Дело №2-383/2020 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июля 2020 года г. Болотное
Болотнинский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи Каминского С.А.,
при секретаре судебного заседания Рудковской Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Болотнинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Болотнинского района Новосибирской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в администрации Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено что на территории Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области имеются 4 кладбища в кадастровом квартале с номером № в с.Карасево, в д.Верхний Елбак, в д.Старый Елбак, д.Кругликово. Все кладбища имеют статус действующих, и включены в реестр муниципальной собственности, содержатся муниципальным образованием Карасевский сельский совет.
Категория земель кладбищ: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Аналогичные категория и вид разрешенного использования имелись и в 2017 году в период проведения предыдущей проверки прокуратурой района. За прошедший период администрацией муниципального образования не принято достаточно мер к изменению категории и вида разрешенного использования земель, на которых расположены кладбища. Также за период с 16 октября 2017 года (ранее внесенного представления с требованием принять меры по оформлению права собственности на земельные участки под кладбищами) право собственности так и не оформлено.
Прокурор просит обязать администрацию Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены 4 общественных кладбища, расположенных на территории Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области, оформить право муниципальной собственности на данные участки, обеспечить представление в уполномоченный орган ходатайства о переводе указанных земель в земли охраняемых территорий.
В судебном заседании старший помощник прокурора Попкова Е.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области Глава Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области ФИО4 в судебном заседании исковые требования признал частично, пояснив, что работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены 4 общественных кладбища, расположенных на территории Карасевского сельсовета должны проводиться администрацией района. У Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области отсутствуют на это полномочия. Он обращался в администрацию Болотнинского района Новосибирской области с заявлением о выделении земельных участков под общественные кладбища, ему в этом было отказано.
Представитель третьего лица администрации Болотнинского района Новосибирской области ФИО5 в судебном заседании не возражал против заявленных требований, полагал, что ответчиком не выполнены действия, предусмотренные действующим законодательством.
Выслушав объяснение прокурора, представителя ответчика и представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что прокуратурой Болотнинского района Новосибирской области проведена проверка исполнения требований земельного законодательства в администрации Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области имеются 4 кладбища в кадастровом квартале с номером № в с.Карасево, в д.Верхний Елбак, в д.Старый Елбак, д.Кругликово. Все кладбища имеют статус действующих и включены в реестр муниципальной собственности, содержатся муниципальным образованием Карасевский сельсовет Болотнинского района Новосибирской области.
Прокуратурой Болотнинского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ главе Карасевского сельсовета внесено представление № об устранении нарушений земельного законодательства.
Глава Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области ДД.ММ.ГГГГ обращался к Главе Болотнинского района Новосибирской области с письмом о выделении земельных участков под общественными кладбищами, расположенными на территории Карасевского сельсовета, на которое ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что для предоставления права на земельные участки, необходимо осуществить государственный кадастровый учет земельных участков для территорий под действующими кладбищами.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в отношении земельных участков 4 кладбищ Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области кадастровые работы не проведены, межевание земельных участков не произведено, участки не поставлены на кадастровый учет. В реестр муниципальной собственности кладбища включены, однако право муниципальной собственности на земельные участки под кладбищами не зарегистрировано, участки не переведены из земель сельскохозяйственного назначения в соответствующую категорию разрешенного использования.
Доводы представителя администрации Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о том, что администрация Болотнинского района Новосибирской области обязана провести межевание и постановку участков на кадастровый учет, а также оформить участки в собственность Болотнинского района, после чего передать их сельсовету противоречат требованиям законодательства по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее Закон о похоронном деле) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. В силу пункта 2 статьи 25 этого же закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Таким образом, земли общественных кладбищ могут быть только муниципальными, а сами кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В силу пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Аналогичные полномочия указаны в Уставе Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области.
Земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 16 Закона о похоронном деле).
Согласно ч.1 и 2 ст.25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.14 ЗК РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости»;
обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии с п. 15 ст. 39.15 ЗК РФ лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.
Из вышеприведенных норм следует, что закон возлагает обязанность выполнения кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ, на лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Невыполнение заявителем данной обязанности в течение срока действия предварительного согласования влечет утрату права на предоставление земельного участка.
Статьей 39.15 ЗК РФ регламентирована процедура предварительного согласования предоставления земельного участка. При этом, под предварительным согласованием предоставления земельного участка понимается вынесение уполномоченным органом власти решения по промежуточному одобрению предоставления без проведения торгов земельного участка с конкретными характеристиками (адресные ориентиры, кадастровый номер, вид разрешенного использования, площадь, категорию земель) в случае, если земельный участок предстоит образовать либо границы существующего земельного участка подлежат уточнению.
В соответствии с пп.9, п.9, ст. 39.15 ЗК РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются в числе прочих в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков.
Как указано в Письме Минэкономразвития России от 23 марта 2017 года № ОГ-Д23-3251 при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые земельные участки одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка (подпункт 12 пункта 9 статьи 39.15 Земельного кодекса).
Таким образом, из анализа указанных правовых норм следует, что в данном случае администрация Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области обязана была обратиться в администрацию Болотнинского района Новосибирской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, и в последующем провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены 4 общественных кладбища.
В ходе судебного разбирательства установлено, что орган местного самоуправления, обязанный в силу указанных норм решать вопросы местного значения, не предпринял необходимые для исполнения своей обязанности меры, о чем свидетельствует отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений об объекте недвижимости, описания границ земельных участков, занятых кладбищами на территории Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области.
Осуществлять полномочия по содержанию кладбищ надлежащим образом не представляется возможным без определения границ той территории, на которой размещено кладбище путем межевания и постановки на кадастровый учет земельного участка. Уклоняясь от межевания, постановки на кадастровый учет, оформления прав на земельный участок и предоставляя места для захоронения при отсутствии права распоряжаться данными землями, администрация сельсовета нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, поскольку выделение средств местного бюджета на содержание кладбищ невозможно, если эти объекты не находятся в муниципальной собственности.
В соответствии с ч.1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно ч.2 ст. 94 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
Земли военных и гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного назначения (п.3 ч.1 ст.99 ЗК РФ).
В силу ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Такое ходатайство ответчиком не инициировалось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействие администрации Карасевского сельского совета Болотнинского района Новосибирской области в части не проведения работ по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены 4 общественных кладбища, расположенных на территории Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области, не оформления права муниципальной собственности на данные участки, не представление в уполномоченный орган ходатайства о переводе указанных земель в земли охраняемых территорий затрагивает интересы неопределенной группы лиц.
При таких обстоятельствах, требования прокурора Болотнинского района Новосибирской области о понуждении администрации Карасевского сельского совета Болотнинского района Новосибирской области к совершению действий являются законными и обоснованными, и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Поскольку суд установил, что бездействием ответчика нарушаются охраняемые законом права неопределенного круга лиц, учитывая важность защиты охраняемых законом прав и мнение сторон, суд полагает разумным и справедливым установить срок для исполнения решения суда не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Болотнинского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать администрацию Карасевского сельского совета Болотнинского района Новосибирской области в срок не позднее одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по межеванию, постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых размещены 4 общественных кладбища, расположенных на территории Карасевского сельсовета Болотнинского района Новосибирской области, оформить право муниципальной собственности на данные участки, обеспечить представление в уполномоченный орган ходатайства о переводе указанных земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Болотнинский районный суд Новосибирской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья (подпись) С.А. Каминский
Решение в окончательной форме изготовлено 04 августа 2020 года.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2-383/2020 Болотнинского районного суда Новосибирской области, уникальный идентификатор дела 54RS0014-01-2020-000813-94.