УИД 79RS0002-01-2024-004237-82
Дело № 2-2264/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 сентября 2024 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Бирюковой Е.А.,
с участием:
истца Опара А.Ю.,
представителя ответчика Минфина России Холманских Т.А.,
при секретаре Тереховой Ю.С.,
рассмотрев в судебном заседании в г. Биробиджане гражданское дело по исковому заявлению Опара ФИО5 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, правительству Еврейской автономной области о взыскании денежных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Опара А.Ю. обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании денежных средств, мотивировав тем, что апелляционным определением суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ за ней признано право на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году.
Ей выдано свидетельство о предоставлении выплаты № на сумму <данные изъяты> рублей выдано ДД.ММ.ГГГГ.
В ПАО Сбербанк открыт счет для зачисления данной выплаты, но в настоящее время денежных средств на нем не имеется.
На ее обращение ОГБУ «МФЦ в ЕАО» дан ответ о том, что денежные средства для приобретения жилого помещения в бюджете отсутствуют, а из резервного фонда выделены быть не могут. Рекомендовано обратиться в суд с требованием к Российской Федерации о взыскании денежных средств, причитающихся мне в результате ЧС 2020-2021 годов.
Считает, что непринятие мер по государственной поддержке граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате ЧС в 2020-2021 годах на территории ЕАО, но в силу объективных причин не получивших эту поддержку в период целевого выделения денежных средств из федерального бюджета, фактически указывает на бездействие государственных органов, в соответствии со ст. 16 ГК РФ.
Просит суд взыскать в свою пользу с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации денежные средства, в размере <данные изъяты> руб. путем перечисления денежных средств на банковский счет № в ПАО Сбербанк.
Определениями суда от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика (далее – третьи лица) привлечены департамент строительства и ЖКХ правительства ЕАО, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, правительство ЕАО, ОГБУ «МФЦ в ЕАО», правительство РФ, департамент социальной защиты населения правительства ЕАО. Изменено процессуальное положение третьих лиц министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и правительство ЕАО на ответчиков.
В судебное заседание истец Опара А.Ю. требования и доводы, изложенные в иске, поддержала.
В судебном заседании представитель ответчика Минфина России Холманских Т.А. не признала требования по доводам письменных возражений. Полагает, что Минфин России является ненадлежащим ответчиком. Дополнительно суду пояснила, что нарушение прав истцов произошло из-за действий (бездействия) уполномоченных органов <адрес>. Условия предоставления выплаты гражданам на приобретение жилых помещений взамен утраченных в результате чрезвычайной ситуации, возникшей на территории области в 2020 г., регулируются Правилами, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и распоряжением правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ №-пр. В соответствии с указанными Правилами и Порядком, реализацию права граждан на получение мер социальной поддержки обеспечивают высшие органы государственной власти субъекта РФ и Минстрой России, путём заключения соглашения о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов из Федерального бюджета, источником которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Правила № дополнены пунктом 11 (1), согласно которого уровень софинансирования из Федерального бюджета расходного обязательства субъекта РФ устанавливается в размере 100 % в случае чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера. С ДД.ММ.ГГГГ Правила № предусматривают предоставление межбюджетного трансферта субъектам Российской Федерации, только при чрезвычайных ситуациях федерального и межрегионального характера. Чрезвычайная ситуация, произошедшая на территории области в 2020 г. носит региональный характер. Право истцов на предоставление выплаты признано в период действия Правил №, предусматривающий субсидиарный порядок финансирования субъектов РФ на предотвращение последствий чрезвычайных ситуаций регионального характера. Сведений о том, что в связи с недостаточностью денежных средств в областном бюджете уполномоченные органы ЕАО запрашивали субсидии из Федерального бюджета, в материалах дела не имеется. Главным распорядителем денежных средств федерального бюджета при реализации полномочий, предусмотренных Правилами № и №, является Минстрой России. Финансовое обеспечение мер государственной поддержки граждан, пострадавших в период чрезвычайных ситуаций регионального характера, является расходным обязательством субъекта РФ. Просила в удовлетворении иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ отказать.
В судебное заседание представители Минстроя России, ОГБУ «МФЦ», Правительства РФ, правительства ЕАО, департамента социальной защиты населения правительства ЕАО, департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства ЕАО, не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
От представителя ответчика Минстроя России в суд поступили письменные возражения, согласно которым, Минстрой России является ненадлежащим ответчиком, потому что, являясь главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых субъекту РФ, реализует полномочия, предусмотренные статьей 158 БК РФ в соответствии с бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств на текущий год. Иные межбюджетные трансферты предоставлены <адрес>, повторное выделение средств из резервного фонда Правительства РФ возможно только в соответствии с распоряжением Правительства РФ. Соответственно, основания для предъявления исковых требований к РФ о взыскании средств федерального бюджета отсутствуют. Просит отказать в удовлетворении исковых требований к Минстрою России в полном объеме.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ), чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Абзацем 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона № 68-ФЗ определено, что граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
При рассмотрении дела установлено, что распоряжением губернатора Еврейской автономной области от ДД.ММ.ГГГГ №-рг «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Еврейской автономной области» на территории Еврейской автономной области с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера для органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный уровень реагирования.
Протоколом заседания Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ № принято решение об отнесении чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 года, в том числе, на территории <адрес>, к чрезвычайной ситуации межрегионального характера и установлен федеральный уровень реагирования (данный протокол размещен <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением правительства Еврейской автономной области №-пп утверждён Порядок и условия предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <адрес>, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных (далее - Порядок).
В силу положений пункта 3 Порядка право на получение выплаты имеют граждане: являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории <адрес> жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной правительством <адрес> в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания; не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах "а", "б" настоящего пункта, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Из приведенных нормативных положений следует, что условиями для получения спорной выплаты являются: признание жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания вследствие чрезвычайной ситуации; отсутствие у гражданина, лишившегося жилого помещения, в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей долевой собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания. При этом на граждан, являющихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченного жилого помещения и претендующих на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, возложено обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности таких граждан жилого помещения (земельного участка) в муниципальную собственность.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал, что правовое регулирование отношений, связанных с реализацией права на жилище, в том числе с использованием средств социальной выплаты, должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации государственную, включая судебную, защиту данного конституционного права, которой надлежит быть полной и эффективной, а также указывал на необходимость исследования судами фактических обстоятельств конкретного дела по существу и недопустимость установления одних лишь формальных условий применения нормы, - иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказалось бы серьезно ущемленным (постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и др.). Формальный подход тем более не должен допускаться в делах, в которых гражданин в отношениях с органами публичной власти выступает как слабая сторона и в которых применение правовых норм без учета всех обстоятельств дела может привести к тому, что его имущественное положение будет значительно ухудшено - вопреки целям социального государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития граждан (абзац третий пункта 3.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П).
В связи с чрезвычайной ситуацией, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 года, в том числе на территории <адрес>, в целях оказания помощи пострадавшему населению Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее – Правила №).
Правила № устанавливают цели, условия и порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее соответственно - мероприятия, трансферты), предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, а также на компенсацию понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации до предоставления трансфертов затрат, направленных на реализацию мероприятий.
Согласно пункту 3 Правил №, трансферты предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление трансфертов, на цели, указанные в пункте 5 настоящих Правил.
Пунктом 4 Правил № предусмотрено, что для определения предельного объема бюджетных ассигнований, выделяемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление трансфертов, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представляют в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации перечень жилых помещений, утраченных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории субъекта Российской Федерации, по форме согласно приложению № и (или) перечень жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории субъекта Российской Федерации, по форме согласно приложению № (далее - перечни), в которых указываются общая площадь утраченных жилых помещений и общая площадь поврежденных жилых помещений. В перечни включаются жилые помещения, которые на момент их утраты или повреждения не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 11.1 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Перечни утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) по согласованию с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24 Федерального закона № 68-ФЗ на финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального характера, к каковым относится чрезвычайная ситуация, обусловленная паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 года на территории <адрес>, является расходным обязательством Российской Федерации.
При рассмотрении дела установлено, что апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ, решение Биробиджанского районного суда ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ отменено, вынесено новое решение, которым исковые требования Опара А.Ю. к мэрии города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области, областному государственному бюджетному учреждению «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» о признании права на получение выплаты для приобретения жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО, удовлетворены.
На мэрию города муниципального образования «Город Биробиджан» Еврейской автономной области возложена обязанность направить в департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области сведения для включения жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.
За Опара А.Ю. признано право на получение выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области, связанной с превышением отметок опасного явления.
На областное государственное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Еврейской автономной области» возложена обязанность включить Опара А.Ю. в список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, и выдать свидетельство, подтверждающее право Опара А.Ю. на предоставление выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного из расчёта нормы общей площади жилого помещения в размере <данные изъяты> кв.м.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что истец имеет право на получение меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, как граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 года на территории Еврейской автономной области.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем председателя правительства ЕАО в адрес первого заместителя Минстроя РФ направлены документы, обосновывающие дополнительную потребность в средствах федерального бюджета для обеспечения мер социальной поддержки гражданам, которым в судебном порядке установлено право на получение мер социальной поддержки в связи с утратой (или) повреждением жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций, произошедших на территории ЕАО в 2020 и 2021 годах в размере <данные изъяты>. руб.
Приложены, в том числе списки семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории Еврейской автономной области в 2020 году, а также перечень утраченных жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в 2020 году в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории ЕАО.
В указанные списки вошел истец, а в перечень, утраченное истцом жилое помещение.
По итогам рассмотрения представленных документов, Минстроем России направлены замечания к представленной документации, повторно документы с исправлением замечаний не поступало.
Истцу выдано свидетельство о предоставлении выплаты № на сумму <данные изъяты> рублей выдано ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 2 распоряжения правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ N 525-рп (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в 2020 году в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с ухудшающейся паводковой обстановкой на территории <адрес>, связанной с превышением отметок опасного явления, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных" предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего распоряжения, осуществляется за счет средств иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
Согласно п. 18 указанного Порядка свидетельство выдается ОГБУ "МФЦ" и является именным документом, гарантирующим, что сумма выплаты, причитающаяся гражданину, будет перечислена на специальный счет, открытый гражданином в кредитной организации, использование денежных средств с которого возможно только при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Порядком и соглашением, заключенным между ОГБУ "МФЦ" и кредитной организацией, о порядке обслуживания выплаты (далее - специальный счет).
Пунктом 22 Порядка предусмотрено, что выплата предоставляется в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения.
ОГБУ "МФЦ" направляет в кредитную организацию, в которой на имя получателя выплаты открыт специальный счет, извещение о необходимости перечисления денежных средств со специального счета получателя выплаты.
В извещении указываются размер средств выплаты на приобретение жилого помещения, который подлежит перечислению со специального счета получателя выплаты, а также размер средств выплаты на приобретение жилого помещения, подлежащий возврату в областной бюджет в случае неиспользования выплаты на приобретение жилого помещения получателем выплаты в течение срока, предусмотренного пунктом 19 настоящего Порядка, а также, в случае если стоимость приобретенного жилого помещения меньше размера средств выплаты на приобретение жилого помещения, перечисленной на специальный счет получателя выплаты.
Из материалов дела и пояснений участников процесса следует, что до настоящего времени денежные средства из федерального бюджета на реализацию прав истца на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории <адрес> в 2020 году на открытый истцом счет в ПАО «Сбербанк России» не поступили.
Свидетельство, выданное на имя истца, является именным документом, гарантирующими, что сумма выплаты, причитающаяся гражданину, будет перечислена на специальный счет, открытый гражданином в кредитной организации, использование денежных средств с которого возможно только при соблюдении условий, предусмотренных Порядком, утверждённым распоряжением правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ № и соглашением, заключенным между ОГБУ "МФЦ".
Согласно п. 26. Порядка, для перечисления выплаты продавцу(ам) за приобретенный объект недвижимости граждане представляют в ОГБУ "МФЦ" или его филиал документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "д" пункта 25 настоящего Порядка, а именно:
а) заявление о перечислении выплаты;
б) договор купли-продажи (договор купли-продажи жилого помещения с рассрочкой (отсрочкой) платежа) с указанием условий оплаты приобретаемого жилого помещения, с определением доли каждого из собственников в праве собственности, если выплата предоставляется на семью;
г) решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, принятое органом местного самоуправления муниципального образования <адрес>, а также заключение об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, принятое межведомственной комиссией, созданной в установленном порядке органом местного самоуправления муниципального образования <адрес> (жилой дом / комната в коммунальной квартире), информация органа местного самоуправления муниципального образования <адрес> об отсутствии признания помещения непригодным для проживания, подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (квартира в многоквартирном доме / доме блокированной застройки).
Согласно п. 31 Порядка, в случае принятия решения о перечислении выплаты продавцу жилого помещения выплата производится ОГБУ "МФЦ" в течение 20 рабочих дней со дня поступления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца жилого помещения.
Из пояснений сторон в судебном заседании установлено, что заключить договоры купли-продажи жилых помещений не представляется возможным, поскольку продавцы жилых помещений, узнав, что оплата по договору купли-продажи подлежит на основании свидетельства, выданного ОГБУ «МФЦ в ЕАО», отказываются от заключения договора купли-продажи.
Поскольку денежные средства по выданному истцу свидетельству на открытый им специальный счет не поступили, истец неоднократно обращался в ОГБУ «МФЦ в ЕАО», обратился в суд с настоящим иском о взыскании денежных средств.
Непринятие мер по государственной поддержке граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, обусловленной паводком, вызванным сильными дождями, прошедшими в августе-сентябре 2020 года на территории <адрес>, но в силу объективных причин, не получивших эту поддержку в период целевого выделения денежных средств из федерального бюджета, фактически указывает на бездействие государственных органов, предусмотренное статьей 16 ГК РФ.
Руководствуясь положениями Порядка и условий предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории <адрес>, выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченных, утвержденного распоряжением правительства ЕАО от ДД.ММ.ГГГГ №-пп (далее - Порядок), Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены и (или) повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, принимая во внимание, что истец признан пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, однако право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения взамен утраченного не реализовал, учитывая, что в силу части 1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к Минфину РФ и взыскании Министерства финансов РФ, как органа, выступающего от имени Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере <данные изъяты> рублей по свидетельству о предоставлении выплаты на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданному Опара А.Ю. путем перечисления денежных средств на банковский счет № в ПАО Сбербанк.
В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, правительству <адрес> отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Опара ФИО6 к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, правительству <адрес> о взыскании денежных средств удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (№) за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере <данные изъяты> рублей по свидетельству о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, выданному Опара ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №) путем перечисления на банковский счет № в ПАО Сбербанк.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Бирюкова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.