Решение по делу № 2-294/2018 от 02.03.2018

        К делу № 2-294/18

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2018 года                                                                               п.Тульский

Майкопский районный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего      Юрченко Н.И.

при секретаре                        Ходовой Е.К.,

с участием ст.пом.прокурора Джандар К.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Прокурора Майкопского района Республики Адыгея в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» о возложении обязанности,

                        у с т а н о в и л :

Прокурор Майкопского района Республики Адыгея обратился в Майкопский районный суд с исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» об обязании администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного гидротехнического сооружения - <адрес>); обязании администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» направить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора и Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам Республики Адыгея данные о нижеперечисленных выявленных бесхозяйных гидротехнических сооружениях: земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метра; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый; , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров, указав в заявлении следующее.

Прокуратурой района в соответствии с заданием прокуратуры Республики Адыгея проведена проверка исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями бюджетного законодательства при использовании денежных средств, выделенных из бюджетов различных уровней на проведение мероприятий по обеспечению безопасности и охраны гидротехнических сооружений.

Положениями ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, п. 5 ст. 1 Закона Республики Адыгея от 18.12.2014г. № 359 «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В п. 7 ст. 2, подп. «а», п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дано понятие противодействие терроризму – деятельность физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Положениями ч. 1 ст. 132 ГК РФ закреплено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ сооружения, являются объектами капитального строительства.

Согласно ст. 3 Закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 31.01.2018 № 34-к утвержден перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Адыгея, согласно которому на территории муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» расположено гидротехнические сооружение - <адрес>.).

Указанное габионное крепление является единым недвижимым комплексом (берегоукрепительным сооружением), то есть совокупностью объединенных единым назначением вещей, расположенных на одном земельном участке, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрация МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного указанного гидротехнического сооружения, не обратилась.

Положениями ст. 9 Закона определены меры обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, которые в данном случае не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Кроме того, на территории муниципального образования «Краснооктябрьского сельское поселение» расположены нижеперечисленные гидротехнические сооружения, которые ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. поставлены на учет как бесхозяйные: земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метра; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый; , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, пер. Титова кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров.

Согласно п.п. 5, 6 Положения при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» данные о вышеуказанных бесхозяйных гидротехнических сооружениях не направлены в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора и Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам Республики Адыгея.

Прокурор полагал, что при таких обстоятельствах, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и их законные интересы в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности жизни и здоровья, сохранности имущества, а также не обеспечивается антитеррористическая защищенность гидротехнического сооружения.

В судебном заседании старший пом.прокурора Майкопского района Джандар К.Х. уточнил требования и просил обязать Администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного <адрес> а также направить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора и Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам Республики Адыгея данные о нижеперечисленных выявленных бесхозяйных гидротехнических сооружениях: земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метра; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый; , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , протяженность 709 метров.

              Представитель администрации МО «Краснооктябрьское сельское поселение» по доверенности Хрулев М.М. возражал против удовлетворения требований в части постановки на учет как бесхозяйного ГТС. Пояснил, что названное сооружение строилось за счет бюджета республики и должно было приниматься на баланс Комитета по имущественным отношениям РА.

          Представитель Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологического и атомному надзору по доверенности Куриченко Е.А. просила рассмотреть дело в её отсутствие и удовлетворить требования прокурора Майкопского района.

          Представитель Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам РА в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить исковые требования.

          Представитель Комитета РА по имущественным отношениям в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

          Заслушав стороны, изучив материалы дела, считает, что заявленные исковые требования законны и подлежат удовлетворению.

    Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Положениями ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003г. № 131-ФЗ, Закона Республики Адыгея от 18.12.2014г. № 359 «О закреплении за сельскими поселениями вопросов местного значения» закреплено, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон) под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В п. 7 ст. 2, подп. «а», п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» дано понятие противодействие терроризму – деятельность физических и юридических лиц, основанная на принципе приоритета мер по предупреждению терроризма, которые заключаются в выявлении и последующем устранении причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Положениями ч. 1 ст. 132 ГК РФ закреплено, что вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

В соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь.

К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах.

В соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ сооружения, являются объектами капитального строительства.

Согласно ст. 3 Закона гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Приказом Управления по охране окружающей среды и природным ресурсам Республики Адыгея от 31.01.2018 № 34-к утвержден перечень гидротехнических сооружений, расположенных на территории Республики Адыгея, согласно которому на территории муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» расположено гидротехнические сооружение - <адрес>.).

Указанное габионное укрепление является единым недвижимым комплексом (берегоукрепительным сооружением), то есть совокупностью объединенных единым назначением вещей, расположенных на одном земельном участке, раздел которых в натуре невозможен без изменения их назначения.

Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию , выданному администрацией МО «Краснооктябрьское сельское поселение» названное выше габионное укрепление является объектом капитального строительства и введено в эксплуатацию.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрация МО «Краснооктябрьское сельское поселение» в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного указанного гидротехнического сооружения, не обратилась.

Доводы представителя ответчика о том, что указанное ГТС не является бесхозяйным и должно быть принято на баланс Комитетом РА по имущественным отношениям, в связи с чем требования прокурора в этой части необоснованны, опровергается установленными в суде обстоятельствами и сообщением из Комитета РА по имущественным отношениям, согласно которому принять спорное гидротехническое сооружение в государственную собственность не представляется возможным в связи с отсутствием правовых оснований, установленных п.3 Постановления Кабинета Министров РА от 11.05.2004 года №97.

Кроме того, в силу п.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, только по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иных вариантов постановки на учет недвижимого имущества, которое не имеет собственника, действующим законодательством не предусмотрено.

Так же установлено, что на территории муниципального образования «Краснооктябрьского сельское поселение» расположены нижеперечисленные гидротехнические сооружения, которые ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. поставлены на учет как бесхозяйные: земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метра; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый; , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров.

Согласно п.п. 5, 6 Положения при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

Обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» данные о вышеуказанных бесхозяйных гидротехнических сооружениях не направлены в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора и Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам Республики Адыгея.

При таких обстоятельствах, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду и их законные интересы в сфере предотвращения чрезвычайных ситуаций, обеспечения безопасности жизни и здоровья, сохранности имущества, а также не обеспечивается антитеррористическая защищенность гидротехнического сооружения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

          Удовлетворить исковые требования <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования «Краснооктябрьское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного гидротехнического сооружения – МрКу-3 габионное берегоукрепление в <адрес> (<адрес>.), а также направить в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора и Управление по охране окружающей среды, природным ресурсам Республики Адыгея данные о нижеперечисленных выявленных бесхозяйных гидротехнических сооружениях: земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метра; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый; , протяженность <данные изъяты> метров; земляной вал, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый , протяженность 709 метров.

         Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский районный суд в течение месяца.

         Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

         Судья: подпись

         Копия верна: Судья                                                              Н.И.Юрченко.

2-294/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Майкопского района Республики Адыгея
Ответчики
Администрация МО "Краснооктябрьское сельское поселение"
Другие
Северо-Кавказское управление Ростехнадзора
Управление по охране окружающней среда, природным ресурсам РА
Суд
Майкопский районный суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
maikopskyr.adg.sudrf.ru
02.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2018Передача материалов судье
06.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2018Подготовка дела (собеседование)
15.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2018Судебное заседание
03.04.2018Судебное заседание
07.05.2018Судебное заседание
17.05.2018Судебное заседание
22.05.2018Судебное заседание
24.05.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее