Дело № 2а-93/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма Смоленской области 12 февраля 2019 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,
при секретаре Поморцевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кузенкова О.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области о признании незаконным решения о приостановлении государственного кадастрового учета, возложении обязанности поставить на государственный кадастровый учет земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Кузенков О.Н. обратился с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (далее – Управление) об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета, ссылаясь на то, что 27 января 2003 года за ним зарегистрировано право собственности на земельный участок, кадастровый номер ХХХ, площадью 512 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: ..., выдано свидетельство о государственной регистрации права <данные изъяты> № ХХХ (далее - земельный участок). Межевание земельного участка не проводилось ввиду отсутствия данного требования в законе. В 2017 году при проведении межевания земельного участка установлено наложение его границ на земли лесного фонда. 29 ноября 2017 года истцом в адрес Управления направлены заявление с приложенными документами о постановке земельного участка на кадастровый учет. 06 декабря 2017 года получено уведомление Управления о приостановлении государственного кадастрового учета, поскольку в разделе «Акт согласования местоположения границ земельного участка» отсутствует обозначение части границы земельного участка, которая согласована с Л.М., в разделе «Заключение кадастрового инженера» указано, что участок находится в лесном квартале с кадастровым номером ХХХ, который по сведениям ГКН имеет декларированную площадь. Необходимо согласовать границы уточняемого земельного участка с Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания. Истцом были устранены указанные замечания: межевой план приведен в соответствие, в Департамент Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания, Департамент лесного хозяйства по ЦФО, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях направлены письма о согласовании границ земельного участка, на которые получены ответы об отсутствии полномочий на согласование границ земельного участка. 29 мая 2018 года истцом направлено в Управление заявление с приложенными документами из государственных органов, подтверждающими проведение мероприятий на согласование границ земельного участка. 01 июня 2018 года из Управления получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с указанием причин, которые не являются основанием для отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка. 30 мая 2018 года истцом в адрес Управления направлено заявление с разъяснениями об отсутствии причин отказа в постановке на кадастровый учет земельного участка, на которое ответ не получен. 18 июня 2018 года истцом направлена апелляционная жалоба председателю апелляционной комиссии при Управлении, по которой получен ответ об обоснованности принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Административный истец Кузенков О.Н., ссылаясь на ст. 35 Конституции РФ, ст. 131 ГК РФ, ст. 60.2 ФЗ № 218 от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости», ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, просит суд:
- признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области от 01 июня 2018 года № ХХХ о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка;
- обязать Управление поставить на государственный кадастровый учет земельный участок;
- взыскать с Управления в свою пользу 300 рублей в возврат госпошлины.
Административный истец Кузенков О.Н. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил. В адресованных суду возражениях просил в удовлетворении заявленного административного иска Кузенкова О.Н. отказать, рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В возражениях Управление сослалось на обоснованность вынесенного Управлением решения от 01 июня 2018 года № ХХХ о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка, принадлежащего Кузенкову О.Н., считает, что Кузенковым О.Н. пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, предусмотренный ст. 219 КАС РФ, что является основанием для отказа в удовлетворении иска (л.д. 45-51).
Представитель заинтересованного лица – Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания Бугаева Е.Г. в судебном заседании пояснила, что испрашиваемый земельный участок имеет наложение на земли лесного фонда Угранского лесничества, усматривается спор о праве. Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, ст. 83 Лесного кодекса РФ субъектам РФ не переданы, в связи с чем, Департамент не вправе осуществлять согласование границ земельного участка. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заинтересованное лицо – Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило. В отзыве на административный иск Кузенкова О.Н. указало, что полномочия по защите интересов РФ в области лесных отношений согласно постановлению Правительства РФ от 07 октября 2017 года № 1223 РФ, предоставлены Рослесу, формирование границ участка, как и согласование его границ, МТУ не совершалось, ввиду отсутствия полномочий. Просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя (л.д. 35).
Заинтересованные лица – администрация МО «Угранский район» Смоленской области и Федеральное агентство лесного хозяйства, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Согласно ч. 6 ст. 226 КАС РФ неявка лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не представивших доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде.
С учетом изложенного, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствии неявившихся представителей административного ответчика и заинтересованных лиц.
Выслушав административного истца и представителя заинтересованного лица, проверив материалы дела, огласив возражения ответчика и отзыв заинтересованного лица, суд находит, что административное исковое заявление Кузенкова О.Н. является не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что с 17 ноября 2000 года собственником земельного участка с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: ..., является Российская Федерация (л.д. 22).
Собственником земельного участка, кадастровый номер ХХХ, площадью 512 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: ..., с 27 января 2003 года является Кузенков О.Н. (л.д. 22 оборот).
06 декабря 2017 года в адрес Кузенкова О.Н. Управлением направлено уведомление № ХХХ о приостановлении до 07 марта 2018 года в соответствии с п. 7, п. 25, ч. 1 ст. 26 ФЗ № 218 от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости» гос. кадастрового учета земельного участка, поскольку содержание документа не соответствует требованиям законодательства РФ, при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным, а именно:
- в разделе «Акт согласования местоположения границ земельного участка» отсутствует обозначение части границы земельного участка, которая согласована с Л.М.;
- согласно разделу: «Заключение кадастрового инженера» указано, что участок находится в лесном квартале с кадастровым номером ХХХ, который по сведениям ЕГРН имеет декларированную площадь. Учитывая изложенное, необходимо согласовать границы уточняемого земельного участка с Департаментом Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания.
Для устранения причин приостановления рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, привести межевой план в соответствие с требованиями приказа Министерства экономического развития РФ от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (л.д. 11).
22 мая 2018 года Кузенков О.Н. направил в адрес Управления заявление о выполнении замечаний, послуживших причиной приостановления постановки на кадастровый учет земельного участка (л.д. 25).
01 июня 2018 года в адрес Кузенкова О.Н. Управлением направлено уведомление № ХХХ о приостановлении осуществления действий по проведению государственного кадастрового учета земельного участка, поскольку при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным, а именно:
- согласно письму Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областям от 19 апреля 2018 года № ХХХ земельные участки с кадастровыми номерами ХХХ и ХХХ имеют наложения на земли лесного фонда (ХХХ). МТУ проводит согласование только в плане отсутствия наложения границ уточняемого земельного участка на земли лесного фонда. Распоряжение землями лесного фонда вне компетенции МТУ, в связи с чем, отказало в согласовании представленных межевых планов.
Для устранения причин приостановления рекомендовано обратиться к кадастровому инженеру, привести межевой план в соответствие с требованиями Минэкономразвития РФ от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (л.д. 12).
18 июня 2018 года Кузенков О.Н. подал председателю апелляционной комиссии при Управлении апелляционную жалобу, в которой выразил свое несогласие с решением о приостановлении государственного кадастрового учета земельного участка (л.д. 13).
15 августа 2018 года в адрес Кузенкова О.Н. Управлением направлено решение № ХХХ об обоснованности принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета и об отсутствии оснований для удовлетворения заявления (л.д. 14-15).
Согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером В.В. 22 мая 2018 года, в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка в разделе 3 указано: площадь земельного участка по сведениям ЕГРН 512 кв.м., площадь земельного участка +(-) величина погрешности 563 +(-)8 кв.м., оценка расхождений 51 кв.м. (л.д. 16-20).
На межевом плане условными обозначениями отображены: участок Кузенкова О.Н. (2), земли лесного фонда (ХХХ) и номер кадастрового квартала (кадастровый номер ХХХ) (л.д. 20).
В межевом плане акт согласования местоположения границ земельного участка со смежным землепользователем (кадастровый номер ХХХ) содержит ответы:
- Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среду их обитания об отсутствии прав на осуществление согласования границ лесных земельных участков,
- Департамента лесного хозяйства по ЦФО об отсутствии компетенции на согласование земельного участка,
- Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях об отсутствии компетенции на распоряжение землями лесного фонда (л.д. 21).
Из письма Департамента Смоленской области по охране, контролю и регулированию использования лесного хозяйства, объектов животного мира и среды их обитания от 19 февраля 2018 года № ХХХ следует, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером ХХХ имеет наложение на земли лесного фонда Угранского лесничества, Угранского участкового лесничества, квартал 37. Согласно ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, полномочия по распоряжению которыми в соответствии с ч. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ, ст. 83 Лесного кодекса РФ субъектам РФ не переданы, в связи с чем, Департамент не вправе в осуществлении согласования границ земельного участка (л.д. 23 оборот).
Согласно письму Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях от 19 апреля 2018 года № ХХХ, земельный участок с кадастровым номером ХХХ имеет наложение на земли лесного фонда. В свою очередь МТУ проводит согласование только в плане отсутствия наложения границ уточняемого земельного участка на земли лесного фонда. Распоряжение землями лесного фонда вне компетенции МТУ, в связи с чем, в согласовании межевого плана отказано (л.д. 24).
Из письма Департамента лесного хозяйства по ЦФО от 30 марта 2018 года № ХХХ следует, что согласование границ земельного участка не входит в компетенцию Департамента (л.д. 24 оборот).
При разрешении заявленных административным истцом Кузенковым О.Н. требований, суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Как указано в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и п. 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и п. 4 ч. 9 и в ч. 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии со ст. ст. 6 - 8 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, использование, охрана, защита, воспроизводство которых осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности. Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности
Согласно ст. 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из этапов государственной регистрации прав является проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 08 декабря 2015 года № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» утверждены форма и состав сведений межевого плана (приложение № ХХХ); требования к подготовке межевого плана (приложение № ХХХ). Настоящий приказ вступил в силу с 01 января 2017 года.
Согласно Приказу № ХХХ в случае, если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка на обороте чертежа оформляется акт согласования (п. 82). В акте согласования указываются реквизиты документов, удостоверяющих личность заинтересованных лиц, указанных в ч. 3 ст. 39 Закона о кадастре, либо их представителей. В отношении представителя юридического лица дополнительно указывается его должность, если такой представитель является руководителем или иным работником такого юридического лица (п. 83). Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок в письменной форме представили обоснованные возражения о местоположении границ земельного участка, содержание таких возражений указывается кадастровым инженером в акте согласования. Представленные в письменной форме возражения включаются в Приложение. При наличии обоснованных возражений о местоположении границ такие возражения должны быть сняты либо путем изменения местоположения границ и проведения повторного согласования местоположения границ (отдельной характерной точки или части границ), либо в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для разрешения земельных споров. В данном случае оформляется новая редакция чертежа, на обороте которого допускается приводить акт согласования, содержащий сведения о согласовании местоположения отдельных характерных точек или частей границ, в отношении которых ранее имелись возражения, а также в отношении которых изменилось описание местоположения частей границ земельных участков. В состав межевого плана включаются все редакции чертежа и акта согласования (п. 87).
Таким образом, согласование границ земельного участка при уточнении его местоположения со смежным землепользователем, является обязательным условием и требованием к межевому плану.
Поскольку Управлением выявлено, что при установлении границ спорного земельного участка имеется наложение границ с земельным участком лесного фонда, полномочия от имени РФ по защите имущественных прав и законных интересов РФ в области лесных отношений делегированы Федеральному агентству лесного хозяйства, согласование с которым не получено до настоящего времени, регистрирующий орган обоснованно приостановил государственный кадастровый учет и постановку земельного участка на кадастровый учет до 01 сентября 2018 года.
На основании изложенного, в удовлетворении административного искового заявления суд считает необходимым отказать в полном объеме.
При этом истец Кузенков О.Н. не лишен права на обращение в суд с иском об установлении границ земельного участка.
Вопреки доводам ответчика, истцом не пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением о признании решения Управления о приостановлении государственного кадастрового учета незаконным.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 186 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Кузенкова О.Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области об оспаривании решения о приостановлении государственного кадастрового учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Н.В. Перегонцева
Вынесена резолютивная часть решения 14.02.2019
Изготовлено мотивированное решение 15.02.2019
Решение вступает в законную силу 18.03.2019