УИД: 92RS0002-01-2021-006657-15
Дело №2-614/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2022 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего судьи Блейз И.Г.
при участии секретаря Бойко Т.А.
истца Легконогих А.Г.
представителя истца Агаповой И.В.
представителя ответчика Вяткиной Е.А.
представителя третьего лица Рауткина В.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Легконогих А.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Новацентр К» о признании незаконным приказа, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации, морального вреда, третье лицо – Межрегиональное управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополя, -
установил:
Легконогих А.Г., уточнив требования, обратился с иском к ООО «Новацентр К» о защите трудовых прав, просит признать незаконным приказ об отстранении от работы №106 от 16 октября 2021 года, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула с 16 октября 2021 года по дату увольнения 11 января 2022 года, выплатить денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы, взыскать в счет возмещения морального вреда 50 000 руб. Требования мотивированы тем, что с 01 июня 2014 года по 11 января 2022 года истец состоял в трудовых отношениях с ООО «Новацентр К» в должности старшего продавца непродовольственных товаров отдела «Покрытия для пола. Плитка. Гипермаркет 3». 15 октября 2021 года истец получил уведомление, в котором его уведомили, что для допуска на рабочее место 16 октября 2021 года истец должен предоставить любой из документов, перечисленный в абз. 2 п.13 Указа Губернатора г. Севастополя от 17 марта 2020 года №14 УГ «О введении на территории г. Севастополя режима повышенной готовности». Приказом №107 от 16 октября 2021 года истец был незаконно отстранен от работы на основании абз. 8 ч.1,2,3 ст. 76 ТК РФ в связи с непредоставлением для допуска на рабочее место требуемых документов. Данное отстранение истец считает незаконным, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.
Истец, представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика против удовлетворения иска возражал по основаниям, указанным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица доводы ответчика поддержал.
Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что с 01 июня 2014 года по 11 января 2022 года истец состоял в трудовых отношениях с ООО «Новацентр К» в должности старшего продавца непродовольственных товаров отдела «Покрытия для пола. Плитка. Гипермаркет 3».
15 октября 2021 года истец уведомлен о том, что для допуска на рабочее место 16 октября 2021 года он должен предоставить любой из документов, перечисленный в абз. 2 п.13 Указа Губернатора г. Севастополя от 17 марта 2020 года №14 УГ «О введении на территории г. Севастополя режима повышенной готовности».
Приказом №107 от 16 октября 2021 года истец был незаконно отстранен от работы на основании абз. 8 ч.1,2,3 ст. 76 ТК РФ в связи с непредоставлением для допуска на рабочее место требуемых документов.
Согласно ст. 56 ТК РФ, трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции РФ и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая специфику трудовых споров, именно на работодателе лежит обязанность представить доказательства, подтверждающие своевременность выплаты заработной платы. Ведение бухгалтерского учета, начисление оплаты труда и ее выплата возлагаются исключительно на работодателя.
В соответствии со ст. 76 ТК РФ, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами. В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Статьей 11 указанного выше закона определено, что органы местного самоуправления самостоятельно: а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; б) принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; в) осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; и) вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; к) устанавливают местный уровень реагирования в порядке, л) участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; м) создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; н) осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; о) разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований;п) устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Пунктами 3,4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417 установлено, что при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны: а) соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; б) выполнять законные требования (указания) руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, представителей экстренных оперативных служб и иных должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации (далее - уполномоченные должностные лица); в) при получении инструкций (указаний) от уполномоченных должностных лиц, в том числе через средства массовой информации или операторов связи, эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или из зоны чрезвычайной ситуации и (или) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество (в случае его предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями), предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций; г) при обнаружении пострадавшего (пострадавших) принимать меры по вызову уполномоченных должностных лиц и до их прибытия при отсутствии угрозы жизни и здоровью оказывать пострадавшему (пострадавшим) первую помощь; д) иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил. При угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается: а) создавать условия, препятствующие и затрудняющие действия уполномоченных должностных лиц и работников общественного транспорта; б) заходить за ограждение, обозначающее зону чрезвычайной ситуации или иную опасную зону; в) осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; г) осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации; д) распространять заведомо недостоверную информацию об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации.
Указом Губернатора г. Севастополя от 17 марта 2020 года №14-УГ «О введении на территории города Севастополя режима повышенной готовности» утверждены требования к организации деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории г. Севастополя.
Пунктом 13 указанного выше Указа предписано обязать индивидуальных предпринимателей, руководителей юридических лиц, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих деятельность на территории города Севастополя:
- с 15.10.2021 при осуществлении деятельности в сфере гостиничного бизнеса, санаторно-курортных организаций, пассажирского транспорта (автомобильный транспорт, внутренний водный транспорт), автозаправочных станций, общественного питания, предоставления услуг в сфере туризма, розничной торговли, в случае если уровень вакцинации работников против новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) - менее 80%, обеспечить допуск работников, не имеющих сертификата о вакцинации против COVID-2019, или QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, или сертификата (медицинской справки) о перенесенном заболевании COVID-2019, или QR-кода о перенесенном заболевании, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг (срок действия - шесть месяцев после выздоровления), и имеющих медицинский документ, подтверждающий наличие медицинских противопоказаний к вакцинации, заверенный лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации, к исполнению профессиональных (служебных) обязанностей с личным присутствием на рабочем месте на основании отрицательных результатов лабораторного исследования материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-2019) методом ПЦР либо тестирования на отсутствие антигена SARS-CoV-2, организованных работодателем, не реже одного раза в семь календарных дней;
Как следует из материалов дела, в целях исполнения Указа Губернатора г. Севастополя от 17 марта 2020 года ответчиком организовано на предприятии тестирование на наличие антител заболевания.
Истец не отрицал, что отказался проходить какие-либо исследования, а потому отсутствуют основания полагать, что отстранение истца от работы проведено в нарушение требований закона.
Доводы истца о том, что основания для отстранения, указанные работодателем, не предусмотрены ст. 76 ТК РФ, не может быть принят во внимание, поскольку данной статьей предусмотрено, что отстранение возможно и в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что имеет место в данном случае.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным приказа об отстранении.
Поскольку судом не установлен факт нарушений трудовых прав истца, оснований для взыскания среднего заработка, компенсации и морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
решил:
Исковые требования Легконогих А.Г. к Обществу с ограниченной ответственностью «Новацентр К» о признании незаконным приказа, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации, морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд г. Севастополя.
Мотивированный текст решения составлен 09 февраля 2022 года.
Председательствующий И.Г.Блейз