УИД 69RS0021-01-2022-000505-13 судья Иванова Е.С.
Материал № 13-115/2024 (№33-5340/2024)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2024 года город Тверь
Тверской областной суд
в составе председательствующего судьи Коровиной Е.В.,
при помощнике судьи Алексеенко Ю.Н.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по частной жалобе администрации Нелидовского городского округа Тверской области
на определение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 21 октября 2024 года, которым постановлено:
«Отказать в предоставлении администрации Нелидовского городского округа Тверской области отсрочки исполнения решения Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 20.04.2022 года по гражданскому делу № 2-203/2022»,
Установил:
в производстве Нелидовского межрайонного суда Тверской области находилось гражданское дело №2-203/2022 по иску Нелидовского межрайонного прокурора Тверской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области, МБДОУ «Земцовский детский сад» о возложении обязанности обеспечить исполнение требований по антитеррористической защищенности объекта образования.
Решением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 20 апреля 2022 года исковые требования прокурора удовлетворены.
На администрацию Нелидовского городского округа Тверской области возложена обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование МБДОУ «Земцовский детский сад» мероприятий по оснащению объекта (территории) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержанию их в исправном состоянии; по оснащению здания образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
На МБДОУ «Земцовский детский сад» возложена обязанность в течение 3 месяцев с момента поступления финансирования: оснастить объект (территорию) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии; оснастить здания образовательной организации системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу 26 мая 2022 года.
7 октября 2024 года Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области подано в суд заявление об отсрочке исполнения решения Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 20 апреля 2022 года.
В обоснование заявления указано, что решение суда исполнено частично, приняты работы по оснащению МБДОУ «Земцовский детский сад» системами передачи тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Тверской области. Однако в полном объеме исполнить решение в срок оказалось затруднительным.
27 июня 2024 года Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области в адрес Министерства образования Тверской области направлена заявка на участие в конкурсном отборе муниципальных образований Тверской области по предоставлению субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных организаций на 2025 год по направлению «комплексная безопасность зданий и помещений» №17-24/2750, а также гарантийное письмо, в котором Администрация Нелидовского городского округа Тверской области обязывалась при получении необходимой субсидии выполнить в полном объеме вышеуказанные требования.
Согласно протоколу конкурсного отбора по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций на 2025 год от 06 сентября 2024 года МБДОУ «Земцовский детский сад» вошло в список получателей субсидии по направлению «Комплексная безопасность зданий и помещений».
В связи с тем, что процесс предоставления субсидии запланирован на 2025 год и требует больших временных затрат, а именно: заключения соглашения о предоставлении субсидии, выбор организации, которая будет готова выполнить вышеуказанные работы, составление контрактов на выполнение работ, а также учитывая, что субсидия предоставляется после выполнения работ – исполнить решение суда в настоящий момент не представляется возможным.
Судом постановлено приведенное выше определение.
В частной жалобе Администрации Нелидовского городского округа Тверской области ставится вопрос об отмене определения и предоставлении отсрочки исполнения решения суда с приведением доводов, изложенных в заявлении о предоставлении отсрочки.
Также в жалобе отмечено, что Администрацией Нелидовского городского округа исполнить решение суда за счет собственных средств не представляется возможным. На территории Нелидовского городского округа Тверской области расположены 15 образовательных учреждений, в отношении которых тоже предъявлены требования об антитеррористической защищенности.
По мнению подателя жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что недостаточность денежных средств сама по себе не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда, и что Администрация не принимала никаких действенных мер, направленных на исполнение решения суда, является ошибочным.
Перечисление субсидии муниципальному образованию осуществляется после приемки выполненных работ, данные денежные средства не могут быть уже частично предоставлены в бюджет на момент обращения с заявлением об отсрочке.
Также указано, что проект бюджета муниципального образования составляется на очередной финансовый год, который не был утвержден на момент обращения с заявлением в суд о предоставлении отсрочки. Одним из приложений к заявлению об отсрочке было гарантийное письмо, согласно которому Администрация Нелидовского городского округа Тверской области подтвердила готовность софинансировать мероприятия по установлению системы оповещения в 2025 году, из чего следует, что денежные средства будут запланированы в бюджете муниципального образования в 2025 году.
На основании ч.3 ст.333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований к отмене постановленного определения.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ, ч. ч. 1 и 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В соответствии со ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного решения.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу ч.3 ст.17, ст.19 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.
Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной, учитывать цели гражданского судопроизводства (ст.2 ГПК РФ), а также требования разумности срока исполнения вступившего в силу судебного акта.
В связи с этим, основанием для удовлетворения заявления являются исключительные, уважительные причины, объективно препятствующие исполнению решения суда в течение определенного периода времени и дающие реальную возможность исполнения судебного акта в будущем.
Правовые нормы, регламентирующие вопросы рассрочки (отсрочки) исполнения решения суда, не содержат конкретный перечень оснований для отсрочки или рассрочки исполнения решения суда, а лишь устанавливают в качестве критерия для их определения обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, наличие или отсутствие которых суду следует устанавливать в каждом конкретном случае на основании представленных доказательств, учитывая обстоятельства дела и интересы сторон.
При этом предоставление отсрочки или рассрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.
Согласно заявке и гарантийному письму администрация Нелидовского городского округа Тверской области от 27 июня 2024 года №17-24/2750, адресованным в Министерство образования Тверской области, Администрация просила включить в состав участников конкурсного отбора муниципальных образований Тверской области по предоставлению субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных общеобразовательных организаций по направлению «комплексная безопасность зданий и помещений» МБДОУ «Земцовский детский сад» и одновременно подтвердила готовность софинансировать данное мероприятие в 2025 году в объеме 50% доли финансирования со стороны муниципального образования, что составляет 118,5 тысяч рублей.
06 сентября 2024 года на основании протокола конкурсного отбора по предоставлению из областного бюджета Тверской области бюджетам муниципальных образований Тверской области субсидий на укрепление материально-технической базы муниципальных дошкольных образовательных организаций на 2025 год МБДОУ «Земцовский детский сад» вошло в список получателей субсидии по направлению «Комплексная безопасность зданий и помещений» с размером субсидии в 118,5 тысяч рублей.
Отказывая в предоставлении отсрочки исполнения решения, судья обоснованно исходил из того, что Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области не представлено относимых, допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, объективно препятствующих исполнению решения суда, которые можно было бы признать основаниями для предоставления отсрочки, исходя при этом из того, что из представленных заявления и приложенных к нему документов следует, что должник просил представить отсрочку до 01 июня 2025 года только в связи с тем, что процесс предоставления субсидии запланирован на 2025 год и требует больших временных затрат, а именно: заключения соглашения о предоставлении субсидии, выбор организации, которая будет готова выполнить вышеуказанные работы, составление контрактов на выполнение работ, а также учитывая, что субсидия предоставляется после выполнения работ, при этом сами по себе эти обстоятельства, в том числе и недостаточность денежных средств, не являются безусловными основаниями для отсрочки исполнения судебного акта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными в обжалуемом определении выводами, основанными на правильном применении норм гражданского процессуального права и фактических обстоятельствах дела.
При этом суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебных постановлений – это право суда с учетом имущественного положения сторон, либо других обстоятельств, обуславливающих невозможность немедленного и полного исполнения решения суда.
При рассмотрении требований об отсрочке исполнения решения бремя доказывания исключительности обстоятельств, являющихся основанием для ее предоставления, лежит на заявителе.
Между тем, доказательств, подтверждающих наличие таких исключительных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости предоставления отсрочки исполнения решения, суду первой инстанции представлено не было.
Изложенные в заявлении о предоставлении отсрочки решения суда обстоятельства суд обоснованно признал недостаточными для удовлетворения такого ходатайства. Иных доказательств в обоснование своего заявления Администрацией Нелидовского городского округа Тверской области не представлено.
Отсрочка исполнения решения суда отдаляет реальную защиту нарушенных прав. Отсрочка в любом случае должна предполагать наступление возможности исполнения судебного решения в будущем, реальность наступления которой при предоставлении отсрочки не следует из доводов Администрации Нелидовского городского округа Тверской области.
Суд апелляционной инстанции полагает, что с учетом длительности неисполнения вступившего в законную силу судебного акта, значимости защищенных судебным актом интересов неопределенного круга лиц, недопустимости нарушения законодательства об образовании, а также требований антитеррористической защищенности, предоставление отсрочки исполнения решения суда не будет отвечать требованиям справедливости и не обеспечит соблюдение баланса прав и законных интересов сторон, нарушит права неопределенного круга лиц на исполнение судебного решения в разумный срок.
Кроме того, отсутствуют убедительные и достоверные доказательства того, что с отсрочкой исполнения решения оно будет исполнено по истечении срока отсрочки, поэтому суд апелляционной жалобы соглашается с выводами судьи об отсутствии оснований для предоставления Администрации Нелидовского городского округа Тверской области испрашиваемой отсрочки исполнения решения суда.
Вопреки доводам частной жалобы, учитывая длительность неисполнения решения суда, судом первой инстанции верно указано, что недостаточность денежных средств сама по себе не может являться основанием для предоставления отсрочки исполнения решения суда.
Изложенные в частной жалобе доводы повторяют доводы самого заявления Администрации о предоставлении отсрочки, которые были отклонены судом первой инстанции с приведенной в определении мотивировкой, с которой суд апелляционной инстанции соглашается в полной мере, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения и исследования суда первой инстанции или опровергали бы выводы суда об отказе в предоставлении отсрочки.
При таких обстоятельствах обжалуемое определение является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам частной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л :
определение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 21 октября 2024 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Нелидовского городского округа Тверской области – без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20.12.2024 г.
Судья <данные изъяты> Е.В. Коровина