Судья – Кобзев А.В. Дело № 33-1439/2019
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
15 января 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Рудь М.Ю.,
судей: Тарасенко Р.Р’., Рыбиной Рђ.Р’.,
РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Тарасенко Р.Р’.,
при секретаре Диановой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уколова А.Г. к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,
по апелляционной жалобе исполняющего обязанности главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район Галенко Е.В. на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от
03 октября 2018 года.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Тарасенко Р.Р’., судебная коллегия
РЈРЎРўРђРќРћР’РЛА:
Уколов А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что Уколов А.Г. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С <...> по <...> Уколов А.Г. отбывал наказание в местах лишения свободы и не имел возможности подать заявление в уполномоченный орган местного самоуправления по месту его жительства.
21 мая 2018 года Уколов А.Г. обратился в администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарского района с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако 01 июня 2018 года получил отказ.
На момент обращения в суд с настоящим иском жилым помещением истец не обеспечен, а также не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем нарушены его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах, Уколов А.Г. просил суд обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарского района включить его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; признать за Уколовым А.Г. право на обеспечение жилым помещением.
Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 03 октября 2018 года исковые требования Уколова А.Г. к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворены в части.
Признано за Уколовым А.Г. право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В удовлетворении остальной части иска оказано.
В апелляционной жалобе исполняющий обязанности главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район Галенко Е.В. полагает решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 03 октября 2018 года незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Просит обжалуемое решение суда отменить, принять по настоящему гражданскому делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от
21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).
В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» (далее – Закон Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В статье 1 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ определены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению, в том числе вопроса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».
Реализация соответствующих полномочий осуществляется в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда - по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј первой инстанции Рё следует РёР· материалов настоящего гражданского дела, родителями Уколова Рђ.Р“., <...> РіРѕРґР° рождения, являются его мать Уколова Рў.Р., умершая <...>, что подтверждается свидетельством Рѕ смерти серии <...> Рё отец
Уколов Г.А., лишенный родительских прав решением Брюховецкого районного суда Краснодарского края от <...>.
В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
Статьей 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список.
Согласно ч. 8 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ заявление о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, список подается ими в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства, если они своевременно не были поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.
Статья 2 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ устанавливает, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение вышеуказанным категориям обеспечиваются путем: выявления закрепленных за данными лицами имущества и жилых помещений, управления такими имуществом и жилыми помещениями и выполнения функций по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений; предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, предусмотрено, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, необходимым элементом юридического состава, с которым закон связывает возникновение права на включение в список, является возраст лица обратившегося с соответствующим заявлением, который, как указывалось выше, в силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, не может превышать 23 года.
При этом из содержания правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённой Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013, согласно которой отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее — уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее – жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Между тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что с
<...> по <...> Уколов А.Г. обучался в профессиональном училище № <...> г. Кропоткина Краснодарского края, кроме того, в период с <...> по <...> Уколов А.Г. отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем, истец не имел возможности реализовать право на жилье в установленные законом сроком.
Уколов А.Г., относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещений.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· положений статей 2, 4, 5, 8, 11 Федерального закона
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью вне очереди является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей. Неисполнение государством публичных обязательств социального характера не влечет прекращения гарантированного законом права граждан.
Р’ соответствии СЃРѕ статьей 7 Закона Краснодарского края РѕС‚ 03 РёСЋРЅСЏ 2009 РіРѕРґР° в„– 1748-РљР— «Об обеспечении дополнительных гарантий прав РЅР° имущество Рё жилое помещение детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РІ Краснодарском крае» СЃ 01 января 2013 РіРѕРґР° формирование СЃРїРёСЃРєР° детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся Рє категории детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края РІ области социальной поддержки, социального обслуживания населения, Р° также опеки, попечительства, патронажа, защиты Рнтересов безвестно отсутствующих граждан Рё семейной политики Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.24. Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края (утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 года № 1240 министерство труда и социального развития Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края обеспечивает предоставление субвенций из бюджета Краснодарского края бюджетам муниципальных образований края, реализующим переданные государственные полномочия в области опеки и попечительства, организации отдыха и оздоровления детей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно пункту 3.36 Положения министерство труда и социального развития Краснодарского края осуществляет функции уполномоченного органа по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Так, из анализа вышеуказанных норм следует, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями относится к компетенции Министерства труда и социального развития Краснодарского края, а не администрации муниципального образования, в связи с чем, исковые требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края включить Уколова А.Г. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить благоустроенное жилое помещение, удовлетворению не подлежит.
В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в п. 3 постановления Пленума от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, на основании вышеприведенных положений закона в системном их толковании применительно к данным правоотношениям, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о признании за Уколовым Г.А. права на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.
Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 03 октября 2018 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛРЛА:
решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 03 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район Галенко Е.В. без удовлетворения.
Председательствующий:
РЎСѓРґСЊРё: