Решение по делу № 2-3852/2022 от 30.09.2022

Дело № 2-3852/2022

22RS0066-01-2022-005000-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 декабря 2022 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего             Чернигиной О.А.,

при секретаре             Похожаловой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Н.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Д.В. к Министерству здравоохранения Алтайского края, Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Детская городская поликлиника № , г. Барнаул» о признании бездействия незаконным, взыскании денежных средств, об обязании,

у с т а н о в и л:

Н.В,. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с указанным иском в интересах Д.В.., в котором, с учетом уточнения, просила признать незаконным бездействие краевого государственного бюджетного учреждения «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» (далее КГБУЗ «Детская поликлиника №, г. Барнаул»); Министерства здравоохранения Алтайского края; обязать КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» выписывать Д.В. рецепты на инсулин Хумалог-пенфилл по торговому наименованию до отмены инсулинотерапии по жизненным показаниям; обязать Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечить несовершеннолетнего Д.В.. лекарственным препаратом «Хумалог-Пенфил» по торговому наименованию до отмены инсулинотерапии по жизненным показаниям, взыскать с КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей в пользу истца, взыскать в солидарном порядке с КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул», Министерства здравоохранения Алтайского края расходы на приобретение лекарственного препарата в размере <данные изъяты> рублей., а также расходы на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> рублей. Обратить решение к немедленному исполнению.

В обоснование исковых требований указывает на то, что Д.В.. состоит на учете в КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» и является федеральным льготником, что подтверждается справкой об инвалидности МСЭ-2016 № от ДД.ММ.ГГГГ.

В феврале 2022 года Н.В,. обратилась в КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» с заявлением о проведении врачебной комиссии с целью назначения Д.В.. инсулина Новорапид по жизненным показаниям в связи с тем, что ребенок нуждается в подколках инсулина с шагом 0,5. При этом, в рамках международного непатентованного наименования Аспарт только инсулин с торговым наименованием Новорапид позволяет осуществить подколки инсулина с необходимым шагом.

ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» дан ответ о том, что индивидуальная непереносимость является одним из условий получения инсулина по торговому наименованию. С целью решения вопроса об обеспечении (по жизненным показаниям) подбора терапии несовершеннолетнему Д.В.. рекомендовано пройти обследование в стационарных условиях медицинской организации 3 уровня.

После неоднократных обращений истца врачебная комиссия с целью назначения лечения Д.В. проведена не была.

Истцу было предложено перевести ребенка на инсулин Хумалог, который также позволяет осуществить подколки с шагом 0,5 и который применялся в лечении ребенка ранее до перевода на инсулин Новорапид.

ДД.ММ.ГГГГ Н.В,. направила в КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» заявление о проведении врачебной комиссии с целью назначения Д.В.. инсулина Хумалог по жизненным показаниям.

КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» направила Д.В. для прохождения врачебной комиссии в КГБУЗ «АККЦОМД».

Согласно решению ВК № от ДД.ММ.ГГГГ для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям необходимо назначение инсулина короткого действия для инъекционного введения (МНН «Инсулин Лизпро») с торговым наименованием «Хумалог-пенфилл». Учитывая возраст ребенка и требуемый шаг дозирования 0,5 ед., альтернативный лекарственный препарат на настоящее время отсутствует.

С указанным эпикризом ознакомлен врач, под наблюдением которого находится несовершеннолетний.

В связи с тем, что ранее назначенные препарат Новорапид был приобретен Н.В,. за счет собственных средств, истец обратилась с иском в суд.

В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали по указанным в иске основаниям. Пояснили, что на настоящий момент проведена врачебная комиссия и препарат заменен на Хумалог.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края М.Р, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Пояснил, что на настоящий момент нарушений прав истца не имеется. В настоящее время препарат Хумалог в наличии имеется, выдан истцу после выписке из стационара на 28 дней, при обращении истца в поликлинику ей будет выписан реценпт на указанный препарат.

Представитель ответчика КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» А.А, в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснила, что ребенку рекомендовано пройти обследование в стационарных условиях, после прохождения обследования информация о назначениях иного препарата отсутствовала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституция Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм права следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан").

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню лица, страдающие диабетом, подлежат бесплатному обеспечению лекарственными средствами, этиловым спиртом, инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.

В соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть 1).

Стандарт медицинской помощи разрабатывается в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включает усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения в том числе зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения (пункт 2 части 4 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.11.2012 N 856н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при инсулиннезависимом сахарном диабете (далее - Стандарт). В предусмотренный Стандартом перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, зарегистрированных на территории Российской Федерации, включены препараты: Инсулин Лизпро.

Постановлением администрации Алтайского края от 10 июня 2013 года № 306 «О реализации постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890» предусмотрено, что предоставление льготным категориям граждан мер социальной поддержки в части обеспечения лекарственными препаратами осуществляется Министерством здравоохранения Алтайского края за счет средств краевого бюджета, которое обязано организовать лекарственное обеспечение льготных категорий граждан.

Судом установлено, что Д.В.., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребенком – инвалидом, инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой МСЭ № (л.д. 11).

Как следует из медицинских документов Д.В.. госпитализирован в эндокринологическое отделение АККЦОМД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлен диагноз основной: сахарный диабет первого типа, стаж 7 лет 4 мес. Жалобы при поступлении: на нестабильную гликемию в течение дня. При выписке даны рекомендации: инсулинотерапия препаратом Аспарт.

Согласно осмотра детского эндокринолога В,С.., Д.В.. рекомендована инсулинотерапия с подколками 0,5 Ед.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний проходил лечение в отделении эндокринологии для детей КГБУЗ «Алтайский краевой клинической центр охраны материнства и детства», с жалобами на вариабельность гликемии в течение дня, перепады гипо/гипер гликемии с постгипогликемической гипергликемией.

При выписке пациенту рекомендовано инсулинотерапия: инсулин Аспарт, при этом в рекомендациях указано на подколки при сахаре крови свыше 14 ммоль /л 0,5 Ед.

Из пояснений лечащего врача КГБУЗ «Алтайский краевой клинической центр охраны материнства и детства» Е.А.., следует, что международному непатентованному наименованию инсулин Аспарт имеет несколько торговых наименований. Пациенту Д.В.. при выписке был рекомендован препарат по международному непатентованному наименованию Аспарт, согласно приказу Минздрава, какой препарат имеется в аптечной сети ей не известно. Пояснила, что после выписки ребенок должен обратиться в поликлинику к эндокринологу для выписки рецепта, врач смотрит в своей программе какой препарат он может выписать согласно рекомендациям. Если эндокринолог видит, что он не может обеспечить ребенка инсулином с дозой шаг 0,5, он пересматривает дозировки с округлением дозы до целого значение, или может рассмотреть вопрос о смене инсулина с шагом ручки 0,5 Ед. на препарат Хумалог.Из пояснений О.В,., следует, что она является лечащим врачом Д.В. которого наблюдает у нее с ДД.ММ.ГГГГ года. Ранее пациенту выписывался препарат Хумалог, затем был переведен на препарат Аспарт. Пояснила, что решить вопрос о переводе ребенка на Хумалог с шагом ручки 0,5 Ед. возможно в поликлинических условиях, без лечения в стационаре.

Право Д.В.. на получение государственной социальной помощи за счет средств бюджета, в том числе право на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам ответчиками не оспаривалось.

Рассматривая заявленные требования, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 Порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 года № 1175н назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию, а при его отсутствии - группировочному наименованию.

При наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии медицинской организации осуществляется назначение и выписывание лекарственных препаратов: не входящих в стандарты медицинской помощи; по торговым наименованиям. Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Пункт 5 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» также предусматривает, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Согласно п. 1, 2 ст. 48 указанного закона врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации также в целях осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов.

Порядок создания и деятельности врачебных комиссий утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05 мая 2012 года № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации».

Названным приказом к функциям врачебных комиссий отнесено, в том числе оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов (п. 4.6); принятие решения о назначении лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям): не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи; по торговым наименованиям (п. 4.7); направление сообщений в Федеральную службу по надзору сфере здравоохранения в целях осуществления мониторинга безопасности лекарственных препаратов о выявленных случаях побочных действий, не указанных в инструкции по применению лекарственного препарата, серьезных нежелательных реакций и непредвиденных нежелательных реакций при применении лекарственных препаратов, в том числе послуживших основанием для назначения лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом 4.7 настоящего Порядка (п. 4.8).

Таким образом, проанализировав нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу, что вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям находится в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Решение врачебной комиссии медицинской организации фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.

Согласно Инструкции по медицинскому применению лекарственного препарата Новорапид Пенфилл его международным непатентованным наименованием (МНН) является Инсулин Аспарт.

В ДД.ММ.ГГГГ года Н.В,. обратилась в КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» с заявлением о проведении врачебной комиссии с целью назначения Д.В.. инсулина Новорапид по торговому наименованию по жизненным показаниям в связи с тем, что ребенок нуждается в подколках инсулина с шагом 0,5 ед. При этом, в рамках международного непатентованного наименования Аспарт только инсулин с торговым наименованием Новорапид позволяет осуществлять подколки инсулина с необходимым шагом для Д.В..

ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» Н.В,. дан ответ, согласно которому индивидуальная непереносимость является одним из условий получения инсулина по торговому наименованию. В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения, форм бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов» назначение лекарственных препаратов осуществляется медицинским работником по международному непатентованному наименованию (МНН), а при его отсутствии – группировочному или химическому наименованию. В случае отсутствия МНН и группировочного или химического наименования препарат назначается по торговому наименованию, в данном случае у препарата Новорапид МНН – Аспарт. По решению врачебной комиссии медицинской организации в случае индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям осуществляется назначение и оформление назначения лекарственных препаратов, не входящих в стандарты медицинской помощи. Факт индивидуальной непереносимости препарата обязательно должен быть зафиксирован в медицинской карте и подтвержден решением врачебной комиссии лечебного учреждения.

Согласно пояснениям истца Н.В,, она неоднократно обращалась в КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаула» с заявлениями о проведении врачебной комиссии с целью назначения Д.В,. по торговому наименованию инсулина Новорапид по жизненным показаниям с шагом ручки 0,5 Ед.

Таким образом, вопрос назначения и выписывания лекарственных препаратов по торговым наименованиям в рассматриваемом случае находился в исключительной компетенции врачебной комиссии медицинской организации.

Однако, КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» врачебная комиссии не проведена.

Н.В,. самостоятельно приобрела инсулин Новорапид, подходящий Д.В. по жизненным показаниям, что подтверждаются чеками от ДД.ММ.ГГГГ года на сумму <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> рублей.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В связи с тем, что право ребенка на обеспечение инсулином было нарушено, истцом понесены убытки, которые подлежат взысканию с ответчика КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаула» в общей сумме <данные изъяты> руб.

Требование о признании незаконным бездействие КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаула» связанное с непринятием мер по обеспечению Д.В.. лекарственным препаратом, исходя из содержания иска, самостоятельным требованием не является. В данном случае к восстановлению нарушенного права истца приведет взыскание в ее пользу денежных средств в счет возмещения убытков, связанных с приобретением лекарственного препарата инсулин Новорапид. В связи с чем данное требование не подлежит удовлетврению.

Поскольку Д.В. не был обеспечен инсулином с шагом 0,5 ед., ввиду не проведения КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаула» врачебной комиссии, суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства здравоохранения Алтайского края и прямой причинно-следственной связи с возникшими у истца убытками, которые обусловлены действиями КГБУЗ «Детская городская поликлиника № , г. Барнаул». В связи с чем, суд не находит оснований для привлечения Министерства здравоохранения Алтайского края к материальной ответственности по рассматриваемому спору.

Согласно материалам дела, Д.В.. находился на лечении в КГБУЗ «Алтайский краевой клинический центр охраны материнства и детства» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. При выписке ребенку рекомендовано назначение инсулина короткого действия для инъекционного введения (МНН Инсулин Лизпро») с торговым наименованием «Хумалог-пенфилл». Учитывая возраст ребенка и требуемый шаг дозирования 0,5 ед., альтернативный лекарственный препарат на настоящее время отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание врачебной комиссии КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул».

На повестке перед комиссией поставлен вопрос о необходимости назначения лекарственного препарата «Хумалог-Пенфил» больному Д.В.

Из протокола № следует, пациенту для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям необходимо назначение инсулина короткого действия для инъекционного введения (МНН «Инсулин лизпро») с торговым наименованием «Хумалог» - пенфил, учитывая возраст ребенка и требуемый шаг дозирования 0,5 ед.

В связи с вышеизложенным, истцом Н.В,. были уточнены исковые требования в части признания бездействия ответчиков незаконными, возложения обязанности на ответчиков предоставить препарат Хумалог-пенфилл.

Однако, ответчиком КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаула» в материалы дела представлено ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ адресованное министру здравоохранения Алтайского края о необходимости обеспечения Д.В.. лекарственным препаратом «Хумалог», 100МЕ/ml 3,0 №5 (4 упаковки в год).

Истец в судебном заседании подтвердила, что в настоящее время Д.В. обеспечен указанным препаратом.

Следовательно, в настоящий момент права ребенка на обеспечение лекарственным препаратом «Хумалог-пенфилл» не нарушены. Доказательств, необеспечения Д.В. инсулином «Хумалог-пенфилл», отказа КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаула» в выписке рецептов на бесплатное получение указанного лекарственного препарата истцом в материалы дела не представлено. Ходатайство об обеспечении Д.В. инсулином «Хумалог-пенфилл», лечебным учреждением в Министерство здравоохранения Алтайского края направлено.

По смыслу положений ст. ст. 3 и 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации защите в судебном порядке подлежат лишь нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы истца, и при отсутствии такого нарушения удовлетворение иска исключается.

На основании вышеизложенного, рассматривая исковые требования в пределах заявленных, суд отказывает истцу в удовлетворении требований о возложении обязанности на КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» выписывать Д.В. рецепты на инсулин Хумалог-пенфилл по торговому наименованию до отмены инсулинотерапии по жизненным показаниям и возложении обязанности на Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечить несовершеннолетнего Д.В.. лекарственным препаратом «Хумалог-Пенфил».

В силу статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Учитывая характер спора, конкретные обстоятельства дела, нравственные и физические страдания истицы, исходя из принципа разумности и справедливости, с ответчика КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаул» в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в сумме <данные изъяты> руб.

Поскольку установлено, что в настоящее время Д.В.. обеспечивается бесплатно в полном объеме лекарственным препаратом инсулином «Хумалог-пенфилл» и в удовлетворении требований о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Алтайского края обеспечить Д.В.. указанным препаратом отказано, требования об обращении решения к немедленному исполнению не подлежат удовлетворению.

Согласно статьям 88, 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы на оплату услуг представителей отнесены к издержкам, связанным с рассмотрением дела.

Согласно статье 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Следовательно, в каждом конкретном случае суду при взыскании таких расходов надлежит определять разумные пределы, исходя из обстоятельств дела. При этом суд вправе учесть, что заявленные требования удовлетворены частично, установление точной пропорции удовлетворенных требований не требуется.

Поскольку иск удовлетворен частично, то истец вправе предъявлять требования о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя.

Как установлено судом, по настоящему гражданскому делу интересы истца представляла В.А..

Между истцом и представителем В.А. заключен договор об оказании юридических услуг. По договору истцом оплачено <данные изъяты> рублей.

Разрешая требования о взыскании расходов на оказание юридических услуг, суд учитывает сложность дела, объем выполненной представителем работы с учетом количества судебных заседаний с участием представителя, изучение дела, подготовку иска, доказательств по делу, а также то, что иск удовлетворен частично, суд определяет подлежащими возмещению расходы на представителя в размере <данные изъяты> рублей.

Частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины в соответствии с п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, суд взыскивает с ответчика КГБУЗ «Детская городская поликлиника №, г. Барнаула» в доход местного бюджета – муниципального образования городского округа г. Барнаула государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Н.В, действующей в интересах несовершеннолетнего Д.В. удовлетворить частично.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника № , г. Барнаул» (ИНН 2224018329) в пользу Н.В, (паспорт ) убытки в размере <данные изъяты> руб., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб., расходы по оплате юридических услуг в размере <данные изъяты> руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Министерство здравоохранения Алтайского края от ответственности освободить.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Детская городская поликлиника № , г. Барнаул» (ИНН 2224018329) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья О.А. Чернигина

Мотивированное решение изготовлено 13.12.2022.

2-3852/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Коновалова Наталья Викторовна
Ответчики
Министерство здравоохранения Алтайского края
КГБУЗ Детская городская поликлиника № 5, г. Барнаул
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Чернигина Ольга Александровна
Дело на странице суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
30.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.09.2022Передача материалов судье
04.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.10.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.10.2022Предварительное судебное заседание
03.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее