Решение по делу № 33-1439/2019 от 03.12.2018

Судья – Кобзев А.В. Дело № 33-1439/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Рудь М.Ю.,

судей: Тарасенко И.В., Рыбиной А.В.,

по докладу судьи Тарасенко И.В.,

при секретаре Диановой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Уколова А.Г. к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

по апелляционной жалобе исполняющего обязанности главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район Галенко Е.В. на решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от
03 октября 2018 года.

Заслушав доклад судьи Тарасенко И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Уколов А.Г. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указано, что Уколов А.Г. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С <...> по <...> Уколов А.Г. отбывал наказание в местах лишения свободы и не имел возможности подать заявление в уполномоченный орган местного самоуправления по месту его жительства.

21 мая 2018 года Уколов А.Г. обратился в администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарского района с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения. Однако 01 июня 2018 года получил отказ.

На момент обращения в суд с настоящим иском жилым помещением истец не обеспечен, а также не включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с чем нарушены его права и законные интересы.

При таких обстоятельствах, Уколов А.Г. просил суд обязать администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарского района включить его в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, а также предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; признать за Уколовым А.Г. право на обеспечение жилым помещением.

Обжалуемым решением Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 03 октября 2018 года исковые требования Уколова А.Г. к администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворены в части.

Признано за Уколовым А.Г. право на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В удовлетворении остальной части иска оказано.

В апелляционной жалобе исполняющий обязанности главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район Галенко Е.В. полагает решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 03 октября 2018 года незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права. Просит обжалуемое решение суда отменить, принять по настоящему гражданскому делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, определены Федеральным законом Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от
21 декабря 1996 года № 159-ФЗ).

В целях обеспечения дополнительных гарантий прав граждан отдельных категорий, определенных вышеуказанным Федеральным законом, Законодательным Собранием Краснодарского края был принят Закон Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» (далее – Закон Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В статье 1 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ определены категории лиц, которым предоставляются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению, в том числе вопроса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

Реализация соответствующих полномочий осуществляется в части приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда - по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов настоящего гражданского дела, родителями Уколова А.Г., <...> года рождения, являются его мать Уколова Т.И., умершая <...>, что подтверждается свидетельством о смерти серии <...> и отец
Уколов Г.А., лишенный родительских прав решением Брюховецкого районного суда Краснодарского края от <...>.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу положений п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Статьей 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Включение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список или исключение их из списка, а также внесение в список иных изменений осуществляется в порядке очередности в зависимости от времени и даты принятия уполномоченным органом местного самоуправления заявления о включении указанных лиц в список.

Согласно ч. 8 ст. 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ заявление о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, список подается ими в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства, если они своевременно не были поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 года.

Статья 2 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ устанавливает, что дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение вышеуказанным категориям обеспечиваются путем: выявления закрепленных за данными лицами имущества и жилых помещений, управления такими имуществом и жилыми помещениями и выполнения функций по обеспечению сохранности данных имущества и жилых помещений; предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, предусмотрено, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, необходимым элементом юридического состава, с которым закон связывает возникновение права на включение в список, является возраст лица обратившегося с соответствующим заявлением, который, как указывалось выше, в силу ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, не может превышать 23 года.

При этом из содержания правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённой Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013, согласно которой отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.

Согласно ст. 5 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее — уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее – жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

Между тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что с
<...> по <...> Уколов А.Г. обучался в профессиональном училище № <...> г. Кропоткина Краснодарского края, кроме того, в период с <...> по <...> Уколов А.Г. отбывал наказание в местах лишения свободы, в связи с чем, истец не имел возможности реализовать право на жилье в установленные законом сроком.

Уколов А.Г., относящийся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, а также собственником жилого помещений.

Исходя из положений статей 2, 4, 5, 8, 11 Федерального закона
«О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью вне очереди является государственной гарантией по социальной поддержке названной категории детей. Неисполнение государством публичных обязательств социального характера не влечет прекращения гарантированного законом права граждан.

В соответствии со статьей 7 Закона Краснодарского края от 03 июня 2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» с 01 января 2013 года формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты Интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.

В соответствии с пунктом 3.24. Положения о министерстве труда и социального развития Краснодарского края (утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21 декабря 2015 года № 1240 министерство труда и социального развития Краснодарского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Краснодарского края обеспечивает предоставление субвенций из бюджета Краснодарского края бюджетам муниципальных образований края, реализующим переданные государственные полномочия в области опеки и попечительства, организации отдыха и оздоровления детей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно пункту 3.36 Положения министерство труда и социального развития Краснодарского края осуществляет функции уполномоченного органа по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Так, из анализа вышеуказанных норм следует, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями относится к компетенции Министерства труда и социального развития Краснодарского края, а не администрации муниципального образования, в связи с чем, исковые требования о возложении обязанности на администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район Краснодарского края включить Уколова А.Г. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и предоставить благоустроенное жилое помещение, удовлетворению не подлежит.

В соответствии с правовой позицией Верховного суда Российской Федерации, выраженной в п. 3 постановления Пленума от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Таким образом, на основании вышеприведенных положений закона в системном их толковании применительно к данным правоотношениям, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу о признании за Уколовым Г.А. права на обеспечение жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, и применил закон, подлежащий применению к спорному правоотношению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, не подтверждают нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.

Таким образом, оснований не согласиться с правовой оценкой суда обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия не усматривает, учитывая, что существенного нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 03 октября 2018 года следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края от 03 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу исполняющего обязанности главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район Галенко Е.В. без удовлетворения.

Председательствующий:

РЎСѓРґСЊРё:

33-1439/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Уколов А.Г.
Ответчики
Администрация МО Приморско-Ахтарский р-н
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Тарасенко Игорь Владимирович
Дело на сайте суда
kraevoi.krd.sudrf.ru
21.06.2020Передача дела судье
21.06.2020Судебное заседание
21.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.06.2020Передано в экспедицию
20.07.2020Передача дела судье
20.07.2020Судебное заседание
20.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.07.2020Передано в экспедицию
30.07.2020Передача дела судье
30.07.2020Судебное заседание
30.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.07.2020Передано в экспедицию
15.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее