТСН СНТ «Заря» в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.
Поскольку принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности является прерогативой уполномоченного органа, суд, признав незаконным решение административного ответчика, считает необходимым в соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность повторно в течение двадцати пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление административного истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 19126 кв.м. Исходя из целей и задач административного судопроизводства, именно такой способ будет надлежащим для защиты нарушенного права истца, а срок достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ТСН СНТ «Заря» удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-9473/2021 об отказе ТСН СНТ «Заря» в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 19126 кв.м.
Возложить на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанность в течение двадцати пяти дней со дня вступления в законную силу решения суда повторно рассмотреть заявление ТСН СНТ «Заря» о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: г.Севастополь, <адрес>, площадью 19126 кв.м. (заявление вх.№ГУ-9725/21 от ДД.ММ.ГГГГ)
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.В.Просолов