№ 2-821/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 ноября 2022 года г. Дюртюли
Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Загртдиновой Г.М.,
с участием истца Никитиной Л.А., её представителя Хасановой Р.Ф.,
представителя ответчика Илинбаевой Л.М.,
при секретаре Губаевой Ю.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Л.А. к Администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан о включении земельного участка и жилого дома в наследственную массу, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования,
установил:
Никитина Л.А. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, в котором просит включить в наследственную массу Сорокиной Л.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, площадью 4667 кв.м., с разрешенным использованием: для ведения личного подсобного хозяйства, и жилой дом, площадью 38,5 кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>; признать за истцом право собственности в порядке наследования на указанные земельный участок и жилой дом.
В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Сорокина А.И., после смерти которой открылось наследство в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. Истец является единственным наследником по закону на открывшееся после смерти матери наследство. Других наследников нет, спор о праве на наследство отсутствует. Открывшееся после смерти матери наследство в установленный законом срок она приняла, ДД.ММ.ГГГГ нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные вклады Сорокиной А.И. Согласно справке сельсовета Сорокина А.И. была зарегистрирована и проживала на день смерти по адресу: <адрес>, одна. Согласно выписке из похозяйственной книги от 12.07.2022 Сорокиной А.И. на праве пользования принадлежал земельный участок по адресу: <адрес>, площадью 4667 кв.м. (запись из похозяйственной книги за 1997-2001 годы, лицевой счет №16). Согласно выписке из ЕГРН от 08.07.2022 указанный земельный участок имеет кадастровый номер №, общую площадь 4667 кв.м., разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. На указанном земельном участке расположен жилой дом 1983 года постройки, площадью 38,5 кв.м., с кадастровым номером №. При жизни Сорокина А.И. желала, но не успела оформить право собственности на земельный участок и жилой дом, пользовалась постоянно, открыто и добросовестно. Своевременно оплачивала налоги и платежи, считала их собственным недвижимым имуществом. Другой недвижимости в собственности не имела. На земельном участке выращивала плодово-ягодные насаждения, в личном подсобном хозяйстве содержала скот, домашние птицы. Своими силами и на свои денежные средства построила жилой дом, покупала строительные материалы, нанимала рабочих-специалистов для выкладки фундамента, осуществляла текущий и капитальный ремонт. Включение в наследственную массу умершей Сорокиной А.И. земельного участка и жилого дома необходимо для оформления прав на недвижимое имущество.
Определением суда от 05.10.2022 в качестве третьих лих к участию в деле привлечены Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан и нотариус нотариального округа Дюртюлинский район и г. Дюртюли Зарипова Э.Ф.
В судебном заседании истец Никитина Л.А., представитель истца Хасанова Р.Ф. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан Илинбаева Л.М. не возражала удовлетворению иска.
Представители администрации муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан, Минземимущества РБ, а также нотариус Зарипова Э.Ф. в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил провести разбирательство в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции РФ право частной собственности охраняется законом; каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право наследования гарантируется (ст.35, части 1, 2 и 4).
Право наследования, закрепленное ч.4 ст.35 Конституции Российской Федерации, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) и включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом на случай смерти, так и право наследников на его получение, однако само по себе конституционное право наследования не порождает у гражданина прав в отношении конкретного наследства - основания возникновения таких прав определяются законом, каковым в настоящее время является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Согласно ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с ч.1 ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абзацы второй пункта 2 статьи 218 ГК РФ, пункт 4 статьи 1152 ГК РФ). Так, если наследодателю (правопредшественнику) принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).
В п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) указано, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно абзацу второму п. 9.1 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Статьей 8 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
31.01.1998 вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавший до 1 января 2017 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", пунктом 1 статьи 6 которого предусматривалось, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, если право на объект недвижимого имущества возникло до 31 января 1998 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", то момент возникновения такого права не связан с его государственной регистрацией, такое право признается юридически действительным и при отсутствии его государственной регистрации.
Судом установлено, что истец Сорокина Л.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ее отец – Сорокин Л.А., мать – Сорокина Л.А. (л.д. 8).
ДД.ММ.ГГГГ Никитин Л.А. и Сорокина Л.А. заключили брак, супруге присвоена фамилия «Никитина» (л.д. 9).
01.03.2016 умерла мать истца - Сорокина А.И. (л.д. 13).
Из копии наследственного дела Сорокиной А.И. усматривается, что 22.08.2016 с заявлением о принятии наследства к нотариусу обратилась истец Никитина Л.А., которой 11.11.2016 нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону на денежные средства в ПАО «Сбербанк», принадлежавшие при жизни Сорокиной А.И.
Из справок администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет муниципального район Дюртюлинский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сорокина А.И. при жизни проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> (л.д. 11).
Согласно выпискам из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 4667 кв.м., и жилой дом с кадастровым номером №, площадью 38,5 кв.м., расположены по адресу: <адрес>, сведения о зарегистрированных правах отсутствуют (л.д. 15-18).
Из списка землепользователей <адрес> 1990-х годов усматривается, что под порядковым номером 4 землепользователем участка площадью 4667 кв.м. является Чикирев Л.А.. Вид права – пожизненное наследуемое владение, документ на пользование землей – государственный акт.
Согласно техническому паспорту от 06.05.1992 жилой дом, 1983 года постройки, по ул. Поповка в д. Тарасовка (инв. номер 4392), принадлежит Чикиреву Владимиру Сергеевичу.
Согласно выписке из похозяйственной книги №3 за 1991-1996 годы (лицевой счет №218) главой хозяйства указан Чикирев В.С., женой - Сорокина А.И., дочерью - Сорокина Л.А., племянником - Тимохин О.В.
Свидетели Жеребцова М. и Куликова Г.Н. суду показали, что Сорокина А.И. и Чикирев В.С. сначала проживали в доме, принадлежащем родителям Сорокиной А.И., затем переехали на соседнюю улицу в новый построенный дом. Вместе с ними жила дочь Любовь, которая после окончания школы уехала учиться в г. Нефтекамск, затем в Уфу. В Тарасовку она приезжала на каникулы и в выходные. Родственников Чикирева В. не видели, с ними недолго жил его племянник, который приехал из Бишкека, затем уехал, вскоре сообщили, что он умер. Свидетель Жеребцова М. также сообщила, что в колхозе работал только Чикирев В.С., Сорокина А.И. была нетрудоспособна.
Истец Никитина Л.А. в судебном заседании сообщила, что Чикирев В.С. являлся сожителем её матери, воспитывал её с двух лет. Её мама, девичья фамилия которой тоже Чикирева, с Чикиревым В.С. в браке не состояла, проживала примерно с 1977 года с ним сначала в доме родителей Сорокиной А.И., затем в спорном доме. Мама не работала по состоянию здоровья.
Согласно справке ОЗАГС Чикирев В.С. умер ДД.ММ.ГГГГ в г. Дюртюли. После его смерти наследственное дело не заведено, что следует из сведений нотариальной палаты РБ. Представитель ответчика – управляющая делами администрации сельского поселения Ангасяковский сельсовет Илинбаева Л.М. пояснила, что завещания от Чикирева В.С. на жилой дом и земельный участок не имеется.
На основании изложенных правовых норм и установленных фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу, что оснований для включения указанных земельного участка и жилого дома в наследственную массу после смерти Сорокиной А.И., а также признания за истцом Никитиной Л.А. права собственности на данные объекты недвижимости в порядке наследования после смерти матери не имеется, поскольку земельный участок был предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения Чикиреву В.С., при этом право собственности Чикирева В.С. является ранее возникшим (то есть возникшим до 31 января 1998 г. - даты вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), подтверждается техническим паспортом от 06.05.1992, выпиской из похозяйственной книги за 1991-1996 годы, представленным КУС Минземиимущества по Дюртюлинскому району РБ списком землепользователей дер. Тарасовка.
Выписки из похозяйственной книги за 2011, 2016, 2022 годы право собственности Сорокиной А.И. на земельный участок по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, д. Тарасовка, ул. Поповка, д. 21 не подтверждают, поскольку указано, что он предоставлен ей лишь на праве пользования, основание предоставления в выписках не приведено.
Требований о признании Сорокиной А.И. наследником Чикирева В.С., в том числе на основании п. 2 ст. 1148 ГК РФ, истцом не заявлено. Более того, истец в иске указала, что на земельном участке Сорокина А.И. выращивала плодово-ягодные насаждения, в личном подсобном хозяйстве содержала скот, домашние птицы. Своими силами и на свои денежные средства построила жилой дом, покупала строительные материалы, нанимала рабочих-специалистов для выкладки фундамента, осуществляла текущий и капитальный ремонт
Как разъяснено в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", суд принимает решение только по заявленным истцом требованиям. Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами. Право определить предмет и основания иска принадлежит истцу (Определения Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 16-КГ18-44, от 15.02.2017 N 302-ЭС16-20322). При этом по смыслу ст. 12 ГК РФ избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права или к реальной защите законного, поскольку под защитой нарушенного права имеется в виду не только возможность обращения в суд, но и возможность достижения в суде правового результата.
На основании изложенного, с учетом указанного истцом основания иска требования Никитиной Л.А. о включении в наследственную массу Сорокиной А.И. земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, Дюртюлинский район, д. Тарасовка, ул. Поповка, д. 21, признании за истцом права собственности в порядке наследования на указанные земельный участок и жилой дом удовлетворены быть не могут.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении иска Никитиной Л.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Дюртюлинский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Г.М. Загртдинова
В окончательной форме решение принято 30.11.2022.